Русская линия
Народное радио Николай Маслов01.02.2007 

Нравственность, духовность и образование
Программа «Город и мир» от 25.01.2007

Тема передачи: Нравственность, духовность и образование;

Гости студии: доктор педагогических наук, известный общественный деятель Николай Васильевич Маслов;

Ведущие: Игорь Сергеевич Шишкин.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, 25 января — Татьянин день, День студента. День тех, кто приобретает образование, и от кого во многом будет зависеть судьба России в XXI веке, в начале XXI века. Поэтому в начале нашей программы я предлагаю послушать сюжет, который подготовила наш редактор Александра Оболонкова.

Александра Оболонкова: В день мученицы Татьяны был подписан императрицей Елизаветой Петровной указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий. И уже 252 года святая Татьяна является покровительницей всех студентов. Дочь знатного римлянина, тайного христианина, она решила посвятить себя Церкви. Но во времена гонения на христиан вместе с отцом она безропотно приняла смерть за веру. Примером духовного служения должна быть мученица Татьяна для своих подопечных, обучавшихся в университете. В самом уставе нового учебного заведения было обозначено, что «кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемо быть богословские знания». А попечение о богословии справедливо оставлялось Святейшему Синоду.

Празднование студенческого дня традиционно начиналось с молебна. В наше время 25 января в храмах, при институтах и в университетах также проходит торжественный молебен, но сами учащиеся в большинстве своем вряд ли знают о церковной службе и о своей покровительнице. Гораздо важнее для современных студентов приуроченные к этому дню вечеринки в клубах, концерты и ежегодное распитие медовухи в стенах МГУ. День открытия университета пышно отмечался и в XVIII, и в XIX веках. Но на старинных праздниках не могло быть никаких неприличий. Ведь устав университета гласил, что лишь добропорядочные в своих поступках студенты могут получить аттестаты.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вот поэтому я думаю, что темой сегодняшней передачи, во всяком случае, тема нашей сегодняшней передачи должна быть связана с такой проблемой: нравственность, духовность и образование.

Николай Маслов: Ведь только добропорядочные студенты могли получить дипломы, и если ты человек недобропорядочный, ты не мог выйти на определенный уровень в обществе и занять какое-то положение.

Игорь Шишкин: Да, это четко в свое время формулировалось, независимо от объема знаний и умений, навыков студента.

Николай Маслов: Это было главным принципом. Люди только высокого нрава, высокой порядочности, добродетельные могли возвышаться над другими, занимать определенное служебное положение и быть руководителями общества, составлять эту плеяду руководства. А сегодня диплом получают, у кого больше денег, кто наглый, нахальный, кто больше медовухи выпьет.

Игорь Шишкин: Но не только, к счастью.

Николай Маслов:Нет, я понимаю, конечно, что не все.

Игорь Шишкин: Но у нас в конце 80-х годов было объявлено, что воспитание и образование надо разделить, что это, мол, разные вещи, и светскую власть совершенно не должно касаться нравственное состояние студенчества, школьников. Это была официальная доктрина: воспитание отдельно, образование отдельно, и государство занимается только образованием и ничем больше.

Николай Маслов: Дело в том, что 18 веков воспитание являлось приоритетом, а образование являлось его составной частью. Главной целью было — сначала научить вере, а потом — наукам. Сначала учили людей вере, высокому предназначению человека, определяли его духовную составляющую, потом, когда человек понимал свое назначение, ему давали образование, в том числе учили светским наукам, необходимым для развития общества.

И вот если такой приоритет постепенно возвратится в нашу систему образования, в нашу жизнь, то, конечно, все изменится к лучшему очень быстро. Потому что, не воспитывая человека, мы ведем жизнь к хаосу. Это мы сегодня замечаем, и не только мы, но и весь мир от этого только страдает и получает всевозможные безобразия. Одна война заканчивается, две начинаются, происходят убийства и многое другое. Конечно, образование — это очень важный момент, а воспитание — это приоритетнейшая часть. К сожалению, мы видим, и Оболонкова об этом сказала, что исковеркан смысл этого праздника, как и многих других. Татьянин день празднуют так же, как и вообще все праздники -это пирушки, танцы — это все пришло к нам с Запада. Запад деградировал полностью.

Сегодня германский канцлер Ангела Меркель сказала простую вещь, что население Европы составляло 21 процент населения мира, когда открывался Давос, а сегодня оно составляет 7 процентов. Падение в три раза, и, соответственно динамика остается та же, поэтому она сказала, что европейцам нужно сегодня сконцентрироваться на том, что их становится мало, что они практически вымирают в этом мире, и им нужно понять свою роль. Европа показала за 30 лет, что скоро ее население не будет присутствовать вообще на Земном шаре. А мы с вами знаем, что Бог дает деторождение за чистоту жизни. Естественный вывод: за нарушение этой чистоты жизни, духовных и нравственных начал, которые они истребили практически в своей жизни, Бог лишает все европейское сообщество присутствовать в жизни земного сообщества. Вот результат. Мы должны над этим задуматься. Это всего лишь 30 лет, а прогноз печальный для Европы.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, с другой стороны, ведь могут сказать, что ничего не поделаешь, это уже тенденция. Есть эта тенденция в Европе, есть она и у нас. Действительно разделили 15 лет назад воспитание и образование, и как можно иначе отмечать День студенчества, кроме как пирушками, загулами, тем, что милиция объявляет, что не будем задерживать в этот день пьяных студентов. Или все же все зависит от каждого конкретного человека, который может устоять в любой ситуации, куда бы ни шла тенденция.

Николай Маслов: Например, ректор МГУ Садовничий мог бы сказать, что, мол, давайте в Татьянин день проведем следующие мероприятия: сначала каждый студент (их там около сорока тысяч) пойдет в храм, потом эти тысячи студентов посетили бы дома престарелых или детские дома, помыли бы там полы, покормили бедных стариков, которые живут там и не слышали, может быть, долгие годы детских голосов, или сходили бы, погуляли с детьми-сиротами, сводили бы их на Воробьевы горы, сводили бы в Университет. Пусть бы они вместе посидели за своей партой. Ну, раскошелился бы студент на 200 рублей или на 100. Я студентом работал на трех работах. Я вам скажу такую цифру, вы не поверите. Во время своего студенчества я получал где-то 500 с лишним рублей.

Игорь Шишкин: Это было больше, чем зарплата республиканского министра.

Николай Маслов: В то время зарплата министра была 300 рублей. И я мог себе позволить все, что я хочу. Конечно, если ректор сказал бы, что все должны отчитаться, кто и куда сходил, и все это вывесили бы на всеобщее обозрение, какая группа лучше провела это день, вот это был бы Татьянин день, это было бы воспитание. А самых рьяных студентов я бы отправил, например, в Можайскую колонию посмотреть, как живут заключенные. Тоже бы посмотрели, а заодно и подумали бы: куда ты попадешь если будешь баловаться наркотиками, преступать закон. Вот это было бы такое нравственное действие: храм — помощь ближнему, нуждающемуся — и человек возвысился над земной суетой, увидел, какая земля красивая, сколько всего прекрасного в этом мире, отдал бы этот праздничный день не телу, а душе. Тогда все было бы ясно и понятно, зачем нужны праздники. Тогда бы Татьяниного дня ждали миллионы людей, нуждающихся в помощи, и это был бы день духовного подъема, доброты, любви к ближним. А любовь к ближним. постепенно превращается в любовь к Отечеству до самопожертвования.

А сегодня они перепьются в этих своих кабачках. И главное, что эти ректоры несчастные — это слепые вожди слепых. Они сами, как говорится в Евангелии, слепые и ведут слепых. Слепой — это духовно незрячий. Ведь и Садовничий, в частности, он же несет огромную ответственность. Он же показывает всему студенческому миру, как надо праздновать: сам разливает медовуху и так далее. Это печально закончится и для него, и для его родственников, для его внуков. Просто так это не пройдет. Грех просто так не проходит.

Игорь Шишкин: Говорят, что и один человек может многое изменить в жизни своей страны, может даже определить, независимо от того, насколько неудачно или удачно складываются внешние обстоятельства, определить судьбу своей собственной страны на многие десятилетия, а иногда и на столетия. И это не теория, это практика.

Николай Маслов: Так было всегда.

Игорь Шишкин: И вот пример. Наш редактор Алексей Пичугин подготовил небольшой сюжет.

Алексей Пичугин: Во все века существования Русского государства находились люди, которые своей деятельностью и всей своей жизнью подавали пример современникам и потомкам. Это и святой равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, и перед этим сам принявший святое крещение. Можно сказать, что его заслуга — сохранение православия. Ведь именно Россия сейчас самое крупное православное государство в мире. К таким людям можно отнести и святого благоверного князя Александра Невского, перед которым стоял очень непростой выбор: с кем быть? Пойти на уступки Западу и сломиться под напором Тевтонского ордена? Но это грозило крушением всех православных устоев, хотя и позволяло сохранить относительную независимость. Или же оставаться под господством татаро-монгол, но сохранить духовные устои и традиции? Выбор Александра Невского был наиболее взвешенным и продуманным.

В XIV веке жил величайший подвижник преподобный Сергий Радонежский. Именно он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, но кроме этого он был основателем крупнейшего по своему значению монастыря — Троице-Сергиевой лавры, ставшей основой русского монашества. К тому же многие иноки Троицкого монастыря искали уединенной жизни. Они уходили дальше на Север, основывая новые обители, тем самым, открывая новые земли, где селились крестьяне. Это благотворно сказывалось на освоении новых земель и на расширении Русского государства.

В XIX веке своей подвижнической жизнью прославился преподобный Серафим Саровский, который стал одним из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился своим смирением и кротостью. «Стяжай дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил он. В ХХ веке казалось, что все религиозные устои разрушены. Но и в эти тяжелые годы находились люди, которые своей жизнью поддерживали Православие в нашем государстве. Это и тысячи безвестных новомучеников и исповедников. Это и архимандрит Иоанн Крестьянкин, и архимандрит Иоанн Маслов, и архимандрит Павел Груздев. Именно благодаря труду этих людей, мы сейчас повсеместно наблюдаем возрождение православной веры.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, ведь действительно это только наиболее известные фамилии, которые на слуху. А сколько таких людей, которые, независимо ни от каких внешних обстоятельств, именно благодаря своей духовности, нравственности, оказывали огромное воздействие либо на тех, кто рядом с ними, либо на сотни, на тысячи, а некоторые на миллионы.

Николай Маслов: Понимаете, ведь ничего случайного в жизни не бывает, вообще ничего не бывает без воли Божьей, поэтому те люди, которых Бог благословил, те и остались на слуху. Но это не значит, что не было подвижников такого же ранга и в то же время. Например, после Сергия Радонежского был его ученик и сподвижник, преподобный Никон Радонежский. Все ездят в лавру преподобного Сергия, но никто не ездит в Лавру преподобного Никона, хотя знают, что и такой святой есть в нашей жизни. Кого-то Господь поставляет и общество избирает его на одно служение, кого-то на другое. Были люди по силе воздействия даже более сильные, чем Дмитрий Донской в то время, например, Михаил Тверской, Олег Рязанский, но тогда огромную роль сыграл Сергий Радонежский. И вообще если мы просмотрим всю историю нашего государства, то во главе высочайших мировых событий стояли всегда духовные личности. Всегда, без малейшего сомнения. Только через них созидалось всегда хорошее. Были и другие личности, и через них совершались и плохие дела, но выправляли ситуацию всегда люди высоконравственные, духовные. Только им Бог давал силу возвещать что-то миру. Вот у всех на слуху Минин и Пожарский, но их-то заставил подняться и пойти патриарх Гермоген. Он бил в набат, рассылал воззвания, сидя в темнице, в сырости.

Игорь Шишкин: И монахи Троице-Сергиевой лавры, которые показали, что можно сопротивляться.

Николай Маслов: Конечно, было противостояние от месяца к месяцу монахов Троице-Сергиевой лавры. Они выстояли, Польша их не взяла.

Игорь Шишкин: Единственный монастырь выстоял. Они сказали: «Мы не сдадимся».

Николай Маслов: Но это не просто было. Ведь вокруг монастыря ежедневно творились чудеса, и эти чудеса сегодня скрыты от нас, скрыты от наших школьников, студентов. А там ведь каждый вечер какой-то монах с послушниками обходили вокруг Троице-Сергиевой лавры с крестным ходом, с молитвой, и ни одно оружие их не брало. Потом все узнали, что это был именно преподобный Сергий. И поляки это видели и целыми отрядами сдавались и уходили от стен Троице-Сергиевой лавры, принимали Православие. Про это уже и картины написаны, и летописцы это занесли в свои летописи, и в преданиях об этом люди друг другу рассказывали. Почему бы эту историю не развить, не показать нашей молодежи, что есть истина, что есть правда на земле?

Конечно, мы должны эти страницы все время перелистывать, потому что, зная историю, мы найдем способ как поступать в любых неурядицах, как выйти из того или иного тупика, как найти правильный путь. Даже, может быть, многие наши государственные деятели поступали бы по-другому, если бы знали об этом чудесном заступничестве. Они бы понимали тогда, что хотя мировая закулиса и правит миром, но только за добрую жизнь или за греховную жизнь у нас получится тот или иной сценарий. Казалось бы, что это люди управляют движением истории, но на самом деле, если мы копнем глубже, то мы увидим, откуда может прийти помощь — как при обороне Троице-Сергиевой лавры тысячи людей как внутри, так и снаружи, видели, какая помощь пришла просто с неба в виде тех иноков, которые давно уже не жили на Земле.

Игорь Шишкин: Не случайно самого выдающегося флотоводца России Ушакова причислили к лику святых. Суворов всегда уделял огромнейшее внимание именно духовному и нравственному состоянию своих солдат.

Николай Маслов: Первое, что делалось при расквартировании войск, перед сражением, это всегда ставилась походная церковь, и Суворов там служил часто псаломщиком, просто читал молитвы на службе, был примером для всех остальных. Если командир так не делает, то все остальные, даже верующие люди, не будут делать это открыто. Лучшие полководцы мира — это русские православные воины.

Игорь Шишкин: Когда мы говорим о том, что образование не может быть в отрыве от тех духовных достижений, того духовного наследия, которое оставили нам люди, определявшие развитие России на десятилетия и столетия, уместно вспомнить, что в ближайшие дни, 28 января будет 75-летие схиархимандрита Иоанна Маслова. Я предлагаю послушать сюжет, который подготовил наш ведущий Владимир Робертович Анищенков.

Владимир Анищенков: Схиархимандрита Иоанна называют светильником праведности, русским златоустом, крупнейшим богословом ХХ века. Отец Иоанн, в миру Иван Сергеевич Маслов, принадлежал к исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и мудрость, основанную на глубокой вере. Магистр богословия, он является автором множества книг. Им были составлены жизнеописания и исследования трудов святителя Тихона, а затем «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского, приложение к магистерской диссертации. Она представляет большой интерес для каждого христианина. Этот труд можно назвать энциклопедией христианской жизни. Экспертный совет Министерства образования России принял решение: рекомендовать книгу схиархимандрита Иоанна «Симфония» к широкому использованию в педагогической практике и внедрению в образовательные учреждения всех типов.

Докторская диссертация схиархимандрита Иоанна «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность», это книга о старчестве, однако она представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни. В отзыве Министерства образования отмечено: «Книга отца Иоанна „Глинская пустынь“ дает богатейший материал педагогу, который пытается воспитать детей на высоких областях духовности, патриотизма и культуры». Схиархимандритом Иоанном Масловым были также написаны книги «Пасха — светлое Христово воскресенье», лекции по литургике и пасторскому богословию. Благодаря своим трудам, отец Иоанн известен сейчас не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель. Труды отца Иоанна называют учебником жизни, духовного роста и прозрения, а их издание — значительным событием в духовной и культурной жизни русского народа. Среди его учеников не только священники и богословы, но и ученые, педагоги, военные. Его светлую память благоговейно чтут и в России, и далеко за ее пределами. Знают его и на Афоне, и на Святой земле. С 1999 года проводится Всероссийский просветительский форум «Глинские чтения», на котором учителя, священнослужители, работники культуры обмениваются опытом по использованию трудов отца Иоанна в своей просветительской деятельности. Теперь уже его работы стали основой для разработки хрестоматий для детей, новых книг современных педагогов, в том числе фундаментального труда «Основы русской педагогики».

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, я понимаю, что вам, как родственнику схиархимандрита Иоанна, с одной стороны, сложно об этом говорить, а, с другой стороны, кому же еще об этом и говорить? Ведь у вас так сошлось: вы — магистр богословия, доктор педагогических наук, и вы — общественный деятель, поэтому духовное наследие Русской Православной церкви, образование, воспитание будущих поколений, — это все ваши интересы, ваша сфера деятельности.

Николай Маслов: Вся моя жизнь до сегодняшнего дня, кроме, конечно, грехов, содеянных мною, была направлена батюшкой. И у меня нет слов благодарности, потому что по-человечески нельзя выразить то, что было послано через отца Иоанна Богом свыше. Здесь ничего не бывает без воли Божьей. Некоторые мне говорят: «Что вы столько уделяете времени распространению трудов отца Иоанна?» и так далее. Я им отвечаю всегда просто, что если они верующие люди, то должны понять, что ничего не происходит без воли Божьей. А если нету сегодня другой личности, которая бы оставила такое духовное наследие, письменное наследие, которое имеет высшее педагогическое признание? Это высшие достижения в области педагогики, и это признано и ВАКом, и Министерством образования. Даже президент Владимир Владимирович Путин выпускает распоряжение о том, чтобы учебные пособия, книги, автором которых является отец Иоанн, были в школьных и вузовских библиотеках в нашей стране. Наверное, это о чем-то говорит. Случайностей не бывает.

Игорь Шишкин: То есть можно издать книги огромными тиражами, но если эти книги не находят отклика в душе человека, они останутся невостребованными, а труды отца Иоанна имеют тысячи и тысячи искренних последователей.

Николай Маслов: Один человек сказал: к сухому колодцу люди не ходят, люди ходят только к живому источнику. Его книги «Симфония», «Учение Тихона Задонского», «Амвросий Оптинский», то есть все его труды — это живой источник. За несколько лет было уже пять или шесть изданий. Эти книги изданы не для утехи человека, а для души, для выбора правильного жизненного пути, и от года к году, от месяца к месяцу стремительно растет количество педагогов, которые пользуются в своей практической деятельности духовной базой, оставленной отцом Иоанном.

По трудам отца Иоанна я написал учебное пособие «Основы русской педагогики», которое сегодня резолюцией правительства России, рекомендовано к использованию во всех школах, вузах, которое должно быть во всех библиотеках. Я не знаю другого такого учебника по духовно-нравственному преподаванию и воспитанию, который является сегодня основой для подготовки педагогов всех уровней, всех предметов, и который был бы так востребован. Скорее всего, пришло время, когда страна становится на рельсы развития, и эти рельсы ведут именно к восстановлению нравственных основ нашего общества.

Еще одна моя задача — это показать, что я, и не только я, а десятки тысяч людей получили от этого человека, наставника, педагога, нравоучителя. Он ведь знал нашу жизнь наперед, на многие годы, предсказывал, излечивал от недугов, предупреждал, предостерегал. Миллионы граждан могут только прочитать об этом, а когда ты видел этого человека в жизни, с ним соприкасался, ночевал в его келье, видел его подвижническую жизнь, это, конечно, заставляет и тебя самоотверженно трудиться.

Здесь я могу сказать, и так учит Церковь, что чем больше учение того или иного человека, старца, педагога, распространяется среди людей, живущих на Земле, чем больше это учение способствует выздоровлению общества от духовных недугов, тем больше величие этого человека пред Богом, тем больше сила его воздействия, тем больше мы получаем такой помощи обратно. Такая взаимосвязь между землей и небом, когда ты заботишься о небесном, а небо заботится о тебе. Мы должны это понимать. Мы это чувствуем в своей практической жизни, на всех жизненных путях, во всех сферах. В разные времена Бог посылает того человека, труды которого могут изменить ситуацию в целой стране, а может быть, даже в мире.

Игорь Шишкин: Получилась такая ситуация, что, казалось бы, когда самый мрак сгущался, когда воспитание старались окончательно отделить от образования, именно в это время в российском обществе и стали распространяться книги, посвященные духовно-нравственному воспитанию, духовно-нравственному просвещению. И как раз к моменту, казалось бы, торжества мрака эти книги распространились и стали уже действовать.

Николай Маслов: Мрак торжествовать не может. Все равно силы ада не одолеют. Кому-то показалось, но нам это не показалось в то время. Господь говорит: «Не бойся, малое стадо». Ведь людей, которые борются за правду, за справедливость, всегда было немного, тем более, в первом эшелоне.

Игорь Шишкин: Когда «Глинские чтения» начинались, там были единицы.

Николай Маслов: Конечно, но это было 15 лет назад. Сегодня мы имеем целую педагогическую школу, и другой такой школы в стране сегодня нет. Это не мои слова, это слова ученых людей, академиков, которые изучали наше наследие, изучали наши труды и дали соответствующее письменное заключение. Конечно, мы радуемся тому, что Господь заметил нашу жизненную позицию, наш труд, и просто даже, не труд, а заметил наше намерение. А ведь, как известно, даже намерение уже имеет оценку и засчитывается, как действие. Если ты хочешь сделать, но ты не можешь, не получается, по какой-то причине, это уже засчитывается как действие. Господь, наверное, увидел наше желание и простер руку помощи. Я не буду затрачивать время в эфире, но могу сказать только одно: казалось бы, на один шаг сделано нами, и мы увидели, что прошли уже несколько десятков километров, и вложенные нами силы стократно возрастают в результате. Иногда это все вызывало у нас даже чувство страха. Как так может быть? Казалось бы, ты затратил средства, у друзей одолжил, выпустил книги, а оказалось, что средства эти вернулись сторицей. Когда Господь говорит: «Ищите царствие небесное, а все остальное приложится», я могу дерзновенно сказать, что в своей жизни это неоднократно испытал.

Конечно, мы понимаем, что все мы — люди немощные, но, тем не менее, подражая этим примерам, подражая идеалам нашего общества, государство только и движется вперед. Правильно было сказано, что не нужно судить наш народ, какой он есть, а нужно судить его, каким он хотел стать. А идеалы его высоки и святы. Да, нам многое мешает. Нам мешает суета этой жизни. Нам мешают сегодня, как ни странно, средства массовой информации, которые растлевают людей и рубят их на кусочки. Человек не может соединиться даже в своем единстве. Нам многое мешает, но Бог все равно дает силы людям, избирает их. И вот наследие отца Иоанна, Глинских старцев помогает нам в определении национальной идеи, ставит перед нами первостепенную задачу. Мне кажется, что XXI век — это век духовного просвещения. Нам сегодня мало, что 80 или 90 процентов населения России являются христианами по крещению. Крещения недостаточно для спасения, нужно еще быть по жизни исполнителем веры, и духовное просвещение должно указать путь нашей молодежи, в первую очередь.

Молодежь сегодня в поисках. Я был в Курске на Крещении. Я такого в своей жизни не видел: 25 или 30 тысяч молодежи в возрасте 20 — 25 лет шли, ехали на машинах за 25 километров из Курска для того, чтобы искупаться в источнике Коренной пустыни. По утверждению старожилов, в прошлом году было примерно в пять раз меньше народу, а позапрошлом — еще в пять раз меньше. Динамика патриотического восстания нашей молодежи заставляет всколыхнуться даже ржавое железо. Молодой человек лишь идет, купается, участвует в крестном ходе. Я видел, что некоторые крестятся не совсем правильно, некоторые как-то странно ведут себя, может быть, не совсем канонические вещи делают. Но если бы им сказали, что на той стороне реки стоят американские, или немецкие, или другие какие-то войска и что они хотят отнять у них Крещение, мне кажется, эти юноши и девушки пошли бы в рукопашную, потому что нужно было видеть их внутренний дух, их готовность. Им нужно помочь сегодня, помочь их патриотическое желание служить Родине, защищать ее, превратить в правильное действие. Это — задача государства, церкви, образовательной системы, средств информации. И если мы, и я, в том числе, наш фонд делает какие-то усилия, то мы соответственно и видим результаты, которые нас заставляют идти на подвиги, на самопожертвование.

Игорь Шишкин: Действительно 15 лет назад начиналось с небольшого кружка, а 28 января это будет уже международная конференция, а затем и «Глинские чтения». Я предлагаю послушать небольшой отрывок из нашего эфира с ректором Московской педагогической академии Еленой Олеговной Крыловой. Она рассказала, что нам предстоит 28 — 31 января и 1 февраля.

Елена Крылова: У нас особый год — 75-летие со дня рождения отца Иоанна Маслова, поэтому Международный форум посвящен именно этой годовщине. Он проходит 28 января в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. В 11 часов в зале церковных соборов начнется регистрация участников. В 11.30 в Преображенской церкви храма Христа Спасителя состоится панихида по схиархимандриту Иоанну. Пленарное заседание и презентация учебного пособия «Основы русской педагогики», написанного по трудам схиархимандрита Иоанна Маслова, начнется в 12.30. После пленарного заседания состоится вручение национальной премии «Народное достояние» по трем номинациям, затем будет концерт, а завершится форум чаепитием в трапезных палатах.

Глинские чтения в этом году пройдут 31 января, в среду, в актовом зале Федерального агентства образования. Заседание по теме «Основы русской педагогики: Традиции и современность» начнется с 10 часов утра. 1 февраля 2007 года, в четверг, пройдут секции тоже в рамках Глинских чтений по теме «Духовно-нравственный потенциал предметов школьной программы». Секции будут проходить у нас в Московской педагогической академии. Мы вводим новую секцию, которая называется «Значение девического воспитания в созидании семьи, общества, государства», потому что воспитание девочек имеет огромное значение при созидании семьи, и об этом очень много говорится в регионах. Для них это очень важная и насущная проблема. Особая секция — это «Нравственный потенциал русского языка».

Всего у нас будет 11 секций, которые посвящены современному образованию, духовно-нравственному воспитанию в начальной, средней, профессиональной, высшей школе, роли библиотек, патриотическому воспитанию, учебникам и учебно-методическим пособиям, использованию святоотеческого наследия в современной системе образования.

Игорь Шишкин: В том, что рассказывала Елена Олеговна, особенно поражает такое соединение: тут и главный храм России. тут и Министерство образования, и учебные заведения, тут и правительство.

Николай Маслов: Правильно, под лежачий камень вода не течет. Мы довольны своими успехами за 15 лет работы, потому что у нас никогда не было желания лично покрасоваться на каком-то форуме или что-то сделать для себя. Если нас замечали или оценивали, мы были всегда благодарны и, с достоинством склоняя голову в знак этой благодарности, получали какую-то награду. В этом году нас отметил патриарх. Нашему фонду были вручены и ордена, и патриаршие грамоты. И я всех сотрудников поблагодарил. Мы движемся вперед и понимаем, что не только педагоги участвуют в жизни общества, но есть и другие силы, например, пресса. Конечно, нужно заниматься и прессой, и мы ею занимаемся. Сейчас мы, и я в том числе, переключимся на прессу в большой степени. Надо прессу научить, помочь, подсказать, если она сама не хочет прекратить безобразничать. Причина одна. Огромное влияние, огромная роль прессы может быть как положительная, так и отрицательная. Сегодня в большей своей степени пресса играет отрицательную роль, поэтому так же, как мы начали наступать на безнравственную систему образования и многое сделали в этой сфере, так же мы надеемся, сколько Бог даст сил, начать жестко работать со средствами массовой информации. Собственно говоря, эту работу мы уже начали.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, и вот недавно в эфире «Народного радио» выступал министр культуры и массовых коммуникаций Александр Сергеевич Соколов. Он как раз говорил об этой работе, которая была инициирована именно Фондом Александра Невского. Министерство культуры присоединилось к ней, и в течение уже более года активно участвует во всех начинаниях.

Александр Соколов: Почти ровно год тому назад, 28 января мы встречались в Министерстве культуры и массовых коммуникаций. Встречались по инициативе Форума «Национальный клуб прессы». Именно тогда мы решили вместе, сообща провести наш общероссийский форум журналистов «Пресса за нравственное общество». Каждый подошел к этому своим путем. И мы в Министерстве создали экспертный совет по средствам массовой информации, целью которого было как раз создать такую трибуну, на которой могли бы оказаться все люди, авторитетные в своих кругах, причем, я имею в виду здесь, прежде всего, конечно, самих деятелей СМИ, журналистов, репортеров и тех, кто организуют это медиа-пространство. Фактически создать такой канал общения — и было нашей первоначальной задачей. Нам было очень приятно, что мы оказались отнюдь не одиноки, что действительно в этом направлении двигались многие. И вот этот форум, который был созван, и который провозгласил идею «Пресса за нравственное общество», это был своего рода такой пробный камень.

Именно широкие круги общества готовы всерьез говорить на эту тему. То, что прошло за этот год, нам достаточно ясно показало, что мы, во-первых, действительно не ошиблись, и, во-вторых, получили очень значительную поддержку. С тех пор мы встречались неоднократно. Мы проводили разные встречи, «круглые столы», конференции. Развитие событий меня сейчас вполне устраивает. Причем, еще несколько месяцев тому назад я, наверно, не с такой утвердительной интонацией произносил бы те же самые слова. Дело в том, что мы сейчас действительно двигаемся сообща. Я не буду лукавить, были разные отклики, в том числе кто-то хотел и поерничать на эту тему. Таких материалов было немного, но, тем не менее, мы и к ним отнеслись со вниманием, потому что мы оценили то, кого задело за живое вот это естественное человеческое желание говорить о чистоте, говорить о нравственности, говорить о том, что является сегодня главной потребностью общества.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, 15 лет работы системы образования — и результат нам сейчас хорошо известен и виден. Сейчас прошло уже более года работы со средствами массовой информации и Министерством культуры и массовых коммуникаций. Министр культуры дал свою оценку, а какова ваша оценка этой работы?

Николай Маслов: Его оценки достаточно. Главное, что сегодня есть международные нормы, которые не позволяют средствам массовой информации безобразничать. Есть страны, где кара за показ разлагающих нравы фильмов очень жесткая, и где вообще недопустимы аморальные вещи в средствах массовой информации. Если Соколов, как министр, говорит о том, что мы присоединились к этой конвенции о нравственности в СМИ, то, соответственно, мы должны поменять свое законодательство.

Игорь Шишкин: У нас в законе записано: приоритет международных соглашений. Редкий случай, когда это идет на пользу.

Николай Маслов: Конечно. Здесь мы имеем возможность в течение года заставить Думу, хоть для этого и пришлось бы бить в барабаны возле ее порога, чтобы в канун выборов депутатов она приняла бы (вместе с президентом) соответствующий закон. Тогда для средств массовой информации был бы введен нравственный понятийный аппарат. Он у нас существует, он признан Министерством образования. Это и «Основы русской педагогики», это и «Толковый педагогический словарь». Этих книг достаточно для того, чтобы научить журналистов этим понятиям, и для того, чтобы судить тех, кто нарушает эти принятые нормы. Также мы думаем, что необходимо ввести в средства массовой информации общественный совет, состоящий из людей достойных, чтобы они отслеживали все это хозяйство, смотрели, кто правильно вещает, кто правильно показывает в русле духовно-нравственного воспитания нашей нации. Но для этого нужно провести определенную работу. Например, суды присяжных. Очень хорошо, когда народ судит сам.

Игорь Шишкин: Суды присяжных по информационным спорам?

Николай Маслов: Конечно. Суды присяжных показали, что полностью выражают мнение народа о тех или иных событиях, хотя их решения иногда и противоречит уголовному кодексу, но не противоречат морали, духу и чаяниям людей.

Игорь Шишкин: Люди видят, что это справедливый суд.

Николай Маслов: Да, люди видят, что это справедливо. Это касается и всевозможных национальных вопросов, например, Кондопоги. Ведь не всегда законы, принимаемые правительством, готовящиеся Думой, соответствуют нравственным законам, ниспосланным человечеству при его сотворении. За многие века эти законы уложились в сознании людей, поэтому, конечно, часто законодательство, да еще и коррумпированная судебно-исполнительная система идут вразрез с чаяниями народа, но здесь выручают суды присяжных.

Игорь Шишкин: Суды присяжных судят именно сердцем, душой.

Николай Маслов: Да. Они не знают статей уголовного кодекса, но они прекрасно понимают, что их дети восстают, потому что им не нашлось места в собственной стране. Это же правда. Многие поколения отдавали свою жизнь за то, чтобы их дети жили. Зачем сражался Дмитрий Донской или Александр Невский? Зачем сражался Жуков? Зачем сражался Суворов? За то, чтобы Америке хорошо было? Да, нет. Серафим Саровский говорит простую вещь: «Служа Отечеству, мы тем самым служим Богу». И когда наша молодежь восстает за правду, а сейчас, глядя в Коренную пустынь Курска, я понял, что она восстает еще и за веру, может быть, неосмысленно воссоздавая традиции омовения в крещенской воде. Он идет. Бог принимал крещение, и мы идем следом. Это дает повод говорить о том, что пришло время восстать за веру и восстановить попранное.

Игорь Шишкин: Наше эфирное время истекло. До свидания.

http://www.narodinfo.ru/program/37 447


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru