Русская линия
Православие.Ru02.02.2007 

Проповедь и рок-культура

Около года назад на нашем сайте было опубликовано несколько статей, касающихся современной молодежной культуры. В них, в частности, обсуждался вопрос о том, уместна ли христианская проповедь на рок-концертах. Наши читатели тогда отреагировали на публикации целым потоком писем (http://www.pravoslavie.ru/polemika/60 328 123 503). До сих пор продолжается оживленная дискуссия. Редакция вновь предлагает вашему вниманию некоторые из последних откликов на эту тему.

В дальнейшем мы будем публиковать пришедшие в адрес сайта наиболее интересные отзывы на актуальные материалы, которые вы можете оставить на странице заинтересовавшей вас статьи

* * *

Я уверена, что сейчас именно рок-музыка (я имею в виду только русский рок) может привести многих молодых людей в Церковь. Надо только вслушиваться и стараться понять эту музыку, а не выключать при первых же рок-аккордах. Вслушайтесь в слова песни Гребенщикова «Серебро Господа моего»: «Выше слез, выше слов, вровень с нашей тоской…» или «Я ранен светлой стрелой, меня не излечишь…». Это чувство так знакомо любому христианину — тоска по небу, по Богу. Или песни Шевчука — это же совесть русского рока: «Вперед, Христос, мы за тобой наполним небо добротой». Это, на мой взгляд, особенность времени: путь в Церковь начинается для многих с рок-концерта. И своим детям я сейчас даю слушать русский рок, чтобы сформировать у них вкус к хорошей, умной музыке, что-то вроде прививки от шансона и попсы, блатняка, который повсюду, и похотливых завываний по телевизору. А по воскресеньям мы все ходим в храм, и никакого противоречия не возникает. Русский рок в нашей семье органично существует рядом с церковным пением, колокольным звоном, книгами Достоевского, Пушкина, Чехова.

Ольга

* * *

Здравствуйте!

Меня зовут Ольга, мне 29, я искусствовед по образованию и работаю в Государственном Русском музее по специальности «Древнерусское искусство». На вашу статью наткнулась случайно. От проповеди и от самой деятельности рок-проповедников я пришла в полный восторг. Слава Богу, что в Церкви находятся люди, способные мыслить так! Это, действительно, то, что нужно. Только соединение, а не разделение и отрицание чего-либо спасет мир. Если что-то существует, значит, оно зачем-то нужно Тому, Кто этот мир сотворил. Если не будет Андрея Кураева и ему подобных, Православие превратиться просто в еще одну субкультуру. Собственно, так уже и происходит. Процесс пошел еще со времени НТР. Традиционная культура упирается носом в проблему «отцов и детей». «Дети» строят свой мир, ибо не желают мира «отцов». Русская Православная Церковь своим успехом в постперестроечное время обязана именно тому обстоятельству, что коммунизм и строй советского общества ассоциировались с культурой и миром «отцов». За время перестройки и после нее были затрачены грандиозные силы по возрождению русской традиционной культуры. Теперь подросло новое поколение. Для этого поколения воскрешенная русская культура уже опять ассоциируется с «культурой отцов», а вопрос взаимоотношения поколений будет вечным. Это, конечно, очень грубая схема…

С уважением,
Ольга

* * *

Я большой поклонник рок-музыки, но я категорически против того, чтобы проводились проповеди на рок-концертах. Это смешно! Большинство ходит на концерты даже таких групп, как «ДДТ» и «Алиса», чтобы развлекаться, но не слушать умные речи. Представьте себя на месте посетителя такого концерта. Он не воцерковлен, перед этим он выпил, быть может, даже изрядно, он хочет двигаться, общаться с друзьями, знакомиться с девушками и т. п. А тут на сцену выходит священник. Сначала, наверно, он подумает, что это шутка, организованная музыкантами, но, убедившись, что это не так он будет в шоке: «Священник на рок-концерте?! Как это?! Ха-ха!» Господа, давайте не путать «божий дар с яичницей», такая практика не прибавит числа верующих, она лишь усугубит недоверие невоцерковленных людей к Русской Православной Церкви. К тому же Церковь начнут критиковать и те люди, которые традиционно против рок-музыки. Проповеди на рок-концертах приведут только к дискредитации Церкви в глазах многих людей. Так что не надо забивать этим голову. У Русской Православной Церкви есть еще множество и других, еще более важных проблем.

Михаил

* * *

Ясно, что о. Андрей и о. Сергий идут на риск. Мне режут ухо слова и интонации, избранные для рок-проповеди; будут резать они ухо и многим слушателям (таким, кто скажет: «Вот, лезут церковники из всех щелей»). Однако именно в аудитории Кинчева и Шевчука есть немало людей, которые могут откликнуться именно на такую проповедь. Возможно, эти нагловатые подростки пренебрежительно говорят о Церкви, но внутренне ждут понятного для них слова. Вот пример: знакомый некоей журналистки говорил: «Я пошел бы в храм, но мне удобно только ночью. А ночью там закрыто!» Все-таки наш долг — устранить почву для этой и подобных отговорок, хотя верно и то, что отговорки можно придумывать бесконечно. Итак, мне кажется, такая проповедь нужна, но только миссионерам нужно быть очень и очень осторожными. А наше охладительное слово будет для них полезно: оно удержит их от слишком резких экспериментов. Да хранит их и вас Господь наш Иисус Христос!

Владимир,
преподаватель из Москвы

* * *

Статью не читал. Извините. Но из названия темы и полемики пришел к мысли, что речи вокруг Церкви, о душевности, а не об истинной духовности. Как мирянин, полностью согласен с иером. Никоном и к нему бы хотел обратиться. Нужны нам сотни, даже сотни тысяч тех, которые положили намерение «просто» спастись, созидая внутреннего человека, причем по-настоящему, без подделок, как и положено было бы всем нам. Именно — духовные лидеры, а не простые свидетели покаяния. Где те, к кому обращается Добротолюбие? Почему священник кроме бороды и темной одежды ничем не отличается, не чувствуется? Потому народ и обманывается и кормит и слушает шарлатанов в электричках. А «несозревшие» говорящие от имени Церкви с экранов ТВ? За это вас (не вас лично, сковывающий взгляд не сказка) действительно побьют. Вы правильно видите ситуацию. Ко всем остальным: многотысячный концерт Мэнсона тоже «рок»; и два табурета да две гитары «Чайфов» тоже «рок». Даже во втором случае нет места духовности. Душевно, но не более. Это ни плохо, ни хорошо, это просто так есть. Появление духовного лидера среди двух табуретов и тихая беседа — это прекрасно. Но рок-концерт и проповедь… Это как? Выходит конферансье и говорит: «Встречайте,…!»? А если батюшка хорошо владеет инструментом «эл.гитара», то, по большому счету, какое отношение это имеет к «року»? Концерт рок-группы священнослужителей с новым альбомом «Во Христе», музыка «такого-то», слова «такого-то». Так что ли? Давайте все же общение с Богом оставим молитве. О Боге — беседам. А песням «Я пошел на рыбалку, плюнул три раза на червя». И заметьте, без всякого потайного смысла! Ой-ой, написал, аж самому страшно. Ко всем с уважением,

Артем

* * *

Здравствуйте!

Случайно наткнулся на дискуссию на тему проповеди на рок-концертах. Весьма своевременная тема. Сам занимаюсь рок-музыкой в течение пятнадцати лет и всегда использовал возможность обращения к публике именно с целью пробудить интерес к богопознанию, к размышлениям о смысле и цели жизни человеческой. Музыка была далеко не классическая — сибирский панк-рок, но содержание превалировало над формой, и тем, кто слушал песни, был важен их смысл, а не то, какие ноты при этом были сыграны. Являюсь воцерковлённым, но противником того, чтобы у нас в стране появился «православный рок» по типу протестантского. Православными должны быть мы и доносить идеи православия до слушателя. Когда начинают писать о рок-музыке люди несведущие, не видящие ничего, кроме непонятной им формы исполнения, это вызывает лишь досаду. Русский рок и, в частности, сибирский панк — явления достаточно самобытные и требующие пристального анализа компетентного богослова. Таковым, вне всяких сомнений, считаю диакона Андрея Кураева, хотя не идеализирую его. К примеру, мало кто знает, что ещё до того, как был крещён Константин Кинчев, уже была рок-группа, которая исполняла песни, православные по своей сути, где поднимались вопросы о Боге, о Вере, о Царе-мученике. Это — группа из Тюмени «Инструкция по выживанию». И я лично знаю много примеров, когда благодаря песням этой группы молодые люди впервые переступали порог Церкви. Сегодня среди них есть и священнослужители. И ещё хочется сказать, что от Церкви мы ждём, прежде всего, понимания и поддержки, но не надо спешить туда, где вас не поймут. Позвольте это сделать людям, которые знают этот язык и знают, как и что нужно говорить, чтобы услышали не только нас, но и вас. Просим ваших молитв о нас, грешных.

Александр Редут,
группа «Теология Освобождения»
(г. Новосибирск)

P. S. Так уж совпало, что 24 декабря нас пригласили в кафедральный собор Новосибирска (к семинаристам) на слушание доклада и участие в дискуссии на эту же тему: «Рок и Православие». Пригласили меня и Олега Судакова (Манагера) из группы «Родина». Не знаю, насколько Вы осведомлены о том, что в рок-музыке Православие не ограничено Кинчевым и Шевчуком, но когда читаешь статьи в газетах и журналах, создаётся впечатление, что это лишь часть непонятного нам пиар-хода, чтобы заработать дополнительные очки в глазах общественности. Мы говорили о Христе и о Церкви ещё тогда, когда «Алиса» и «ДДТ» были озабочены совсем другими вещами. Но мы следим и за их духовным взрослением, хотя по возрасту они и старше нас, да и известнее, но не стоит забывать и о тех, кто начинал об этом говорить со сцены. Возможно, мы излишне горячи, позволяем себе критиковать теплохладных поборников церковного формализма, но то, что мы всегда говорим искренне и от всего сердца, — это факт. Мы дистанцируемся от групп типа «Звери», «Би-2», всевозможных королей и шутов современной эстрады. Да и за рок это не считаем. Рок для нас — это судьба, та, которая у нас есть, но милостию Божией мы сами можем её изменить. И наши песни — они выстраданные, пережитые, пропитанные кровью наших сердец. Что трудно сказать, глядя на то, какой рок нам преподносит «голубой экран». А ведь и о нас в Церкви судят по тому, что видят по ТВ. Почему Церковь решительно не призывает свою паству не смотреть ТВ — это ещё один наболевший вопрос. И хотелось ещё рассказать вот о чём: мне довелось побывать в Санкт-Петербурге на первом концерте «Рок к небу» (2003). Мы с женой приехали в СПб на несколько дней, посетили часовенку блаженной Ксении, святого Иоанна Кронштадского, лавру Александра Невского и случайно наткнулись на афиши. Тогдашний тур-менеджер «Аквариума» был мой знакомый, и он провёл нас на концерт. Удивительно было увидеть там диакона Андрея Кураева: кто-то слушал его проникновенную проповедь, кто-то выходил из зала пить пиво. В целом было ощущение того, что вот наконец-то Церковь пришла и сюда. Ведь каждого из нас призывал Христос к благовествованию. В общем, зёрна были брошены. Мы уехали, я списался со своим питерским знакомым, и он сказал, что это только начало, подобные фестивали теперь будут проходить снова и снова, и скептически заметил, что, возможно, вскоре появится термин «православный сатанизм». То есть, Церковь, не разобравшись внимательно в сути вопроса, не проанализировав хорошенько ситуацию, даёт повод бросить в свой огород ещё один камень, устраивая подобные фестивали, куда могут хлынуть люди вовсе не воцерковлённые и тем самым дискредитировать эту, в общем-то хорошую, идею. Вот почему мне кажется, что фестивали проходить должны, но выступающие должны получать благословение, может быть, даже и у епископа. Но если этих музыкантов не знают в Церкви, ни один приходской священник их не опознает, могут ли они выступать под эгидой Церкви? Это самый больной вопрос. «Ахилессова пята» «православных рок-фестивалей"… Не скатиться бы к протестантизму. Материалы, которые я прислал, конечно же, можете использовать по своему разумению. Если будут вопросы, всегда рад буду их разрешить. Имя: Ирина

А для меня первым и шагом к вере была рок-опера Иисус Христос — Супер-звезда. Даже звучит смешно, и писать странно — но именно так. Знаете, самое необычное или наоборот, обычное, странное и вообще «недостоверное» с точки зрения вероучения может нести в себе такую силу истины и стать таким личным опытом, что станет основой, тому, что, несомненно, внутри, а все остальное только рама, обрамление. Как старая картинка или запах, вдруг переворачивающий все или наоборот, все проясняющий. Не очень понятно получилось. Но мне бы очень хотелось, чтобы вся явная жизнь была только частью моей веры, а не вера жила где-то в уголке такого сложного мира.

Александр Редут

* * *

Мой переходный возраст родители по сей день вспоминают с содроганием. Так что тот факт, что в 20-летнем возрасте я самостоятельно пришла в Православную Церковь, равносилен чуду воскресения Лазаря Четверодневного. Будучи не так давно сама представителем оторванной молодежи, могу сказать, что люди старшего поколения, независимо от их религиозных убеждений, плохо представляют, «до чего дошел прогресс» молодежной культуры. И душевное состояние современной бездуховной молодежи они представляют себе очень поверхностно, т.к., чтобы прочувствовать все это, надо либо самому в эту выгребную яму окунуться с самого начала, либо быть святым. Люди, которые выше излагали свою позитивную точку зрения о роке как таковом, скорее либо не переосмыслили до конца в своей жизни некоторые моменты, либо ностальгируют по ушедшей молодости, в которой они, впрочем, с таким объемом информационного негатива и беснованием, как нынешняя молодежь, не сталкивались даже близко, будь они хоть с криминальным прошлым. Они эту свою слабость к року, например, пытаются за альтернативную норму выдать. Причем сама молодежь до определенного момента своим состоянием весьма довольна, получает немало удовольствия от собственной жизни и нередко это состояние периодически усугубляет, считая «прогрессивным, позитивным и пр.». В таком состоянии молодежи не нужны проповеди — ни рок, ни техно, никакие другие. Потому что она ее не готова воспринимать до определенного момента на должном уровне, ну, разве что «с пивом потянет». Но ведь не в том же цели миссионерства, чтобы христианство в голове оторванной молодежи стояло на одной полке с пивом, астрологическим прогнозом на любимой радиоволне, оккультизмом и прочим мусором? Поэтому любое «заигрывание» с молодежью, находящейся в подобном состоянии, — это лишь усугубление ее положения духовной дезориентации. На самом деле человек, чтобы прийти к Богу, должен порой наесться грязи «до не могу». Вот тогда до него медленно начинает доходить, что он достиг неких пределов человеческого падения, и он наконец-то в этой грязи сам начинает барахтаться в поисках выхода, и Бог таким людям помогает. Роль миссионерства на данном этапе заключается лишь в добром, а порой даже и бессловесном примере христианства, который может подтолкнуть человека к Богу, и оказании посильной, ни в коем случае не навязчивой помощи человеку, который сделал уже самостоятельные шаги к храму и эту помощь ищет. Конечно, путь каждого человека к Богу индивидуален, миссионерство имеет свое назначение, а неофитам нужно оказывать снисхождение в определенной степени, но поймите меня правильно: для того чтобы «снизойти» к немощному, не надо «опускаться» до его состояния и говорить на одном с ним жаргоне. Думаю, ни святой Иоанн Кронштадтский, ни святая Елизавета Феодоровна, проповедуя в трущобах, не стремились там сойти за «своих в доску». Это сектантские приемы. Думаете, что Кураев на рок-концерте «заблудшей» молодежи «Америку открыл» или они никогда с информацией, которую он там им нес, не сталкивались? Да она ее просто не переваривает за неспособностью на данном конкретном этапе. Наоборот, расценит как поощрение своих рок-увлечений и стиля жизни вообще. Одним словом, я точно знаю, что в определенные моменты моей жизни рок-проповеди для меня были как мертвому — припарки, только усугубление внутреннего хаоса, а вот когда душа созрела, она с Божией помощью дорогу в храм нашла сама. К слову, все мои друзья — рок-музыканты и любители, придя к Богу, от рока отказались, не потому, что рок принципиально с христианством несовместим, а потому, что душе уже этого не нужно, т.к. она нашла куда более ценное, полное и совершенное. А миссионерство должно быть рассудительным. Вспомните Лескова. В нашем храме был еще такой случай: верующий парень долго уговаривал свою неверующую девушку креститься, наконец уговорил. Привел в храм, подошел к учительнице Воскресной школы: вот, мол, креститься хочет. А та на девочку посмотрела и плечами пожимает. «А зачем, — говорит, — тебе это надо? Это ведь в церковь ходить надо будет каждое воскресенье, поститься. молиться…» Девица развернулась и ушла. Как так можно, скажете? А не нужно людей крестить любой ценой, к Богу нужно приходить осознанно, с сердцем. Потому что когда человек ищет Бога, его постами не напугаешь. А то сейчас тенденция наметилась — молодежь купить любым способом. Простите за сумбурный комментарий, но это мой опыт, может, кому-то пригодится.

Екатерина

* * *

Если Вы позволите, то выскажу мнение человека, который сознательно крестился, но после этого уже трижды надолго уходил из храма. Мне искренне хотелось бы предостеречь православных, сказать, что во всяком случае те моменты в роке, которые многие признают позитивными, на самом деле глубоко сомнительны. Я ознакомился не только со статьей и проповедью, но и с некоторыми другими материалами на этом сайте, и они, возможно, приуменьшили силу тех моих сомнений, которые уводят меня в сторону от Православия. Могу сказать на личном опыте: рок играет не последнюю роль в таких сомнениях. Есть коренное противоречие между духом таких легендарных рок-композиций, как «Summertime» Гершвина в версии Дженис Джоплин или «Я получил эту роль» Шевчука, тех самых, которые вроде бы заставляют на полной мощности, всеми фибрами души ощутить душевную боль (а потом ведут, по меньшей мере, к ссорам с ближними, а в конечном счете, — к отчуждению), и православным учением, которое видит в подобном самочинные, самовольные страдания — источник разрушения, саморазрушения и самоубийства. Однако на своем примере чувствую, что именно тяга к пограничным состояниям, порождаемая подобной музыкой, является одним из тех звеньев, которые ведут к неправославному пути — хотя бы потому, что православный должен отказываться от самовольных, безблагодатных страданий, которые ведут человека к духовной гибели. Я до сих пор отказываюсь верить в безблагодатность моих переживаний, вызванных в том числе и роком. Возможно, именно поэтому я сейчас вне Церкви. Поэтому осмелюсь утверждать: если православные верят, что их учение есть единственно возможный путь к спасению, то с рок-духовностью им придется рано или поздно разойтись в разные стороны. Другое дело — сама идея проповеди на рок-концертах, точнее то, как эта идея передана в проповеди о. Андрея Кураева. Такие проповеди, во всяком случае если они действительно богодухновенны, способны привлечь людей к вере, особенно всерьез задумавшихся. Хотелось бы надеяться, что среди тех, кто ходит на рок-концерты, есть люди, которые, будучи привлечены сей прелестью, приходят туда по затмению сердца и затем оказываются шокированы той обстановкой, которая там царит. Проповедь на концерте помогла бы им раскрыть глаза — и скорее бежать как от своего греха, так и от сборища нечестивых. К возможности проповеди со стороны самого рок-музыканта отношусь крайне скептически. Возможно, моя последующая резкость неуместна на православном сайте. Однако все-таки продолжу. Очень, на мой, взгляд, плохой пример такой проповеди есть. Творчество К. Кинчева видится мне не более чем кимвалом звучащим. Для меня оно практически целиком лишено той радости, которой пропитана проповедь о. Андрея, представляя собой набор красивых слов, вполне возможно, сказанных из неосознанного желания руководить толпой. Последнее в Кинчеве чувствовалось на протяжении всего его творчества. Только поняв, что проповедь должна приносить людям благодать, которую чувствуешь, а не только мыслишь, не приписываешь себе, проповедник способен подняться до высот настоящей проповеди. В противном случае он рискует уподобиться вещаниям многочисленных американских религиозных телезвезд. Простите меня, грешного.

Павел Загорец
(Москва)

* * *

Лично по моему мнению, рок — это уже проповедь в своем роде. Так как любой музыкант и поэт несет народу какую-то мысль. В самой рок-музыке я не вижу ничего осудельного. Если вспомнить Евангелие, то первое чудо Иисус совершил на свадьбе, а я не думаю, что раньше на свадьбах сидели и хором пели молитвы Богу. Скорее раньше, как и во все времена, на свадьбах танцевали, веселились, пили вино и пели песни. И Иисус не осудил ничего, что там происходило. Надо сказать, Православная Церковь вообще никогда не осуждала народное веселье, если только не происходило чего-то совсем уж непотребного. Я считаю, Православие — это прежде всего и МЕРА во всем. А как себя проявляет человек, рисует ли он картины, поет ли он песни, играет ли на электрогитаре, это уже не важно. Что же касается рок-проповеди, то лично, по моему мнению, в этом нет ничего плохого, но и пользы от этого тоже нет. Если побывать на рок-концерте известной группы и посмотреть, как люди принимают даже другую группу, которая играет на разогреве, а не то что проповедника, которого они вообще, наверное, слушать не будут, то можно понять, сколько человек их услышат. Лучше было бы, чтобы православные рок-музыканты в своих песнях подготавливали в душах молодых людей благодатную почву, куда упало бы зерно проповеди, но упало бы оно туда уже в другой, более спокойной обстановке, например в классе школы или по телевидению.

Георгий

* * *

Мне 20 лет, я православный, родился и живу в православной семье. И никак мне не удается понять, почему Вы так нападаете на рок-музыку. Еще труднее понять, что Вы подразумеваете под рок-музыкой. Для многих рок-музыка — это «ДДТ», «Машина времени» и иже с ними, для других — «Блэк Саббат» и Оззи Осборн, откусывающий голову голубя.

В таком случае, не боитесь ли Вы, простите за самоуверенную речь, что Церковь люди начнут отождествлять с лже-батюшками, собирающими подаяния в метро, или с инквизиторами какими-нибудь? Причина конфликта — в банальном непонимании сути предмета обсуждения, к которому применяется богатый багаж знаний церковных людей (т.е. имея много знаний, которыми обладают люди православные, они могут всячески трансформировать абстрактную субстанцию рок-музыки, под которой всякий понимает что-то свое). Вы только простите меня и не примите мои слова за обвинение или критику! Не позволю никогда себе критиковать представителей Церкви и людей более старших и мудрых, нежели я. Но, тем не менее, рок-культуры нет никакой! Абсолютно. Есть музыка. Как сказал один мой глубоковерующий православный рок-музыкант: «Рок-музыка что молоток: можно дом построить, а можно голову сломать».Вы вот противопоставляете классику и рок-музыку, а зря. Сегодня в среде так называемых рок-музыкантов есть масса гениальных людей, играющих музыку, ничем не уступающую классике. Просто не на скрипке, а на элеткрогитаре. Хотя и на скрипке тоже играют «рок». Рок-музыка терпит преследования с Вашей стороны только потому, что она создавалась в период нравственного брожения. Но ее создание обусловлено вовсе не нравственным брожением, а всего лишь техническим прогрессом: просто люди изобрели элеткрогитару. И ВСЕ. Больше рок-музыка никакого определения не имеет. Вы приписываете ей только то, что ХОТИТЕ к ней приписать. Я пишу и играю рок-музыку (я бы даже сказал — «тяжелый металл»), но в ней я не протестую против морали и Церкви, не призываю к агрессии, а наоборот. Для меня, как и для многих, рок-музыка стала дорогой, приведшей к Церкви. Сегодня я слушаю классику, джаз, церковное песнопение, но и от рока не отказываюсь, пафосно приписав его к порокам, от которого смог избавиться духовным просветлением, как многие любят говорить (чем делают себя в моих глазах лицемерами). Рок — это музыка. Что в нее вложить: проповедь или призыв к бунту — это дело музыканта. Нельзя запрещать автомобили, потому что кто-то на них быстро ездит и убивает людей, нельзя запрещать Интернет, потому что там есть плохие сайты. Из Послания апостола Павла: «Как бы не проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться.» (Фил. 1, 18).

Stormrider

* * *

Проповедь христианства возможна на концертах очень немногих групп: «Алиса», «Чёрный Кофе», «ДДТ"… Больше назвать не могу. Эти команды открыто говорят: мы в Христа верим, и вам того же желаем, ребятушки! Некоторое количество рокеров к христианству в принципе равнодушно. Что-то где-то могут христианское использовать, но скорее просто отдельный момент они приемлют, а в целом это им не очень близко. Ну, может, верующими они себя и считают… по большим праздникам. Это такие группы, как «Мастер», «Blind Guardian». Но вот подавляющее большинство групп, особенно экстремальных, сознательно находятся в оппозиции христианству. Попробовал бы священник появиться на концерте такой команды — пришлось бы ему поспешно убегать, а то бы побили! Есть сатанинские команды: «Mayhem», «Darkthrone», «Limbonic Art», «Marduk» и целый легион других. Правда, в России таких коллективов не много, слушают в основном западных. Зато язычников становится и там, и здесь всё больше: «Bathory», «Burzum» (самый яростный противник христианства, сжёг около 20 церквей, сделал бы ещё больше, но до него добралась полиция), «Butterfly Temple», «Темнозорь», «Nocturnal Mortum», «Falkenbach». В России в последние годы всё больше людей сознательно отрекается от христианства именно через рок-музыку. Как вам, например, такие стихи:

Hо вижу, я придет тот час,
Когда кресты сгорят,
Когда в церквах своих попам
Пощады не видать.
Тогда здесь снова запоют
Богам Руси хвалу
И плюнут в лживые глаза
Распятому жиду.
Услышьте преследующее пение
В Северном ветре,
Когда Небо темнеет.
Тучи Меланхолии
Уродуют лучи
Одинокого умирающего солнца,
И далёкий Туман приближается.
Шабаш забытого удовольствия.
Услышь, Гордость Северного Шторма,
Торжествующий вид Северного Неба,
Где дни и ночи
Во тьме — и те, и т. е.
Лунный свет выпил кровь
Тысячам язычников,
Прошло сотни лет
Перед тем, как Королю на Северном Троне
Была рассказана история о Распятом.
Шабаш возобновлённого наслаждения.
Тысячи лет прошло с того времени,
Года утраченной гордости и вожделения.
Души богохульства,
Услышьте настигающее пение.
Мы — пламя на Северном Небе.
Следующая тысяча лет — НАШИ!
(«Darkthrone»)
Как вам это?

Словом, я считаю, что рок в целом абсолютно противоположен христианству, лишь очень небольшое количество групп можно назвать христианскими. Ни какие проповеди здесь не помогут.

А причину я вижу в том, что христиане слишком сильно убеждают людей в их греховности (в том числе в греховности секса, хотя это — естественная потребность, если без извращений), слабости и необходимости страдать здесь, чтобы получить вознаграждение после смерти. Развивается ведь комплекс неполноценности у человека! Язычники, сатанисты и некоторые секты убеждают людей, напротив, в их силе, больших возможностях, в том, что быть гордым и свободным — это хорошо. Потому люди и прислушиваются к ним. Не является ли неправильным то, что вы слишком ограничиваете людей, да ещё и ставите их перед данностью, что даже рождаются они уже грешными? Человек желает и в этой жизни самоутвердиться! У нас ведь не Средневековье!

Очень надеюсь на то, что вы не проигнорируете моё письмо и не посчитаете его излишне радикальным. Это моя, выстраданная, точка зрения!

Дмитрий,
19 лет

* * *

Может, я вспомню неправославных «авторов», но китайская мудрость гласит: «Все яд и все лекарство, важна лишь доза». От себя добавлю: всему свое место и время. Я думаю, что никакого изменения церковной музыки, служб по рок, панк, трэш и т. д. делать нельзя. Монашеские рок-группы — это нехорошо. Рок должен оставаться за рамками Церкви, но Церковь должна нести Слово везде, где это возможно. Представьте себе ситуацию: батюшка пришел проповедовать на рок-концерт и спас своей проповедью 1-го человека из 100-тысячной толпы. Неужели жизнь этого человека стоит неприятия рок-музыки группой священнослужителей?! ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЖИТЬ — и неважно, где произойдет его спасение — на поле боя, рок-концерте или даже во время «темной мессы». Хочу привести цитату из комментария иеромонаха Никона: «Едва ли заигрывание с людьми нецерковными, а тем более такое дешевое, имеет смысл. Я убежден, оно приведет в духовный тупик». А как же вероятность того, что хотя бы одна душа будет спасена во время проповедей — это ли не драгоценность? Или, ну его, этого нецерковного, зачем с ним «заигрывать», пусть горит в аду? Вознесение человека церковного над человеком нецерковным — это зло, гордыня. А именно гордыня породила Сатану. Христос сказал: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Церковь порицает рок-музыку (и она, вынужден признать, бывает права). Но есть поп-музыка — вот это музыка смерти. Но Церковь молчит по этому поводу. Попса зомбирует, она глупа, она не несет в себе мысли, не предлагает ни о чем задуматься. Удовлетворение плотских похотей — центральная тема поп-песен. Но вслушайтесь в тексты той же «Арии», скажем, в песню «Я свободен» — не жаждет ли душа каждого христианина обрести свободу от этого скверного мира? Не заставляет ли она задуматься о Вечном? Лично меня эти песни заставляют задуматься о многом, и я извлек немало пользы из песен этой группы, особенно из песни «Свет дневной иссяк». Я не оправдываю рок — там много грязи и непотребства, но далеко не все плохо. Напоследок хочу сказать, что Церковь закостенела, сделалась ни холодной, ни горячей. Она теплая. Церкви нужно идти в мир с проповедью. Многие даже не имеют представления о сути христианства. Стереотип таков: Церковь — собрание бабушек с непонятными людьми в черных одеждах во главе, говорящих на языке, не совсем понятном для окружающих. Церковь — место, где можно поставить свечку… и все. И такое встречается сплошь и рядом. Вывод: проповедь на рок-концертах — хорошо, но рок должен остаться роком, а Церковь со своими устоями — Церковью, никто не предлагает никакого обмирщения. Если кому-то неприятно звучание рок-музыки (см. комментарий N 3 от рабы Божьей Татианы), то на вкус и цвет товарищей нет. Проповедь хороша везде, но всему свое место и время. Вот только переложение на рок-музыку текстов Священного Писания и молитв — это слишком, хотя это только мое мнение и я могу ошибаться. Спасибо за внимание. Прошу прощения, если кому-то мои слова покажутся резкими.

С уважением,
Станислав,
простой верующий
(г. Армавир, Краснодарский край)

http://www.pravoslavie.ru/polemika/70 202 095 910


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика