Русская линия
Комсомольская правда Дмитрий Стешин,
Евгений Никифоров
02.02.2007 

Свято место больше не пусто
После феноменального успеха фильма «Остров» в России начались массовые поездки к православным святыням

Фильм «Остров», показанный по телевидению в январе, неожиданно раскачал российскую духовность. Никто не ожидал такой реакции народа на малобюджетную, почти библейскую притчу о чудаковатом православном старце. Видно, наелись люди бездуховного Голливуда и даже отечественных блокбастеров. Народ, похоже, настолько стосковался по вере, что — неслыханное дело — премьеру «Острова» на федеральном канале не позволили прервать ни одной рекламной вставкой! А в паломнических службах, их в России свыше 30, выстроилась очередь (!) из желающих посетить святые места, старцев, монастыри.

Чуть ли не половина людей собирается в паломничество первый раз. К сожалению, многие не понимают, что туризм — дело развлекательное, а паломничество — молитвенное. Например, перед поездкой к святым местам верующий должен получить благословение батюшки. Или не получить. И тогда отложить поездку.

А куда, собственно, можно поехать? Где в России эти святые места?

Религиозные праздники в святых местах сейчас собирают тысячи людей. Большинство приезжают специально.

«Комсомолка» обратилась за консультацией в старейшую паломническую службу — православное братство «Радонеж».

Оказывается, поездка по святым местам России паломничеством не является. Паломниками на Руси называли тех, кто отправлялся поклониться восточно-христианским святыням. Тех, кто отправлялся к святыням православным, зовут богомольцами. Слово это благодаря атеистической пропаганде получило в XX веке уничижительную окраску, поэтому сейчас его употребляют нечасто. Как сказал «КП» Евгений НИКИФОРОВ , председатель братства, когда паломничество в России возрождалось, были даже сомнения: может быть, лучше использовать «религиозный туризм»?

— А в чем разница? И там, и там люди ездят по святым местам.

— Разница выяснилась очень быстро, — говорит Евгений Никифоров. — Паломничество — это не просто удовлетворение своего любопытства к памятникам религиозной культуры. Это непосредственное участие в религиозной жизни. Это не экскурсия на Валаам, пикник среди валунов и посещение бара на теплоходе. Нет. Паломничество — это всегда духовный подвиг и некоторое преодоление себя. Посещение монастыря — это значит послушание, пусть и не очень обременительное. Хотя мы всегда помогаем монастырям по хозяйству. Это многочасовые молебны с братией, участие в таинствах, исповеди, причащении. В общем, жизнь в паломничестве сосредоточенная, христианская. Вот отличие паломничества от религиозного туризма, паломничество — его вершина.

То, что происходит сейчас, я могу назвать паломническим движением. Это не бизнес, паломничество не приносит прибыли, тем более в провинции… Бизнес — это организация отдыха. Набрал аэробус людей, а потом заселил их в 20-этажный отель. Здесь совсем другое.

— Образ паломника у большей части соотечественников сложился давно: бабуля в платочке или калика перехожий с клюкой. Что-то изменилось?

— По моим впечатлениям, православие сейчас — городская, я бы даже сказал, интеллигентская религия. Потому что православие — религия книжная, требует знания и размышления. Паломникам есть о чем поговорить, кроме закупки шуб. Поездка — это же всегда приключение, которое сближает людей. Посетив какую-то святыню, люди прикипают к ней душой, находят себе духовных отцов и наставников. И группа, как правило, сохраняет между собой дружеские связи. И потом той же группой отправляется к другим святыням. Я знаю очень много молодых людей, которые нашли в этих поездках себе мужа или жену. У меня знакомый бизнесмен, несмотря на свою молодость, не знал, куда приложить свои силы. Отправился в паломничество, повстречал будущую жену, сейчас у них пятеро детей. Я заметил, что в паломничестве люди четче формулируют для себя духовные и нравственные переживания.

Кажется, что именно паломничество раскручивает маховик духовной жизни в стране. Устанавливает горизонтальные связи, подпитывает монастыри…

В 90-е годы, во время распада страны, наши паломники спасли Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Физически спасли, от голода. И везли туда пакетики с гречкой, книги духовные, иконки, свечи. Чтобы матушки смогли просто просуществовать. Паломничество, конечно, не кроветок, скорее лимфосистема, в которой совсем незаметно перемещается масса верующих людей.

СПРАВКА «КП»

Паломничество христиан издревле было направлено к местам, связанным со Спасителем, и считалось «личным подвигом благочестия». Первые паломники Руси ушли на Святую землю из Киево-Печерской лавры: в XI веке преподобные Антоний и Феодосий посетили Афон и Иерусалим. Потом в паломничество отправились Великие князья Владимир Мономах и Ярослав Мудрый. Настоящий расцвет народного, массового паломничества начался ближе к третьей четверти XIX века, после отмены крепостного права. Был даже специальный печатный орган — журнал «Русский паломник». К концу XX века российское паломничество окончательно возродилось. Вплоть до того, что среди нашего политического и бизнес-бомонда стало модно посещать Пасхальное богослужение в Иерусалиме. Естественно, не пешком, а на личном самолете…

Соловецкий монастырь

В 1429 году в этот дикий безлюдный край прибыл ученик Кирилла Белозерского преподобный Савватий с помощником — преподобным иноком Германом. Установив крест и построив кельи, они положили начало освящению соловецкой земли. Работа по преображению мира достигла высшего напряжения в середине XVI века, во время игуменства Филиппа Колычева, в будущем Святителя Московского. Монастырь украсился чудесными зданиями Преображенского собора и Успенской трапезной церкви. Весь остров покрыла сеть рукотворных каналов, соединивших десятки озер, превратившихся в единую гидросистему. Количество известных имен пустыножителей соловецких исчисляется десятками, неизвестных — сотнями. Они уходили в удаленные части острова, перебирались на другие острова архипелага. Так возникли многочисленные скиты и пустыньки. В 20-е годы XX века на месте закрытого монастыря был устроен Соловецкий лагерь особого назначения. Среди тех, кто был здесь уничтожен за свое действительное или мнимое инакомыслие, тысячи новомучеников и исповедников православия.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

По воздуху: вылет из Москвы, «Шереметьево-1», в понедельник и пятницу, в 10.00. Стоимость билета (туда и обратно) — 6200 рублей.

По воде: поездом из Петербурга или Москвы до города Кемь, далее до поселка Рабочеостровск, откуда каждый день на Соловки ходят катера и баржи. Стоимость билета — 300 рублей.

Валаам

По преданию обитель основана самим апостолом Андреем Первозванным, который разрушил языческое капище и воздвиг каменный крест. А житие первоначальников монастыря, преподобных Сергия и Германа, относят ко временам крещения Руси. Их мощи хранятся в главном — Преображенском — соборе обители. Валаам уникален особенностями своей службы: ночные богослужения, особое, унисонное молитвенное пение.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

От Речного вокзала в Петербурге на теплоходе ежедневные рейсы. Или с Финляндского вокзала до города Приозерск, оттуда на теплоходе паломнической службы. Стоимость проезда — 200 рублей. В зимнее время посещение обители затруднено. Можно добраться от Приозерска на снегоходах с рыбаками.


Храм Спаса Нерукотворного.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»

Икона является точным списком с образа, перед которым Серафим Саровский молился в течение многих лет. До революции святыня пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре. После революции обитель разрушили, но несколько монахинь сумели сохранить благодатный образ, а также часть кельи преподобного Серафима и частицу камня, на котором он молился 1000 дней и ночей. Сейчас икона увешана драгоценностями, которые люди принесли в благодарность за исцеление. Икона помогла в продолжении потомства супружеским парам, у которых не было детей по 5 — 14 лет, были случаи исцеления от рака. Каждое воскресенье в 17.00 иконе читается акафист.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

С Ярославского вокзала до ст. Ашукинская, далее авт. N 34 (ходит строго по расписанию: 6.04, 7.03, 9.02, 11.29, 14.25, 15.33, 18.11, 19.30) до музея-усадьбы «Мураново».

Александро-Свирский монастырь

В 1484 году валаамский инок Александр во время молитвы услышал в своей келье голос Божией Матери, повелевшей ему идти на новое место подвига. Выйдя из пещерки, он оглянулся на Ладогу и увидел, как вдали среди ночи воссиял свет: он указывал место, где текла река Свирь. Покинув Валаам, Александр отправился в тот безлюдный край и поселился на берегу Рощинского озера. В своей убогой келье, в безмолвии, плаче и молитвах инок провел в полном уединении семь лет. Позже вокруг него стали собираться люди, также желавшие жить вдали от мира. Устав монастыря до сих пор отличается суровостью. Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года и был погребен в Преображенской церкви. Мощи святого были обретены в 1641 году. Его тело было мягким, как у живого человека, и совсем целым, с дивным благоуханием нежных цветов от исходившего мира. После десятилетий запустения и забвения обитель на Свири восстанавливается, а чудотворные мощи в 1998 году были обретены вторично.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездами на Мурманск и Петрозаводск до станции Лодейное Поле. Далее автобусом от автовокзала.

Кирилло-Белозерский монастырь — Валдай

В конце XIV века последователи Сергия Радонежского Кирилл и Ферапонт основывают ставшие впоследствии знаменитыми монастыри, до сих пор называемые по имени их создателей.

По повелению Царицы Небесной преподобный Кирилл вместе со своим другом и сопостником Ферапонтом покинул Симонов монастырь в Москве и отправился в глухие, тогда еще необжитые «заволжские» леса. В XV веке Кирилло-Белозерский монастырь уже не уступал по своим размерам Троице-Сергиевой лавре. В монастыре до сих пор покоятся нетленные мощи его основателя преподобного Кирилла.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездами на Вологду, Архангельск, Воркуту до станции Вологда. С автовокзала до города Кириллов ходят пять автобусов в день.

Введенский Владычный женский монастырь

В обители хранится чудотворная икона «Неупиваемая чаша», которая была явлена в 1878 году отставному солдату-инвалиду, пропившему пенсию. С тех пор в монастырь устремляются сотни паломников, надеющихся получить исцеление от пьянства, курения, наркомании. В монастыре каждый день перед чудотворной иконой читается акафист, по субботам и воскресеньям служится водосвятный молебен. Взять святую воду и масло можно в любой день. Чудотворная икона «Всецарица» поможет в исцелении раковых заболеваний, а икона царевича Димитрия Угличского — в лечении зубов. Также исцеления происходят и на гробнице преподобного Варлаама Серпуховского.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

С Курского вокзала до станции Серпухов или маршруткой от станции метро «Южная». В Серпухове до монастыря идет автобус N 4 или маршрутка.

Тихвинский Богородицкий Успенский монастырь

В монастыре хранится одна из самых почитаемых православных святынь — икона Тихвинской Божией Матери, обретенная чудесным образом. Чудеса сопровождали эту икону во все время ее пребывания в Тихвине — она мироточила, источала слезы, от нее исцелялись больные, утешались скорбящие, получали вразумление грешные. Во время войны икона была вывезена в Псков, потом в Европу, а потом за океан, в Чикаго. В 2004 году икона вернулась туда, где была обретена.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до станции Тихвин.

Покровский собор Пятигорска

В храме хранятся мощи преподобного Феодосия Кавказского. По народной молве Угодник Божий жил на земле 148 лет, приняв на себя подвиг юродства. При этом Феодосий Кавказский сохранил в тайне свое монашество и священство. В 1948 году, после смерти юродивого, его могила становится местом народного поклонения. После молитвы у могилы в семьях наступает мир, отходят болезни и скорби. Обретение мощей преподобного Феодосия Кавказского Чудотворца произошло в 1996 году.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до города Пятигорска или самолетом до Минеральных Вод, собор находится в историческом центре.

Абалакский Знаменский мужской монастырь

Основан в 1783 году после чудесного явления Божией Матери. Икона Абалакской Божией Матери и поныне хранится в монастыре, который является духовным центром Сибири. В нем молилась семья Николая Второго и в 1918 году жила несколько месяцев перед трагической гибелью. В этом же монастыре молился и Григорий Распутин, и этот факт повлиял на место ссылки последнего императора. В монастыре сохранилась старинная традиция: в начале июня проводятся тридцатикилометровые крестные ходы в Тобольск с чудотворной иконой.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до Тобольска, далее от городского автовокзала в 6.05, 6.10, 9.15, 13.00, 15.20, 17.20 отправляются маршрутные автобусы до Абалака.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

По преданию Матерь Божия ежедневно обходит обитель по канавке, и на всех паломников, монахинь и послушниц сходит благодать. И каждый день по канавке, окружающей монастырь, проходят крестным ходом монахини и паломники. Духовником обители был батюшка Серафим Саровский Чудотворец, предсказавший, что именно здесь будут почивать его святые мощи. В монастыре есть несколько источников, прославленных исцелениями. Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресеньям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до станции Арзамас-2, далее автобусом с городского автовокзала. Во время религиозных праздников в Дивеево специально для паломников открывается железнодорожная касса.

Псково-Печорский монастырь

Когда-то, еще в XII веке, на месте монастыря в пещерах стали селиться первые пустынники, впоследствии образовавшие обитель. В пещерах монастыря хранятся нетленные мощи старцев, которые свыше пятисот лет оберегали Россию своими молитвами. Сейчас в монастыре подвизаются богоносные старцы архимандрит Иоанн и архимандрит Адриан. Неподалеку от монастыря, на острове Залит, находится могила самого удивительного старца нового времени отца Николая Гурьянова.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до станции Псков, автобусом с городского автовокзала. До острова Залит можно доехать автобусом N 142 от площади Ленина в 8.55 и 14.55 до д. Большая Толба.

Задонский Богородицкий монастырь

Основан в 1615 году двумя монашествующими старцами Кириллом и Герасимом. После разрушительного пожара в 1692 году из пламени спаслась лишь икона Владимирской Божией Матери, чей образ с тех пор считается чудесным. В монастыре хранятся мощи Тихона Задонского — одного из заступников Руси. Мощи были открыты в 1861 году, в 1919 году изъяты и вновь возвращены в монастырь 15 лет назад.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до города Липецк, автобусом (три раза в сутки) или маршрутным такси до города Задонска.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице

Храм прославлен подвигами одного из самых почитаемых старцев нового времени Серафима Вырицкого. Тысячи паломников приезжают в часовню, где почивают честные мощи преподобного Серафима. И, как и при его жизни, получают утешение и помощь духовную.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Из Петербурга с Витебского вокзала электричкой до станции Вырица.

О том, как корреспондент «КП» побывала у известного в России старца отца Власия в Боровском Свято-Пафнутьевском монастыре, читайте в еженедельнике 8 февраля.

http://www.kp.ru/daily/23 848.4/62 904/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru