Патриархия.Ru | 03.02.2007 |
В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь.
Святому было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси.
Он сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправил богослужебные книги: Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Переводческие труды убедили преподобного Максима в важности хорошего знания грамматики и греческой, и славянской. Он признавал подчинение философии богословию и указывал вредные «внешние» светские науки и философские теории, которые ищут наслаждения и покоя в земной жизни, например, философия Эпикура, тогда как надо искать богообщения, «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Созерцание Божества, как учил св. Максим, возможно лишь при чистоте сердца, очищении ума и души. Святой учил о вездесущии Божием, о свободе в мире духовном, то есть, человек волен стать подобным Ангелу или демону. Преподобный Максим Грек способствовал просвещению, писал против астрологии и суеверий.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Государь рассердился. Воспользовавшись этим, недоброжелатели стали обвинять инока в политической неблагонадежности, и через несколько месяцев, в апреле 1525 г., в царских палатах был созван собор для суда над преподобным Максимом Греком. По приговору собора преподобный был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его заточили в темницу.
С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и угарной келлии. Здесь он терпел мучения от дыма, холода и голода, а по временам, приходил в омертвение. Но Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости от этого видения, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной келлии. Этот канон и ныне читается в Церкви.
В 1531 г. преподобного Максима опять потребовали на соборный суд. С новым обвинением против него выступил сам митрополит Даниил. На этот раз он начал с политических обвинений, потом выдвинуто было и совершенно нелепое обвинение в колдовстве, за которыми последовали новые обвинения в хульных выражениях, обнаруженных в сделанных им 10 лет назад переводах. На допросе преподобный страдалец вел себя смиренно, кланялся в ноги судьям, просил о прощении, признавал себя виновным в «неких малых описях», происшедших не от ереси или лукавства, а случайно.
Но унижение Максима не смягчило его судей, собор отлучил Максима Грека от причащения Святых Таин и в оковах отправил в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Здесь преподобный Максим Грек провел более 20 лет. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Тверской епископ Акакий был человек добрый и к преподобному Максиму относился милостиво и сострадательно. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили и святогорская братия, и патриархи Антиохийский и Константинопольский от имени целого собора, и патриарх Иерусалимский. Безуспешны были также просьбы самого преподобного Максима Грека, обращенные к Иоанну IV.
В 1547 г. преподобный Максим написал послание новому митрополиту Макарию, в котором жаловался на то, что его оболгали не за ересь, а за невольные ошибки, допущенные по незнанию языка, он претерпел оковы, дым, голод, холод и, самое тяжкое, лишение причастия. Митрополит Макарий отвечал ему не сам, а через своего протосинкела (должностное лицо при митрополите и в его доме) монаха Алексея «Узы твои целуем, как одного из святых, пособить тебе не можем», ибо «жив связавший его» — митрополит Даниил. Когда преподобному было предложено испросить себе причащение под предлогом смертной болезни, то для святого инока этот лукавый совет был неприемлем. Великий страдалец уже не просил о дозволении вернуться на Афон и даже о возвращении в Москву: «Я о возвращении в Москву и житии там не прошу, а только хлопочу о причастии, которое просто всем дается; ни суда ни собора не прощу, а только милости и человеколюбия». Наконец, отлучение от Святых Тайн было снято с преподобного, но свободу ему не вернули.
Митрополит Макарий высоко ценил сочинения ученого грека. И когда готовился Стоглавый Собор, то к суждениям ученого богослова прислушивались и митрополит с иерархией, и царь, и лица при дворе Влияние писаний преподобного Максима сказалось на деяниях и постановлениях Стоглавого Собора. С ходатайством об облегчении участи преподобного узника выступил тогда новопоставленный игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. И это ходатайство возымело успех. Произойти это могло лишь в 1551 г., когда в течение полугода Артемий был игуменом Троицкой обители.
В 1553 г. царь Иоанн IV, отправляясь по обету в Кириллов монастырь на богомолье, посетил преподобного Максима Грека, который в беседе с царем посоветовал ему заменить обет богомолья более богоугодным делом — заботой о семьях павших под Казанью воинов. Царь смиренно выслушал совет преподобного, но последовать ему не захотел. Тогда святой через князей и царского духовника велел ему передать: «Если не послушаешься меня, советующего тебе по Бозе, забудешь кровь мучеников и избитых погаными за христианство, презришь слезы сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет по дороге». Несмотря на столь грозное предостережение, царь продолжил свое неблагословенное богомолье, и пророчество святого сбылось. Царевич Димитрий скончался в возрасте 8 месяцев.
Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
21 января 1556 г. преподобный Максим скончался в обители Живоначальной Троицы, проведя 38 лет в подвижнических трудах и страданиях на благо Русской Церкви и Вселенского Православия. Умирая, преподобный страдалец трижды осенил себя крестным знамением.
Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.