Prokimen.Ru | Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев) | 02.02.2007 |
Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников и гостей XV Образовательных Рождественских чтений — представителей большинства епархий Русской Православной Церкви, подвижников, посвятивших себя делу духовно-нравственного просвещения и воспитания.
Нынешний год знаменателен. Впервые в рамках традиционных Рождественских чтений состоятся I Молодежные чтения, посвященные актуальным проблемам православной миссии и воспитания детей и молодежи. Эти чтения откроются 1 февраля в 10. 00 в Зале церковных соборов Кафедрального храма Христа Спасителя. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех желающих принять участие в работе Молодежных чтений.
Свое сегодняшнее выступление мне бы хотелось считать прологом к дискуссии, которая, как мы ожидаем, состоится на Молодежных чтениях. В четверг мы будем много говорить о разнообразных проектах в сфере православного молодежного служения. Еще недавно в нашей Церкви, едва воспрянувшей после десятилетий насильственной изоляции, впервые осторожно высказывался взгляд, утверждающий необходимость осуществлять на приходах и в епархиях специфические детские и молодежные программы. Сегодня данная точка зрения уже, безусловно, разделяется подавляющим большинством церковных людей. Она находит свое отражение в официальных документах Архиерейских Соборов, в выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, в повседневных проповедях рядовых священнослужителей. Опубликованная в декабре статистика свидетельствует: на 1 ноября 2006 г. в Русской Православной Церкви был создан и функционировал 431 Православный молодежный центр. В условиях страны с многомиллионным населением, это число, конечно, представляет собой «каплю в море». Но есть все основания полагать, что процесс создания таких центров только начинается.
Лед тронулся. Если несколько лет назад священники, избравшие делом своей жизни те или иные непривычные формы живого общения с молодежью, воспринимались в церковной среде с подозрением и даже осуждением, то сегодня большинство относится к ним, по меньшей мере, с пониманием. В свою очередь, это означает, что духовенство в целом сердцем приняло идеи православного молодежного служения и, я бы сказал, ощутило его вкус.
Однако, увлекаясь новыми формами миссионерской и духовно-просветительской работы с молодежью, мы сами, пастыри и наставники, должны твердо стоять на почве духовно-культурного наследия родной религиозной традиции. Говорить с различными группами молодежи на молодежном языке неизбежно означает для миссионера и наставника изучение и даже некоторым образом погружение в соответствующую субкультуру. Перефразируя слова святого апостола Павла, «для рокера нужно быть как рокер, для хакера как хакер». Но внутренне мы всегда должны возвышаться над этими сиюминутными веяниями времени, хорошо знать и ценить свою культуру, свою духовную традицию, и не изменять ей, в сердце своем не отходить от нее ни на йоту. Иначе наша миссия потерпит крах. Подростку может показаться, что его наставник живет теми же интересами и увлечениями, и ему будет непонятно, зачем нужно идти в храм и прилагать усилия для того, чтобы приобщиться к высокой культуре Православия.
Цель наших миссионерских трудов — наполнить храмы молодыми людьми. Но нельзя же допустить, чтобы, наполнив храмы, эти люди уронили планку культурного и нравственного уровня церковной общины, в конечном итоге обрушив все здание выстроенной и бережно хранимой поколениями отечественной православной церковной культуры. Евхаристическая община не может быть превращена в рокерскую тусовку, футбольный фан-клуб или кулинарный кружок. -
Проповедуя другим, пастыри и наставники должны сами неуклонно повышать свой культурный уровень — прежде всего, я имею в виду совершенствование семинарского богословского образования.
Другой важный тезис, который мне бы хотелось высказать по теме доклада, состоит в следующем: для людей церковных, представляется очевидной истина, что культура, если понимать ее в смысле совокупности всего, выработанного и накопленного человечеством или конкретным народом, не имеет безусловной ценности. Окружающее нас социокультурное пространство останется мертвым и бессмысленным явлением, безжизненной формой, если не будет по-настоящему согрето духом евангельской любви, подлинным живым и деятельным христианством. Наша вера не в коем случае не определяется культурой и даже не проистекает из культуры. Вера — первична. Каждый из нас верует во Христа совсем не потому, что в него веровали поколения предков наших, а, прежде всего, потому что убеждены: Он есть «Путь, Истина и Жизнь…» (Ин. 14: 6). Но в контексте современных воспитательных задач православной педагогики именно русская традиционная культура исполняет поистине роль педагога — «детоводителя ко Христу» (Гал. 3:24), как, по слову апостола Павла, Ветхий Завет для евреев.
Если пренебрежение культурными традициями ведет к обмирщению Церкви, к профанации таинств и обрядов, то формализм в культуре вообще не приводит человека в Церковь. Приходилось ли вам слушать экскурсию по древнему монастырю, проводимую неверующим искусствоведом? Внимание слушателя заостряется на выразительных художественных или исторических подробностях. Рассказывают о чем угодно: как прорисованы складки одежды святых, что представляет собой технология колокольного литья, откуда и каким образом попал в ризницу каждый экспонат — увлекательно, интересно, здорово. Но по возвращении из такого музея — заповедника остается стойкое чувство, будто бы тебя обокрали, лишили самого главного, опустошили душу, которая требовала пищи духовной.
Формальная культура не благодатна и безжизненна, пока она не согрета духом покаяния и молитвы, церковных таинств и обрядов. Вот почему все наши учебные курсы в рамках религиоведческих предметов достигнут своей цели только тогда, когда на все преподносимые им явления дети смогут посмотреть просветленными глазами христианина, умеющего каждое явление культурного контекста рассмотреть в свете Божественной Любви. Уместно вспомнить слова классика, философа Ивана Ильина: «Для воспитания и преподавания формализм убийственен. Форма оказывается пустой видимостью, мертвящей черствостью, фарисейским лицемерием. Христианин ищет не пустой формы, а наполненной; он ищет не мертвого механизма, органической жизни во всей ее таинственности; он жаждет формы, рожденной из глубокого, духовно насыщенного содержания».
Наше общество все еще переживает переходный период. Не изжиты ценности коммунистической морали. (Официальные органы КПРФ дают статистику: в стране более 100 000 молодых людей являются членами коммунистических организаций). Еще далеко до победы над молодежным экстремизмом. Духовные ценности основной массы молодежи размыты или неопределенны. Эпоха смены общественного уклада и разрушения ценностей, которые в течение долгого времени владели умами и сердцами миллионов, страшна прежде всего тем, что в этой путанице мы теряем молодежь. В обществе нарушается привычная схема трансляции идеологических, культурных и духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению. И новое поколение входит во взрослую жизнь, не имея четких нравственных установок, оставаясь чуждым культурному миру отцов и дедов. Разрушается «союз любви» между поколениями. Об этом прекрасно писал французский писатель Экзюпери: «Великая внутренняя ценность передается не словами, а преемственностью любви. И от любви к любви люди передают друг другу это наследство. Но стоит один только раз прервать эту связь, идущую от поколения к поколению, и любовь умирает. И стоит один только раз прервать связь между старшими и младшими в вашем войске, и ваше войско тогда всего лишь фасад опустевшего дома, который обрушится после первого же удара».
Многие из тех, кто сегодня задает обществу вектор развития, строят совершенно новую Россию, без какой бы то ни было связи с ее историей и традициями. О чем еще можно говорить, если один из идеологов современного российского либерализма публично с экранов телевидения признается, что по отношению к Достоевскому «… не чувствует ничего, кроме физической ненависти». Так не дерзали заявлять даже большевики! Беда только, что образ этой новой России остается виртуальной химерой, существуя (да существуя ли?) лишь в «светлых» головах реформаторов.
Культурный уровень наших детей и молодежи продолжает падать. Такие высокие жанры искусства, как классическая и оперная музыка вызывают интерес узкого круга молодых людей лишь в столицах.
Замечено, что в завоеванной стране повсюду распевают песни победителей. Очевидцы свидетельствуют, что во всех Берлинских кафе 1945 года гремели русские народные песни. Что же мы сегодня слышим у нас? Кто нас завоевал? Какой неизвестный агрессор заставляет всюду звучать бессмысленные ритмы? Как вернуть традиционную культуру мелодий в сознание современников? Думается, здесь необходимо приложить совместные усилия педагогам, священнослужителям, а также деятелям культуры и искусства, которые могли бы помочь делу просвещения циклами лекций, у
Воспитание на основе отечественного духовно-культурного наследия немыслимо без восстановления ясного, вдумчивого, трезвого и любящего взгляда на Российскую историю.
«История есть в некотором смысле священная книга народов», — писал Николай Михайлович Карамзин. Во все времена это очень хорошо понимали как правители страны, так и те, кто стремился изменить существующий общественный строй. Поэтому вокруг исторических событий всегда разворачивались нешуточные баталии, и каждая партийная группа яростно отстаивала свое право на интерпретацию событий прошлого в угоду собственному мировоззрению. Не случайно видный голландский историк прошлого века Йохан Хёйзинга с горечью констатировал: «История стала орудием лжи на уровне государственной политики».
В преддверии Европейского юбилея 400-летия Дома Романовых мы с пристальным вниманием взираем на тот удивительный период истории родной страны, который неразрывно связан с их царствованием. Конечно, мы помним мудрые слова Священного Писания: «не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда» (Нов 5:6), и не забываем о печальных событиях прошлого столетия. Своими корнями революция прорастала в том же блестящем царствовании. Однако, сегодня уже никто не посмеет усомниться в значимости высочайших достижений человеческого духа, навеки связанных с правлением последней императорской династии. И нам, костромичам, отрадно осознавать, что корни этого пышного, благосеннолиственного древа Романовых — на Богохранимой Костромской земле.
Сегодня все мы вместе — государственная власть, духовенство, деятели культуры и искусства, интеллигенция призваны возродить в людях достойную память о Романовых, память о святых страстотерпцех — семье последнего императора. Эта задача представляется нам чрезвычайно важной, потому что ее решение будет в итоге означать, что многострадальный народ, прошедший ад XX века, а в последние годы измотанный политическими и экономическими экспериментами, вновь обрел уважение к своим историческим корням и так необходимое для дальнейшей жизни чувство собственного достоинства.
Повсеместное церковно-общественное празднование Дня народного единства привлекло внимание всей России к Ипатиевскому монастырю, в Смутные времена сохранившему для государства первого царя, юного Михаила Феодоровича.
Восстановление уважительного отношения к нашей истории заключается и в освобождении школьного преподавания от стереотипов советских времен, и в воссоздании памятников культуры патриотического содержания. В связи с последним замечанием хотелось бы упомянуть о необходимости вернуть на исконное место гениальную скульптуру Ивана Петровича Мартоса в Москве. После революции скульптурное изображение Минина и Пожарского под кощунственные стишки Джека Альтаузена: «довольно нам двух лавочников славить…» «задвинули» в дальний угол Красной Площади. В настоящее время памятник остается в смысловом отношении и морально уничтоженным, а его художественное восприятие искажено. Вспомним, что Мартос изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Кремль, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа. Концепция памятника раскрывалась зрителю постепенно, по мере того, как он поднимался к памятнику от Иверских ворот и далее обходил скульптуру с правой стороны.
Здесь, в этом зале, на Рождественских чтениях прошлых лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II не раз говорил, что «Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации». Непреложными религиозными ценностями, которые дают жизнь любой цивилизации, являются ценности семейные.
Сегодня Русская Православная Церковь совместно со всеми здоровыми силами общества стремится внести свой вклад в решение острой демографической проблемы, которая стоит перед Отечеством в настоящее время. Вдумайтесь: еще в XIX столетии наш прославленный ученый Д. И. Менделеев, опираясь на результаты Всероссийской переписи населения, прогнозировал, что в начале XXI века население России составит 450−500 миллионов человек. Увы, его прогнозам не суждено было сбыться.
Величайшая ценность брака для христианина — дети. В мире есть немного людей, наделенных выдающимися творческими способностями в области литературы и искусств. Но все до одного наделены от Бога творческой способностью воспитывать собственных детей. «Супружество имеет важное значение по отношению к… семейству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!» — восклицает Святитель Московский Филарет (Дроздов).
Новым проектом отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви стал Всероссийский Фестиваль короткометражных фильмов «Семья России», направленный на распространение ценностей православной многодетной семьи. В 2006 г. на Фестивале было представлено более 700 фильмов из разных регионов России. Большинство фильмов рассказывает о настоящих крепких православных семьях, в которых царит неподдельный дух любви. Отрадно, что таких семей становится все больше.
Молодость проходит быстро. Как бы не убивали молодые души модной музыкальной «попсой», не заливали пивом, не связывали цепкими путами идеологии потребления, все равно многие из них стремятся искать не комфорта, а Истину. И если встречи с нами послужат ступеньками на пути к обретению Истины, значит, наш труд не остается напрасным.
Любовь к Отечеству, сопряженная с осознанием духовно-культурных традиций родной земли — исходное, вложенное в каждого человека глубинное чувство. Оно зарождается, когда ребенок начинает любить своих родителей, а затем и сродников, и близких. Оно крепнет, когда подросток познает святыни, красоту, историю и особенности своих родных мест, Оно достигает полноты развития, когда человек становится гражданином, осознает свою ответственность перед Богом и своим Отечеством за будущее своей Родины.
Хотел бы, пользуясь случаем, призвать собравшихся здесь педагогов, священнослужителей, пастырей и наставников умножить свои усилия в деле приобщения подрастающего поколения к духовно-культурным ценностям родной земли.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, чью отеческую заботу мы неизменно ощущаем в нашем служении, говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну». Каждый из нас на своем учительском месте может внести вклад в дело православного образования и воспитания.
Желаю Рождественским Чтениям успешной и плодотворной работы.
Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Председатель Отдела по делам молодежи РПЦ