Русская линия
Prokimen.Ru Павел Пожигайло02.02.2007 

«Роль духовной культуры и ее законодательное обеспечение на современном этапе»

1. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является воспитание духовно-нравственной личности — опоры государства и общества.

Фундаментом для решения этой задачи служит потенциал российской культуры. Все стратегические интересы государства неразрывно связаны именно с этой областью. Здесь воспитывается любовь к Родине, формируется чувство патриотизма, социальная ответственность. Это, одновременно, и сфера безопасности государства.

Потому что культура — это система достижений и ценностей общества, формирующая параметры нравственного пространства страны, ее духовный каркас.

Примечательно, что слова «культура» и «культ» имеют единый корень. Поэтому служение культуре и духовное служение сопряжены общими целями и общим деланием.

Слова культура и культ восходят к латинскому глаголу соlеге — что значит «обрабатывать, возделывать землю», «усердно заниматься…», «почитать, чтить».

Но слово cultus (→культ) в латинском языке является причастием страдательного залога прошедшего времени и буквально означает «возделанный», а слово cultura (>культура) — причастием действительного залога будущего времени и означает «та, которая будет возделывать».

Поэтому «культ» — это, скорее, восприятие и почитание нравственного уклада, а «культура» — это совокупность традиций, соблюдение которых животворно, поэтому используется для воспитания и передается из поколения в поколение. Это система правил, вошедших в жизнь для возделывания настоящего во имя обретения будущего.

Так, Павел Флоренский считал, что «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т. е. служит некоторому предмету веры».

В передаче Традиции восприятия и раскрытия таких ценностей от поколения к поколению, как смыслового, исторически выверенного «генома нации» и заключается содержание культуры. Это — передача опыта нашим потомкам, за накопление и приумножение которого современникам не стыдно перед предками, перед историей.

2. Именно как традиция духовного опыта, религиозного осмысления жизни и следования нравственным представлениям о человеке, культура никогда не сводилась к материальному аспекту. Это всегда был путь духовного облагораживания жизни, способ осуществления человеком высшего предназначения. В таком виде духовно-культурное наследие страны становится определяющей особенностью нации, фундаментом ее самоидентификации, опорой для восприятия новых вызовов времени и разрешения надвигающихся проблем.

Поэтому воспитание культурой — это способ приобщения к духовным истокам, который, собственно, и представляет собой процесс социализации личности. Общественная ориентация любого молодого человека, во многом, состоит в дешифровке характерных для общества, исторически выработанных норм и представлений. В этом смысле культура является механизмом социального контроля, благодаря которому могут быть заданы традиционные модели восприятия, мышления, мироощущения и жизнедеятельности.

3. Именно такой подход актуален сегодня для России, когда идет поиск путей возрождения страны. Общество и государство остро нуждаются в моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты воспитания, образования, культурного созревания нового поколения.

3

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. В общественном сознании получили распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы, общественного служения.

Потеря духовных и социальных ориентиров, отсутствие консолидирующей национальной идеи, не способны помочь преодолеть кризис конкретному человеку и обществу в целом.

В условиях нравственного вакуума, вакуума общественной морали и идеологии господствуют безответственность, безнравственность и распущенность, которые порождают эгоизм, стремление жить для себя, брать от жизни все здесь и сейчас.

В таких условиях у человека нет осмысленной потребности в любви, формировании семьи, рождении детей, в реализации своего высшего предназначения, понятие о котором вымарывается из жизни и подменяется сиюминутными потребительскими, примитивными материальными интересами. Результатом этих процессов становится нравственная деградация человека и, как следствие, прямое вымирание нации.

Возьмем к примеру сложившуюся в России демографическую ситуацию. Ее характеристики, численность нации и её будущее не определяются экономическими критериями, потому что рождаемость и смертность не зависят напрямую только от материальных условий жизни. Гораздо более важное значение имеют культурные, духовные ценности, господствующие в социуме. Сегодня в решении демографической проблемы страны, безусловно, важна роль материнского капитала, но при этом не менее важно восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. Обеспечение благоприятных условий для рождения детей связано с понятием семьи, имеющим духовную природу.

Ведь с чего начинается семья? С чувства любви между мужчиной и женщиной. Но именно понимание любви в современном мире оказалось едва ли не самым девальвированным. Экономическая прагматика и искушения либерализма привели к тому, что любовь подменяется сексом. Но никакое, даже самое сильное физическое влечение, не обеспечит гармонию и согласие на протяжении всей жизни супругов. Семейные отношения лежат в сфере не плотского, а духовного единства. Поэтому демография — это не только экономическая или социально-экономическая проблема, но и, прежде всего, социо-культурная, духовно-нравственная задача.

Если взрослые не умеют любить, то как они научат любви детей? Как они захотят растить детей? А если следующим поколениям нечего передать в виде вечных ценностей духа, то вырождение такой нации становится, к сожалению, закономерным.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших демографических проблем путем проведения информационно-разъяснительной работы, воспитания общественного сознания, консолидации общества и укрепления государства на основе традиций Веры и Любви. Если в жизни их нет, то человек все больше живет для себя, не хочет «заводить» детей, которые в современных условиях заматериализованному и эгоцентричному человеку кажутся помехой, не позволяющей учиться, работать, наслаждаться удовольствиями. Эгоизм и оскудение любви захлестывают общество и сокращают рождаемость. Поэтому, уменьшая эгоизм, религия и культура не позволяют пресечься человеческому роду. Эгоизм и Бог — понятия несовместимые.

При недостаточном внимании к этим вопросам со стороны государства общество погружается в искаженную систему ценностей. Одна из главных причин демографического кризиса в России связана не столько с материальным обеднением людей, сколько с импортом в нашу страну сомнительных идеалов, которые не приживаются в российском общественном сознании, но, тем не менее, искусственно внедряются навязчивой информационной пропагандой в индивидуальное сознание отдельных граждан, провоцируя эгоизм и эгоцентризм. И только единый духовный опыт нации способен нейтрализовать такое влияние всем миром. Для этого нам надо заново осознать законы духовного единения.

Так, одной из опор западной системы ценностей является идеал успешной личности. Именно он является катализатором нравственного разложения людей, увеличения степени их индивидуализма и эгоизма, потому что основывается на материальной выгоде одного за счет других, любой ценой, в интересах самовозвышения. Нравственным становится только то, что прибыльно. (Если ты такой хороший, где же твои деньги.)

Импорт в Россию идеала материального достатка и возвышения вне связи с духовными ценностями высшего порядка, провоцирует в обществе социальный антагонизм, агрессию, а порой и апатию. Замена культурного фундамента страны способна спровоцировать физическое вырождение нации, ее демографический коллапс, ведь человек, сориентированный на материальный успех, а не на любовь, на самом деле никого не любит, кроме себя. Он не захочет рожать детей, а значит, никогда не будет по-настоящему счастлив. Но именно эту разницу душевного состояния — безисходности или осмысленной, полноценной жизни — надо дать почувствовать человеку в ярких эмоциональных образах средствами культуры и искусства, на примерах счастливых семей. Показав ему, что выбор в пользу образа жизни по божественным заповедям соответствует глубинным потребностям духа и приносит в жизнь истинную благодать, не сравнимую с экстазом низменных инстинктов. В этом и состоит суть осознанного, полноценного выбора.

Поэтому единственное наше спасение в этом вопросе — обращение к традиционным семейным ценностям. Они сегодня искусно и целенаправленно вытесняются и подменяются ложными образами, оставляющими в душе человека ощущение опустошенности и бессмысленности жизни. Но семья была и остается святыней духовно зрелого общества. Духовно зрелое общество само представляет собой единую семью.

При этом базовые ценности современного западного мира, усиленно пропагандируемые сегодня в России, зачастую преподносятся как общечеловеческие. Для примера, кратко остановлюсь на некоторых из них.

3.1. Так, в обиходе мы часто говорим о том, как сделать мир гуманнее, как воспитать молодежь в духе гуманизма. Хотелось бы привести здесь пример отношения к гуманизму знаменитого традиционалиста 20-го века Рене Генона (по книге «Кризис современного мира»).

Гуманизм, как оформленное идейное учение, провозгласил идеи свободы, равенства, братства, которые защищали право людей на беспрепятственное развитие «естественной природы» человека, его полную свободу и права на творчество и самовыражение, поправ, тем самым, объективную высшую ответственность человека перед Богом. Люди эпохи Возрождения стремились все свести к человеческим пропорциям, исключить любые принципы более высокого уровня и, выражаясь символически, отвернуться от Неба под предлогом покорения земли.

Гуманизм стал первой формой того, что впоследствии стало называться секулярным, светским мировоззрением («лаицизмом»). Именно благодаря своему стремлению свести все к человеку как к самоцели, современная цивилизация вступила на путь деградации, завершившийся обращением к низменным инстинктам в человеке и ориентацией на удовлетворение его грубых, материальных запросов.

3.2. Еще одна усиленно пропагандируемая ценность, присущая современному миру — индивидуализм, который подразумевает отказ от всякого авторитета, превышающего границы индивидуальности, а также отказ от любого знания, превосходящего уровень индивидуального рассудка. В результате атомизированное мировоззрение логически должно отвергать всякий духовный авторитет, всякую истинно традиционную организацию.

3.3. Именно индивидуализм, вторгшись в область традиционной религии, породил сектантство — индивидуальность частного мнения, выстроенного на отрицании единства. Следствием такого вырождения веры стал примитивный морализм, отвергающий доктринальный фундамент и формирующий т.н. «светскую мораль». Возведение человека в превосходную степень по отношению к традиции с наделением его правом определять сверхценности и есть основное заблуждение современного мира.

3.4. Сверхценности — это внематериальное ядро любой цивилизации. Они образуют определенный идеологический каркас страны, вне которого идеал абсолютной свободы высвобождает страсти и приводит к вседозволенности. Но реальная свобода — это всегда разумная и осознанная ответственность, а не слепая всеядность.

Человеку нужны духовные ориентиры, чтобы оставаться Человеком. А обществу нужна легитимная власть, связывающая его в единый организм. Если раньше власть производилась от Бога и оправдывалась Богом, монарх считался представителем Бога на земле, то благодаря этому Россия тысячу жила в непрерывающейся идеологической традиции. Демократическая теория утверждает, что власть не дается от Бога, а выбирается самим народом. Народ, понимаемый как источник и оправдание власти, выбирает самых достойных.

Но что является истоком человеческого достоинства? Ценности духовно-нравственного порядка. Поэтому вопреки утвердившемуся сегодня мнению нравственная традиция не утрачивает своего значения в условиях демократии. Потому что только нравственная основа может обеспечить реальное привнесение в жизнь порядка и справедливости, как истинной опоры правового государства. Иначе безоглядное признание абсолютной свободы ведет к распущенности, и как следствие, терпимости к любым проявлениям греха — однополым бракам, разврату и пр. Если с позиции абсолютной свободы для всего и вся заявлены равные права, то не только носители порока могут открыто пропагандировать свои сомнительные страсти, но и само явление будет преподноситься как оправданное.

Но нам важно сегодня понять, что демократия не является синонимом абсолютной свободы. Демократия из красивой теории может стать реальностью только при условии осуществления осознанного выбора каждым гражданином. Для совершения осознанного выбора человеку нужна определенная духовная зрелость, иначе вне понятных и доступных ценностных ориентиров человек будет выбирать не содержание, а обложку; не лекарство, а упаковку.

Духовность делает народ единым целым организмом, способным к высокому творчеству и созиданию. Уничтожение духовной составляющей превращает человека в умное животное и ведет к распаду общества.

4. Поэтому необходимы срочные меры по выработке и реализации в сфере культуры политики повышения уровня духовной зрелости общества, масштабной общественной осознанности каждого человека на основе приобщения его к единым общенациональным традициям, духовным корням и опорам. Их пробуждение подобно строительству храма в людских душах, оно способно уменьшить эгоизм, индивидуализм, стремление к примитивному материальному успеху и разнузданности.

На сегодня — это стратегическая задача сохранения государства и нации. Поэтому речь идет о выработке именно государственной политики по формированию доступного большинству народа России и понятного способа эффективной пропаганды культурных образцов, воспитания нового поколения на примерах истинных героев нашего времени, примерах возвышения духа и патриотизма. Необходимо закрепление в общественном сознании общенациональных идеалов — традиций образа жизни и мировоззрения, исторически выпестованных непреходящими духовными ценностями. Это задача самосохранения российской цивилизации Духа.

Вне целенаправленного государственного участия в этих вопросах не появятся сами собой позитивные образы российского офицера, участкового врача, фермера, учителя, священника, чиновника, предпринимателя, просто молодого человека, гражданина своей страны, чье мировоззрение и образ жизни достойны поддержки и пропаганды в хорошем смысле этого слова. Без опережающей государственной информационной политики, нацеленной на объединение людей в общество культурой образа жизни, культурой Духа, распространением позитивных образов, мы вынуждены будем бороться со следствиями многих негативных явлений в нашей жизни, не устраняя их причин.

Так, ряд событий последнего времени — столкновения в Кондопоге и другие конфликты — выявляют тревожные межэтнические, межконфессиональные тенденции, невнимание к которым при определенных условиях рискует перерасти границы отдельных регионов. В таких случаях исследование причин болевых узлов способно предупредить зарождающиеся конфликты, разработанная на такой основе грамотная культурно-информационная политика — помочь обществу придти к согласию.

5. Наличие комплексной информационно-культурной государственной политики является краеугольным камнем организации всей работы. Потому что культурные проекты, организуемые и финансируемые государством механически, вне системы ценностных ориентиров в общенациональном масштабе, наносят гораздо больший ущерб обществу, чем их отсутствие.

В этом отношении можно привести очень характерный пример ситуации, сложившейся с упадком культуры села, как жизненного уклада. Это не может не вызывать тревогу, так как село всегда было для России жизненной опорой, здесь испокон веков формировались нравственные ценности, обеспечивалась их связь с непрерывающейся духовной традицией. И сегодня село все еще способно создать позитивную морально-нравственную мотивацию жизни. Потому что здесь сама личность воспроизводит религиозное отношение к миру. Как бы ни было экономически развито государство, пока в нем сохраняются условия для воспроизводства крестьянского образа жизни, общество продолжает существовать в соответствии с духовной традицией. Поэтому и Россия без села — это не Россия. Возрождение культуры села имеет для России сегодня стратегическое значение. Россия, Московская Русь складывалась как сельскохозяйственная, аграрная, земледельческая цивилизация, здесь культурно-смысловой исток нашей государственности.

Сегодня в российских селах живет почти треть населения страны (27% или 38,7 млн. человек). Качество жизни на селе, продолжительность жизни, уровень образования, доходов ниже, чем в городах. И в то же время, социологи свидетельствуют о том, что жители села ценят нравственные качества выше, чем все население России. Например, порядочность ценят 28% жителей села и 4,5% в целом по стране, трудолюбие — 47,4% на селе и менее 32% по стране, честность, бескорыстие — 26,9% на селе и в два раза меньше (13,3%) по стране. Иными словами, село — это территория сбережения народом истоков культуры духа.

Но культурная среда на селе сегодня представлена библиотеками, имеющимися только в каждой четвертом сельском поселении (26,7%, а 100 тысяч сел вообще ни имеют библиотек), при том, что востребованность библиотечной сети в деревне на 18% выше, чем в городе. Клубными учреждениями располагает сегодня только каждое третье сельское поселение. Киноустановки имеются только в 7,5%, а детские школы искусств и музыкальные школы функционируют вообще только в 1,4% российских сел.

Однако задача подъема села не решается механическим выделением финансов из федерального бюджета. Развитие материально-технической базы культуры, телевидения, кинопроката, даже цифровых технологий, как бы ни были они важны, не формирует культурную среду. Они только способствуют ее созданию. Можно организовать массовое проведение в 11 деревни Интернета или увеличение количества передвижных киноустановок. Но что будут транслировать эти установки и компьютеры? Если тот же информационный мусор, сомнительные продукты псевдо-культуры, пошлость и цинизм, что и в городе, то такие усилия способны окончательно подорвать остатки культурной атмосферы на селе и одновременно доверие к государству. Вне ценностно-ориентированной культурно-информационной политики, вне активации духовных истоков бытия такие потуги не просто бессмысленны, а чреваты необратимыми последствиями.

Только принимая за основу духовные ориентиры, искусство и творчество обращаются к душе человека и несут своим содержанием призыв к свету и созиданию, возвращают нашу память к историческим традициям России, родному языку, воспевают любовь к родной земле и уважение к святыням Отечества. Только тогда они оказывают живительное воздействие, консолидируют все здоровые силы общества. Потому что они исцеляют души чистотой. А яркие образы, эмоционально-чувственная выразительность — это тот арсенал средств, которые призваны реализовать высокую этическую миссию искусства — возвышать человека, помогать личности раскрывать заложенные Богом способности и таланты, направляя энергию души в сферу общественного служения, на пользу людям, миру, в интересах обеспечения социальной справедливости и общего блага. Перед глубинной духовной культурой на ее пути к сердцу человека, к его душе, денежные, материальные вопросы и технологии вторичны. Они только способствуют организации культурной среды, но не определяют духовные начала жизни.

6. Поэтому информационно-культурная политика государства окажется действенной, если будет исходить из духовных истоков, из традиционной общероссийской этики восприятия, будет осознанно ставить перед собой цель — добиться сопричастного разделения идеологии реформ большинством представителей общества.

Ведь рыночная экономика и деньги — это характеристики модели протестантской этики, сопутствующей рыночной экономике в её западном варианте. Сегодня она накладывается на нравственное и духовное пространство этики православной, которая являет собой совсем другую категорию.

Я убежден, что этическая мотивация людей в России, основанная на православной системе ценностей, в которой духовная составляющая всегда превалировала над сугубо материальными запросами, призвана сыграть решающую роль в возрождении страны. Поэтому сегодня необходимо, опираясь на богатые исторические, этнические и культурные традиции России, разработать этический способ их активации, воспитания общественного сознания, формирования общественно-значимых идеалов поведения, образа жизни, единых для самых широких слоев населения, особенно молодежи и подрастающего поколения, понятых и принятых обществом в духе истинного, иногда самобытного понимания российским народом справедливости и правды.

Ярким примером такого подхода является фильм «Остров» Павла Лунгина, который наглядно опровергает расхожее мнение о том, что у нашего зрителя могут быть популярны только такие фильмы как «Ночной…» или «Дневной…» дозоры.

Сегодня у нас есть достойные примеры социально-ответственного телевидения — это канал «Культура», канал «Спас», по сравнению с которыми другие каналы — это все-таки бизнес-ответственное телевидение.

Так, работа канала «Культура» решает одну из важнейших задач — сохраняет творческое, интеллектуально продвинутое население. Его передачи смотрят, по меткому выражению деятелей культуры, «производящие смыслы слои общества». Это те люди, которые в условиях тотального воспроизводства попсы, пытаются сохранить креативные процессы в культуре. И на сегодня — это реальная альтернатива попыткам телевизионного сообщества убедить нас в том, что низкопробные медиа-проекты отвечают запросам телезрителей. Ведь на самом деле зрителям с помощью рейтинговых замеров приписывают ложные представления о предпочтениях. Масса современных исследований по теории бизнеса доказывает, что предложение формирует спрос, а точнее, манипулирует им.

Сложившаяся ситуация лишь подтверждает актуальность грамотной информационной работы. У американцев, например, существует очень тонкая система пропаганды социальных приоритетов государства с помощью кинематографа. В стране, где объективно существуют межэтнические и межрасовые противоречия, снимаются фильмы, в которых соблюдается удивительный баланс положительных и отрицательных персонажей с разным цветом кожи, принадлежащим разным культурам (с небольшим перевесом темнокожих позитивных персонажей). Поэтому, несмотря на существующее мнение о том, что культ насилия привлекает внимание зрителей, в Голливуде, где беспрекословно действуют законы рынка и интересы получения максимальной прибыли, нередко снимаются картины, пропагандирующие семейные ценности и любовь к родине, бережное отношение к природе и другие. То есть в определенный момент срабатывает механизм, который ставит нравственные приоритеты выше сиюминутных интересов бизнеса.

Наше невнимание к вопросам информационной пропаганды интересов государства оборачивается серьезными последствиями. Например, решение задачи удвоения ВВП в России невозможно без активной роли предпринимателей. Но средствами массовой информации, десятками сериалов, огромным количеством документальных фильмов в общественное сознание внедряется стереотип восприятия предпринимателя, как человека с низким уровнем интеллекта, культуры, отсутствием совести и веры. Но в реальной жизни есть и позитивные примеры высокого общественного служения предпринимателей, которые замалчиваются. В результате общественное мнение настраивается против сообщества предпринимателей, что не способствует экономическому подъему страны.

В конце концов, вся проблема сегодня состоит в том, что в стране остро ощущается дефицит позитивных образов, примеров достойного образа жизни, которые есть на практике — это не только предприниматели, но и врачи, учителя. Есть позитивные примеры и в российской армии, хотя на экраны попадают преимущественно скандальные инциденты. Примеры чести и достоинства оказываются второстепенными для трансляции. Культурно-информационное пространство страны явно искажено. Когда единственным критерием творчества признается свобода естества в форме вседозволенности, то по федеральным телеканалам одна другую будут и дальше сменять передачи, где полтора часа обсуждается тема инцеста или однополой любви, пропагандируется образ жизни на фоне кальяна, культивируется продажность души и жажда денег. Транслируя подобные передачи, СМИ подменяют духовные начала рекламно-коммерческими штампами и руководствуются сугубо соображениями рыночной рентабельности и рейтинга.

Откуда берутся эти штампы, рентабельность и рейтинги? Из системы ценностей, в которой господствует вседозволенность. Из неоправданной коммерциализации культуры, искажающей суть творчества, вынуждающей его приспосабливаться делать только то, за что платят. Следствием этих процессов мы имеем супердоходный шоу-бизнес, считающий, что культура в стране развивается как никогда успешно, и одновременно нравственное вырождение личности, самоуничтожение нации. А откуда возьмутся новые ценности, если нет веры?

7. Но не следует относиться к этой проблеме пессимистично. Любой симптом недуга вызывает лишь более настоятельную необходимость поиска адекватных, наиболее действенных, системных средств исцеления. Поэтому актуально говорить о целенаправленной государственной пропаганде общенациональных приоритетов средствами культуры, обращением к духовному наследию страны.

Для этого необходимо менять культурную политику СМИ и телеканалов, создавать телепередачи, шоу, фильмы, формирующие образ доброго и бескорыстного человека с высокими нравственными идеалами.

Необходима работа и с образами рекламы, которые не должны навязывать человеку однобокую информацию о культе материального успеха и индивидуального возвышения, эгоизме и черствости, откровенно принижая ценности веры, общественного служения, человеколюбия.

Позитивные информационные продукты способны вытеснить грубость, насилие и примитивные инстинкты естественными путем — путем обращения к сердцам людей, к их светлым и чистым помыслам, потому что они не оставляют в душе опустошенности. Они воодушевляют и вдохновляют. Они возвращают человеку смысл жизни. Так в людях возрождается нация.

8. Комплексная государственная поддержка производства позитивных информационных продуктов может быть реализована с помощью определенного управленческого механизма — государственного социального заказа, в соответствии с которым Минкультуры России формирует заказ на организацию информационно-пропагандистской деятельности государства на основе приоритетных, стратегических направлений внутренней и внешней политики России, формулируемых в ежегодном послании Президента России, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, докладах федеральных министерств, предложениях государственных органов и общественных организаций.

При подготовке Правительством России проекта федерального бюджета на соответствующий год, Минкультуры выступает с предложением о выделении средств, необходимых для реализации государственного социального заказа. Оно же координирует его исполнение подведомственными организациями, в том числе с помощью механизма обратной связи, предусматривающего порядок оценки исполнения заказа с точки зрения общественного результата. Индикаторами результативности заказа могут выступать такие показатели, как количество людей, посетивших кинотеатры, количество зрителей, посмотревших телепрограмму, позитивный общественный резонанс и др.

Важно при этом понять, что государственный социальный заказ — это не попытка потратить деньги на очередной популярный проект. Речь идет о том, чтобы государство стало выразителем духовно-нравственных ценностей общества и обеспечивало пропаганду и защиту наших общенациональных идеалов. Почему это важно? Потому что культурно-информационная политика государства обращается напрямую к общественному сознанию, пробуждает и задействует потенциал духовной энергии народа. Она создает условия для духовного подъема и единения нации.

Вторым, не менее важным для организации этой работы направлением, является создание надежной законодательной базы, правового поля.

Сегодня законодательное обеспечение культуры охватывает целый комплекс вопросов и проблем, концентрируясь на самых актуальных задачах. Цель этих усилий — обеспечение интересов государства в культурно-информационном пространстве страны. Работа эта многогранна. Это вопросы лицензирования телерадиовещания, которые позволяют сохранить социальное назначение телевидения. Это правовой контроль за средствами массовой информации и введение порядка обязательного предоставления экземпляров их продукции. Это совершенствование законодательства о рекламе. Это государственная поддержка кинематографии, направленная на обеспечение прозрачности процедур и выработки качественных критериев отнесения фильмов к категории «национальных», что позволит (с помощью административных регламентов) влиять на прокатную политику путем выдачи прокатных удостоверений, т. е. формировать условия для пропаганды культурных образцов и достижений. Это и текущие вопросы вывоза и ввоза культурных ценностей, обеспечения музеев и музейных фондов, организации библиотечного дела и др.

В числе приоритетных — патриотическое воспитание граждан — особая тема, постоянно находящаяся в зоне внимания министерства. Кроме того, мы инициируем разработку проекта федерального закона о противодействии распространению информационной продукции, наносящей вред физическому, интеллектуальному и морально-психологическому здоровью граждан, в первую очередь детей. Он позволит создать правовую основу для государственной защиты духовно-нравственных идеалов и ограничить массовое распространение сексуальной пропаганды.

Одним из ключевых направлений нашей работы является разработка законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в котором важно обеспечить особое правовое положение единых целостных религиозных комплексов, имеющих историко-культурное значение и существенно влияющих на духовное развитие народов Российской Федерации (таких как Соловецкий архипелаг, Валаамские острова). Введение в законопроект духовно-исторической компоненты позволит предоставить таким объектам статус особой государственной охраны, обеспечить достойное финансирование, сохранение и использования.

* * *

Механизм государственного социального заказа и законодательное обеспечение культуры — это, прежде всего, технологии реализации государственной политики, которая в целостном виде представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских, методических и информационно-разъяснительных и иных мероприятий. Но даже сведенные вместе, технологии не образуют духовного содержания. Соединение разных технологий между собой только тогда образует целостный механизм, когда оно подчинено единому замыслу.

Поэтому сегодня, говоря о значении культурно-духовного наследия, нам важно придти к пониманию того, что в стране назрела необходимость формирования стратегических приоритетов государства в духовной сфере, в виде целостной, исторически выверенной системы ценностей, как комплекса основополагающих нравственных идей, доминирующих в идеологии народа, служащих для обеспечения его самобытности, определяющих смысл жизни и деятельности.

Выстроенная на таких приоритетах государственная информационная политика базируется на традициях приоритета духовных ценностей над материальными, обращает людей к чистым идеалам и сильным духовным примерам, вызывает позитивный отклик в умах и сердцах людей, рождает осознание людьми своей общности, сопричастности, сплачивает нацию в единую семью духовным родством. В таком виде она становится локомотивом экономических, социальных и политических реформ.

П.А. Пожигайло, статс-секретарь — заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций РФ

http://www.prokimen.ru/article_2534.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru