Русская линия
Православная книга России Тамара Крюкова03.02.2007 

«Взрослые игры с детским подсознанием»
Выступление писательницы Тамары Крюковой на XV Рождественских чтениях

Тамара Шамильевна Крюкова, член Союза писателей, автор многих книг для детей и подростков, в том числе «Костя + Ника =», размышляет на тему современной детской литературы. Запись 31 января 2007 г., Конференц-зал Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Все люди имеют право на ошибку. Но когда имеем дело с детьми, то ошибка может быть трагичной, потому что детская литература в зависимости от возраста маленькие дети принимают мир абсолютно буквально. Уничтожить доверие маленького ребенка просто: «подойди ко мне, я тебе конфету дом» Он идёт, его хватают за руку и тащат домой, конфету он не получает потому что надо обедать. Это мелочи, но приходит время, когда дети вступают в подростковую пору и тогда кредит доверия исчерпан, они взрослым уже не верят, но они верят печатному слову. Нам (писателям) они пока ещё верят. Что мы им несём. И здесь очень важно, что касается массовой литературы или элитарной. Я работаю только в массовой литературе, потому что считаю понятие «элитарная литература для детей» это полный нонсенс, это чушь. Вся литература для детей должна быть массовой, она должна трогать их душу. Но есть такая опасность: порой взрослые думают, что для того, чтобы литература дошла до детей нужно, чтобы было им интересно. А что же они любят? О, они любят ужастики! Давайте писать для них ужастики, детективы. И тогда взрослые, мамы говорят, покупая какой-нибудь ужастик, говорит «Пусть хоть это читает». А зачем читает? Чтобы технику чтения развивать? Для этого можно читать что-нибудь другое. А зачем ещё читает? Что такое вообще книга? Это — работа для души. Если книга не заставляет ребенка задуматься и встать на ступеньку выше, то становится непонятным, в чем же суть книги, зачем жонглирование словами? Тогда книга теряет свою основную функцию. Сюжет книги для детей должен быть обязательно занимательным, приключения обязательно должны присутствовать, потому что философскую литературу ребёнок не будет читать по определению, ему надо, чтобы что-нибудь происходило. Очень часто сюжет книги строится на том, что герой с чем-то борется. Борется, конечно же, со злом. Но! Герой должен бороться не с внешними врагами, а с тем, что находится внутри его. Мы боремся каждый день. Боремся за то, чтобы стать лучше, чтобы стать чище. Когда мы понимаем, что сделали ошибки (которые мы всё равно совершаем, человек же не червяк, который должен ползти по земле и никуда не падать), мы стараемся исправиться. Когда человек читает книгу, он должен постоянно решать какие-нибудь морально-этические задачи для себя. Герой книги постоянно стоит перед выбором «Как поступить? Так или так?» Когда маленький читатель решает такие задачи вместе с героем книги, тогда, прочитав книгу, он задумается. Тогда он увидит людей вокруг себя, узнает в них героев из книг, в каких-то героях он узнает себя, в какой-то ситуации он поступит не так, как поступил бы.

Что ещё характерно для детской литературы в наше время и что приносит вред читателям? Это подмена понятий. Тот самый злодей и тот самый хороший герой. Очень часто, хороший герой начал мстить. Он хватает меч, громит улицу, и никто не задумывается, что при этом разрушается полгорода. И объяснение этому — месть главного героя. Самый сложный урок, который мы проходим всю жизнь и которому нужно учить детей с раннего возраста — это прощение. Потому что все мы знаем, что когда в душе какая-нибудь обида, то и физически мы ощущаем эту тяжесть как камень на душе. Для того чтобы снять этот камень с души нужно уметь прощать. Это не всегда легко. Если бы это было просто, то у нас все были бы святыми. Когда человека обидели, причем обидели незаслуженно, он обижается. И вроде бы он понимает, что нужно простить, но ему ещё это прощение нужно вымолить, прожить. Ему нужно научиться прощать. А это очень сложно. Если мы уже с маленького возраста учим мстить, как же он будет прощать? Тогда этот камень на душе будет всё больше и больше. И эти камни на душе тянут к земле. Часто бывает так: если добрый, это мягкотелый слизняк. Хотя гораздо сложнее быть добрым, чем злым. И уметь отдавать, отдавать то, что тебе нужно гораздо труднее, чем отнять. Чтобы отдать, нужна сила духа. Поэтому такая подмена понятий корёжит детскую душу.

Когда авторы пытаются подстроиться под подростков, выяснить что им нравится, найти тему. Одна из таких тем, сложности общения подростков с родителями. И тут возникает страшная вещь. Основой любого государства является семья. Нет никого на свете, кто бы поддерживал человека более чем его родители, которые простят в любой ситуации, несмотря на то, что совершил. Простят и поймут. А в литературе появляются примеры ерничанья над взрослыми. И тогда 13, 14-ти летние подростки начинают думать, что у него глупые родители, которые ничего не понимают. То, что они ошибаются они поймут уже, когда будут взрослыми. Но в тот критический момент, когда человек уже хочет самостоятельности, но ещё не может, а тут ещё и подливают масла в огонь, ёрничают над родителями, всё это приводит к расшатыванию устоев семьи. Когда у ребенка нет уважения к семье, у него не может появиться уважения к Родине. А когда человек думает, что он живёт на помойке, что он достоин жизни только на помойке, он даже и не подумает эту самую помойку как-то улучшать. Таковы реалии.

Очень часто слышу, как в адрес мои книги говорят, что они хороши, потому что в них нет назидательности. Это колоссальная ошибка. Потому как мои книги одни из самых назидательных, что есть сейчас в детской литературе. Они назидательные от первого до последнего слова. Но важно то, как эта назидательность подаётся. Во-первых, никогда не надо лгать. Если мы пытаемся представить детям мир не таким, каким он есть, то они обнаруживают это несоответствие когда выходят на улицу. Нужно им показывать, что в этом мире есть не только предательство, но есть ещё дружба и любовь, собственная сила духа. Необходимо показать, что когда отдаешь любовь, получаешь бОльшую любовь. Когда отдаешь зло, оно обязательно вернётся. Это аксиома и от этого никуда не деться. Злой человек по определению не может быть счастлив, потому что его это зло корёжит. Счастлив может быть только добрый человек. Добрый человек может видеть красоту. Самое основное в детской литературе — не бояться назидательности. Детская книга без назидательности — пустышка, это просто испорченное дерево, срубленное для производства бумаги для книги. Детям очень важно, чтобы у них были друзья. Им важно чувствовать, что они не одиноки. Абсолютно положительных героев в книгах не может быть, потому что таким героями могут быть только святые. Это такие люди, к которым можно стремиться, но которых очень сложно достичь. Герои моих книг живые, они имеют право ошибаться и они умеют вовремя увидеть это. Они умеют вовремя преодолеть себя.

http://www.pravkniga.ru/news/393/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика