Православие.Ru | Архимандрит Петр (Прядко) | 01.02.2007 |
В первый год была построена деревянная часовня, в которой начали совершать Божественную литургию, во второй год, с благословения преосвященного Евфимия, тогдашнего правящего архиерея нашей епархии, ныне уже покойного, начал строиться большой каменный храм во имя великомученика Пантелеимона. Три года отец Георгий строил монастырь, затем скоропостижно скончался.
— Вы тоже участвовали в строительстве монастыря в те годы?
— Нет, в Пантелеимонов монастырь я был переведен уже после смерти отца Георгия. Теперь наш монастырь официально зарегистрирован, и братия есть — четыре человека. Достраиваем большой каменный храм, заложенный при отце Георгии, сейчас уже поставили медные купола и кресты, приступаем к внутренней отделке. Богослужение у нас совершается каждый день. В Иршаве, нашем районном центре, у монастыря есть свое представительство, где мы по мере сил осуществляем нашу миссионерскую деятельность. Заявляем о своем существовании в качестве мужского монастыря. В Иршавском районе четыре монастыря, три из них женские, а мы «держим марку» мужского монастыря.
Как недавно выяснилось, это место, в урочище Каменка, непростое. Сейчас мы там нашли древние кельи, вырубленные в скале, по внешнему виду похожие на кельи в Киево-Печерской лавре. Своеобразные своды, ниши для свечей и икон. Таких келий там несколько. Есть там и одна большая пещера, вырубленная в форме креста. В этой пещере прекрасная акустика, и, судя по всему, в ней находился храм. Мы планируем со временем возобновить в нем богослужение.
— А в какое время были созданы пещеры, расположенные рядом с вашим монастырем?
— Каких-то документов, непосредственно указывающих на время их создания, пока не найдено. Но мы думаем, что эти пещеры были вырублены приблизительно 150 лет назад. Есть такая версия, что их появление как-то связано с разработками железной руды, производившимися на этом месте. После того, как еще в давнее время рудники были заброшены, в них могли скрываться от гонений православные монахи, в то время униатство в Закарпатье было распространено в большей степени и православных притесняли.
— Как произошло это ваше открытие?
— О пещерах мне рассказала наша соседка. Рядом с монастырем, в лесу, живет целая семья. Однажды, после того как мы познакомились и подружились, она сказала мне: «Вот вы монах, а монахи все в пещерах жили. У нас тоже есть пещеры, давайте я вам их покажу». В прошлом году мы эти пещеры освятили, поставили там крест и надеемся, что там со временем будет наш скит. Лесничество поддерживает нас в этом деле, никаких формальных препятствий для освоения нами пещер не существует, потому что пещеры не входят в земли лесничества, а находятся внутри земли.
— Братия вашего монастыря из местных?
— Братия у нас в основном киевская, это я и два инока, один послушник из Москвы. Но у нас есть прихожане из села, несмотря на то, что до монастыря надо идти пять километров и на то, что все устроение наших служб монашеское (мы стараемся придерживаться устава Саввы Освященного). На Подкарпатской Руси люди очень верующие.
— Как складываются ваши отношения с властями?
— Прекрасно. Сельские власти нас очень поддерживают. В нашем селе есть новый православный храм, который строился 12 лет и теперь уже полностью завершен. По московским меркам это очень большой для села храм, а в Закарпатье строительство таких сельских храмов — обычное дело. В этом же селе есть греко-католическая община, которой принадлежит храм, построенный в греко-католическом стиле, этому храму сейчас уже около 200 лет. Старый православный храм, который был деревянным, в 1947 году разобрали коммунисты. После этого православные и католики молились в одном храме. В 1990-е годы католики мирно договорились с православными, что они построят себе отдельный храм.
В Закарпатье заведено так, что почти при каждом селе есть монастырь. В Закарпатской области сейчас действует около 40 монастырей. Для сравнения, в Сумской области, которая гораздо больше, действует всего два монастыря. Православная вера в этих местах очень крепка. Церковная традиция не прерывалась там со времен Кирилла и Мефодия, которые просвещали Подкарпатскую Русь.
— Удивительно, несмотря на то, что в селе есть большой храм, люди приходят еще и к вам?
— Строительство нашего монастыря начиналось с помощью местных жителей. Когда отец Георгий рассказал односельчанам о своем видении, все они стали помогать ему в созидании монастыря, кто чем мог. Они построили деревянную часовню, в которой начало совершаться богослужение.
— При строительстве большого каменного храма в селе Осий сами местные жители участвовали в строительстве?
— Да, люди сами приходили на стройку, несмотря на то, что там работала строительная бригада, которую они сами же и наняли. Они и кормили строителей — все село по очереди.
— На каком языке говорят там люди?
— В основном на украинском языке, но включившем в себя и чешские, и сербские заимствования. Человеку не знакомому с украинским языком понять эту речь будет трудновато.
— Как живут, как одеваются местные жители?
— Одеваются они обычно, но в праздники из сундуков достаются национальные праздничные костюмы. На Рождество поют коляды. К нам в монастырь тоже приходят колядовать. По воскресеньям все прихожане нашего храма участвуют в службе — поют те песнопения, которые в других местах обычно исполняет только хор.
Беседовал Алексей Сагань
http://www.pravoslavie.ru/guest/70 130 103 451