13.08.2005 |
Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 г., когда ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Предвидя будущее обители, он принял деятельное участие в ее судьбе. В то время братия монастыря состояла из 3 человек, причем в ней не было ни одного священника. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители Синод назначил иеромонаха Авраамия, опытного старца из Песношской пустыни. Братство монастыря стало расти, и через год в нем уже было 12 человек.
Войдя в состав вновь образованной в 1799 г. Калужской епархии, Оптина пустынь имела особое попечение со стороны первого епископа Калужского Феофилакта (Русанова). К 1809 г. количество монашествующих в обители увеличилось до 30 человек.
В 20-х гг. XIX в. управлявший Калужской епархией святитель Филарет (Амфитеатров) пригласил в Оптинй учеников преподобного Паисия Величковского для устройства скита с традициями строгой аскезы и умной молитвы. В 1825 г. настоятелем монастыря стал духовник пустыни, архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество — особое духовно-попечительское служение. В 1829 г. в Оптиной Пустыни поселился иеросхимонах Лев, а в 1834 г. — иеромонах Макарий. На протяжении 30 лет здесь подвизался преподобный Амвросий Оптинский. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Благодаря этому Оптина пустынь стала одним из духовных центров России, где получали духовное окормление люди всякого звания, возраста и рода занятий.
К концу XIX в. число насельников в Оптиной возросло до 200 человек. Она дала ряд известных церковных деятелей, среди них: архимандрит Геронтий (Васильев) — настоятель Тихоновой пустыни; архимандрит Макарий (Фомин), игумен Антоний (Путилов) — настоятели Черноостровского Малоярославецкого монастыря; а также настоятель Мещовского Георгиевского монастыря архимандрит Георгий (Лавров, исповедник, †21 июня/4 июля). Скитские иеромонахи Ювеналий (Половцев) и Леонид (Кавелин) в 1857 г. были назначены членами Русской духовной миссии в Иерусалиме.
При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты 3 монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордине; Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белопопытовская женская община Мосальского уезда.
С 1839 г. в Оптиной пустыни стали издаваться переводы аскетических творений святых отцов Древней Церкви на русском языке. Всего монастырем было выпущено более 50 изданий. Это способствовало распространению святоотеческого наследия среди широкого круга читателей.
В течение XIX в. в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К 1917 г. в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов: соборный в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь преподобного Пафнутия Боровского и святителя Николая Чудотворца; храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и великомученика Георгия Победоносца; больничный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери; трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской; кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского. В Иоанно-Предтеченском скиту было 3 храма: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Иоанна Рыльского и деревянный в честь Иоанна Предтечи.
В монастырский комплекс также входили: трехъярусная колокольня, к которой с двух сторон были пристроены флигели для братских келий, братские корпуса, трапезная, библиотека, книжная лавка и книжный склад, больница для иноков, гостиница для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь окружала каменная ограда с 7 башнями. За южной стороной ограды, в саду, была построена новая двухэтажная больница для монастырской братии и для больных мирян, с храмом в честь преподобного Илариона Великого. Монастырь также имел кирпичный, черепичный и свечной заводы, 2 конных и скотный дворы.
В обители хранились две древние чтимые иконы: преподобного Пафнутия Боровского и Божией Матери «Казанская». В скиту в храме в честь пророка Иоанна Предтечи находился чтимый образ Знамения Божией Матери.
В феврале 1918 г. монастырь Оптина пустынь был закрыт, 26 марта его имущество было передано в распоряжение отделов Козельского исполкома — земельного, соцобеспечения и совнархоза. Тогда частью братии на территории монастыря была организована сельхозартель, которая просуществовала до 1923 г. В это время богослужения совершались только в Казанском храме. Последняя служба состоялась 15 июня 1924 г.
В 1919 г. монастырь был превращен в музей. 24 марта 1927 г. Калужским губисполкомом рассматривался вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни. Было принято решение «согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание». Таким образом, все имущество Оптиной пустыни после отбора Главнаукой перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея. В 1931 г. здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького. С ноября 1939 до апреля 1941 гг. на территории монастыря был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941−1943) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 гг. в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 гг. здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея, литературный отдел которого действует в нем до настоящего времени.
17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в надвратной башне монастыря была совершена первая Божественная Литургия. 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.
В настоящее время в монастыре действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм в честь Илариона Великого у ворот обители; храм в честь Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Также восстанавливаются: на территории монастыря храм в честь преподобной Марии Египетской и праведной Анны, и в скиту 2 храма — святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых. Кроме того, восстановлена монастырская колокольня, братские корпуса, паломнические гостиницы и другие постройки. Монастырь имеет подсобное хозяйство и 450 га сельскохозяйственных земель.
Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.
В настоящее время в монастыре проживают более 100 насельников. Оптина пустынь имеет 2 подворья: в Москве и Санкт-Петербурге. Братия окормляет заключенных исправительно-трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение в местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске.
Оптину пустынь неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 26−27 июля 1996 г. Святейший Патриарх совершил освящение Казанского храма и причислил к лику местночтимых святых собора Оптинских старцев преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия Старшего, Исаакия I, Иосифа, Варсанофия, Нектария, Анатолия Младшего, Исаакия II и Никона. 21−23 октября 1998 г. Святейший Патриарх освятил воссозданный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и совершил перенесение в него святых мощей преподобных старцев Оптинских: Варсонофия, Анатолия (Зерцалова), Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Потапова), Иосифа.
Преподобный Амвросий Оптинский (память 10/23 октября)
Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в день памяти святого Александра Невского, в с. Большая Липовца Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова. Среди своих многочисленных братьев и сестер он был самым веселым и бойким мальчиком и охотно принимал участие в детских забавах. Очень рано научившись читать, мальчик по праздникам он вместе с отцом пел и читал на клиросе.
В 1830 г. Александр с отличием окончил Тамбовское духовное училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. В последнем классе семинарии юноша тяжело заболел, так что надежды на выздоровление почти не было. Тогда Александр дал обет Господу, что если выздоровеет, то уйдет в монастырь. Вскоре он выздоровел, но еще четыре года не мог выполнить своего обета. Летом 1839 г., желая окончательно разрешить все свои сомнения, Александр Гренков отправился за советом и благословением в с. Троекурово Лебедянского уезда к известному подвижнику старцу Илариону (Фокину, †1853 г.). Троекуровский затворник направил его в Оптину пустынь.
Осенью 1839 г. Александр Михайлович Гренков прибыл в Оптину и поступил в послушание к старцу Льву, который очень скоро сделал его своим келейником и одним из ближайших учеников. 29 ноября 1842 г. послушник Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского, а 4 февраля 1843 г. рукоположен в иеродиакона. После смерти старца Льва иеродиакон Амвросий перешел в послушание к преподобному старцу Макарию, по благословению которого начал участвовать в переводе и издании творений Святых отцов.
В декабре 1845 г. иеродиакон Амвросий был рукоположен в иеромонаха, но по состоянию здоровья он вскоре вынужден был уйти за штат. В августе 1846 г. отец Амвросий получил благословение Калужского епископа Николая (Соколова) быть духовником обители, в помощь старцу Макарию. В конце 40-х гг. XIX в. состояние здоровья иеромонаха Амвросия резко ухудшилось, и он был пострижен в схиму.
По смерти старца Макария в 1860 г. схииеромонах Амвросий всецело предал себя жертвенному служению ближним. Все, кто обращался к старцу, независимо от возраста и социального положения получали от него назидание и утешение. Это стоило ему больших трудов, напряжения всех душевных и телесных сил. От болезни он так обессилел, что иногда не мог передвигаться без помощи келейников. За великое смирение старцу Амвросию были ниспосланы Богом дары прозорливости, исцеления и чудотворения. В последние годы своей жизни старец основал Казанскую женскую общину в с. Шамордине и духовно окормлял ее насельниц.
Между тем силы старца слабели, и 10 октября 1891 г. последовала его кончина. 13 октября 1891 г. старец Амвросий Оптинский после отпевания, совершенного епископом Калужским Виталием (Иосифовым), был погребен у юго-восточной стены Введенского собора. Ныне мощи преподобного Амвросия почивают в Введенском соборе Оптиной Пустыни.
Пресс-служба Калужской епархии