Русская линия
Победа.RuИгумен Савва (Молчанов)02.02.2007 

«Войсковые учения — практическая составляющая военной подготовки священника»

Выступление Заместителя Председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями игумена Саввы (Молчанова) 31 января 2007 года на секции «Аспекты военного образования армейского и флотского духовенства» в рамках XV Международных Рождественских Образовательных Чтений «Вера и образование. Общество, школа, семья в XXI веке».

Сегодняшняя наша секция посвящена проблеме «Аспекты военного образования армейского и флотского духовенства». Эта проблема очень серьезная, но многие священники и офицеры не понимают, для чего нужно образование военному священнику. Мы все уже устали от выхолощенных конференций. Мы, священники, стараемся работать и реально помогать своими трудами военнослужащим и в степях, и в горах Чечни. И нам нужен конкретный разговор, нужны заинтересованные люди, в частности, здесь, на конференции. Только человеку, священнику, который практически не соприкасается с войсками или взаимодействует с командованием и личным составом только на торжественных мероприятиях, может казаться, что тема эта не актуальна.

Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями уже много лет распространяет диски, которые вы, отцы, называете тематическими материалами для проповеди. Но фактически — это целая библиотека военного священника, которая могла бы состоять из двадцати увесистых томов. На диске собраны работы по психологии, диссертации видных специалистов, темы для выступлений священнослужителя. Прочитав хотя бы один из этих томов, священник стал бы весьма образованным человеком. А кто из вас читал?

Мы разучились читать, нас не тянет к образованию. А без образования военному священнику никак нельзя!

Образование военного священника, на наш взгляд, включает в себя три составляющих:

1. Духовная составляющая; ей должно быть отдано большее количество часов

2. Миссионерское образование. И не надо пугаться этого слова. Мы занимаемся практически просветительской работой. Священник должен знать, каким образом высоконравственные ценности донести до личного состава воинских подразделений

3. Третья составляющая — непосредственно военное образование. Оно слагается из теоретической стороны и практических навыков. Теоретическая сторона, на мой взгляд, должна состоять из тех военных дисциплин, которые бы нам помогли выделить офицеры, заканчивавшие в свое время военные учебные заведения.

При Синодальном Отделе создан курс «Пастырское душепопечительство в Армии», который уже минимум пять лет преподается в Московских Духовных школах в Сергиевом посаде и около трех лет в Свято-Тихоновском университете. В рамках курса рассматриваются богословские вопросы войны и мира, отношения к воинской службе, исторические проблемы института военного духовенства, анализируется современный этап развития взаимоотношений Церкви и Армии. Кроме того, для слушателей курса в ПСТГУ предусмотрены практические занятия на базе Президентского Полка, командование которого любезно предоставило нам такую возможность.

Что относится к практической составляющей образования военного священника? Мне кажется, что это, прежде всего, личные контакты, беседы. Но особо надо подчеркнуть необходимость участия в сборах. Пусть поначалу священнику будет многое непонятно, но зато он сможет понять главное — личность офицера, его труд, атмосферу, которой дышат военнослужащие, те напряженные условия, в которых им приходится находиться.

Учения «Южный Щит — 2006» явились для нас настоящей практической академией.

После их завершения у меня сложилось ощущение стопроцентного успеха. Даже те недоработки, с которыми мы столкнулись, — это тоже положительный момент, потому что теперь мы знаем, как нужно работать, что нас ждет. Мы отработали схему организации совместной работы нескольких епархий, систему работы с командованием. Разработали типы храмов, начиная от мобильных храмов на колесах, и заканчивая более сложными сооружениями, на обустройство которых может уйти до двух дней.

Мы старались сделать так, чтобы военнослужащий мог, зайдя в храм, ощутить его благодатную атмосферу и красоту. Причем здесь много зависит от духовного и эстетического вкуса священника. Мы видели храм-палатку, в котором было всего три предмета: престол и две хоругви. Но оформлено это было так, что создавалось абсолютное ощущение наличия двух основных частей храма. Также это доказательство того, что создание молитвенного места не обязательно влечет большие материальные затраты.

Хотелось бы отметить и положительный опыт совместной работы с мусульманским духовенством. В пух и прах в ходе Учений было разбито утверждение, что приход православного священника в Армию спровоцирует межконфессиональные конфликты. Неоднократно бойцы, исповедующие ислам, приходили, чтобы полюбоваться нашими православными походными храмами.

Принципиальная вера в Бога объединяет людей, делает их друзьями.

Мы приобрели огромный опыт на военных учениях «Южный Щит-2006», и это — 100% успеха!

http://www.pobeda.ru/content/view/4988/21/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru