Столетие.Ru | Максим Кустов | 01.02.2007 |
О том, что восточная часть нынешней Польши -это зона массовой депортации украинцев, а западная (подарок И.В. Сталина) — зона массовой депортации немцев, «не знают» только сами поляки и их московские либеральные друзья, обычно страшно возмущающиеся депортацией по национальному принципу.
Но основания требовать у Польши извинений и осуждения содеянного есть и у Православной церкви. Только проводили массовое уничтожение православных храмов польские власти не в 1947 году, а еще за 10 лет до начала операции «Висла».
1937 год — у наших соотечественников эта дата прежде всего ассоциируется с массовыми репрессиями в СССР. Но в историю православной церкви этот черной год вошел и как период массового уничтожения православных храмов в Польше.70 лет назад в христианской стране шло массовое уничтожение христианских церквей иной конфессии…
Антон Иванович Деникин, в годы гражданской войны командовавший Вооруженными силами Юга России в своих воспоминаниях часто анализировал польско — русские взаимные претензии и обиды. Ему, выросшему в Польше сыну русского офицера-пограничника и польки эта тема была знакома с раннего детства.
«Надо признаться, что обострению русско-польских отношений много способствовала нелепая, тяжелая и обидная для поляков русификация, проводившаяся Петербургом, в особенности в школьной области» — писал он в своих воспоминаниях «Путь русского офицера». Но, как известно, все познается в сравнении. Вот что он писал о происходящем в Польше после восстановления ее государственности:
«Я должен, однако, сказать, что эти перлы русификации бледнеют совершенно, если перелистать несколько страниц истории, перед жестоким и диким прессом полонизации, придавившим впоследствии русские земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору (1921).
Поляки начали искоренять в них всякие признаки русской культуры и гражданственности, упразднили вовсе русскую школу и особенно ополчились на русскую церковь.
Польский язык стал официальным в ее делопроизводстве, в преподавании Закона Божия, в церковных проповедях и местами — в богослужении. Мало того, началось закрытие и разрушение православных храмов: Варшавский собор — художественный образец русского зодчества — был взорван; в течение одного месяца в 1937 году было разрушено правительственными агентами 114 православных церквей — с кощунственным поруганием святынь, с насилиями и арестами священников и верных прихожан».
Надо заметить, что уничтожение поляками Варшавского собора было предсказано отцом Иоанном Кронштадтским за много десятилетий до того, как это произошло. В 1893 году был открыт повсеместный сбор пожертвований на сооружение Варшавского православного собора. Когда слух о предполагаемой постройке дошел до отца Иоанна Кронштадтского, то он сказал своим собеседникам:
«…С горечью вижу я сооружение этого храма. Но таковы веления Божии. Недолго спустя по постройке его — зальется Россия кровью и распадется на многие кратковременно-самостоятельные государства. И Польша станет свободной и самостоятельной. Но я провижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. Но это совершится уже много позже. И тогда будет разрушен Варшавский собор. И тогда доля испытаний постигнет Польшу».
В сентябре 1939 года это удивительное предсказание часто перепечатывали в русских эмигрантских газетах…
Но в 1937 году поляки еще не ждали «доли испытаний» и с энтузиазмом рушили храмы иноверцев. Сам примас Польши в день святой Пасхи в архипастырском послании призывал католиков в борьбе с православием «идти следами фанатических безумцев апостольских"…
Уничтожать церкви «схизматиков» поляки могли совершенно спокойно — смешно было бы ожидать по этому поводу протестов из атеистического СССР.
Сейчас, спустя 70 лет, любопытно было бы узнать, вспомнит ли в Польше кто-нибудь об этом позорном «юбилее». Как никак, 70 лет прошло с того момента, как польские «фанатические безумцы» уничтожали чужие храмы.
Будут ли нынешние руководители католической церкви осуждать бурную деятельность своих предшественников? Дескать, нехорошо это как-то в 1937 году получилось. Проведут ли поляки покаянный митинг на месте, где когда-то стоял Варшавский собор, или даже не вспомнят о его уничтожении? Очень интересный вопрос.
Обычно поляки сильно возмущаются расстрелом в 1940−41 годах в СССР польских пленных и ничего «не знают» о расстрелах пленных красноармейцев в Польше в 1920−21 годах. Возмущаются поведением солдат Суворова в Варшаве в конце 18 века и «не подозревают» о бочках с человечиной, забытых соплеменниками в Московском Кремле в начале 17 века.
Как-то они поведут себя, отмечая печальные «юбилеи» 1937 и 1947 годов? Как там насчет любимой польской темы — покаяния?