Патриархия.Ru | Протоиерей Николай Озолин | 01.02.2007 |
А принципиально то, что все предметы нашей веры всецело касаются каждого верующего, будь он епископом, священником, мирянином, мужчиной или женщиной, — ведь речь идет о спасении. Вообще надо расстаться с идеей какого-то профессионального богословствования. Все знания, входящие в академическую программу, имеют одну единственную цель — человек должен углублять свою веру, тем самым и сильнее, правильнее и живее верить в Господа. Так что я не стал бы говорить о богословском образовании мирян особо.
С другой стороны, нужно сказать, каким вообще должно быть хорошее богословское образование. Известный богослов отец Георгий Флоровский, который был профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже, считается отцом возрождения святоотеческого богословия. Он сказал, что учиться мы должны у отцов, а не по схоластическим учебникам, которые были составлены в синодальный период. Все знают, что эта литература отмечена влиянием католической или протестантской схоластики, и очень часто проблематика, которая в них затрагивается, нас совершенно не касается.
Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви. Это надо сказать и о догматике, и о литургике.
Наша литургическая жизнь богата. Но мы знаем, что и в нашей практике есть много того, что можно еще улучшить. Например, участие мирян в богослужении. Любимый мной профессор протоиерей Николай Афанасьев, пишет в уже ставшем классическом труде «Церковь Духа Святого» о том, что в Церкви есть всеобщее служение: каждый служит на своем месте. Это нам показывает сам строй богослужения. Ведь в раннехристианские времена возглас: «Двери, двери, премудростию вонмем», — соответствовал моменту, когда запирали врата храма и все, кто пребывал внутри, составляли единое евхаристическое собрание. То есть каждая Литургия, каждая Евхаристия — это единство всех присутствующих. Есть попытки подчеркнуть это единство. Думаю это хорошо.
У нас в Западной Европе очень часто евхаристический канон читают вслух, а хор в это время поет немного короче. Это может быть неожиданно, но зато все слышат, о чем идет речь. И действительно совершается соборная молитва. Это я даю как пример, но есть много других очень важных вопросов. Например, икона должно быть выражением молитвы. Хорошая икона обучает молитве.