Православие.Ru | Бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич), Игумен Симеон | 15.01.2007 |
Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре — в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников — 131, монахинь и послушниц — 54
В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76).
Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.
— Где расположены самые большие монашеские обители?
Епископ Артемий: В Косово и Метохии — это монастырь Високи Дечаны (29 монахов и послушников) и монастырь Грачаница (22 монахини и послушницы). В Рашской области: монастырь Сопочаны (32 монаха и послушника), монастырь Црна Река (21 монах и послушник) и монастырь Кончул (16 монахинь и послушниц).
— Ваше Преосвященство, как Вы относитесь к тому, что многие хотят вступить в монашество именно в святынях Косово и Метохии, то есть в Рашко-Призренской епархии?
Епископ Артемий: Это, без сомнения, одно из чудес, которые Бог являет нашему народу во время страданий. Одновременно, как исполнение слов Священного Писания: «там где умножается беззаконие, там изобилует и благодать Божия». Очевидно, что в последнее время беззаконие (а тем самым, и страдание сербского народа) умножается на территории Рашко-Призренской епархии, как в Косово и Метохии, так и в области Рашка. Расцвет и развитие монашества в нашей епархии за последние тридцать лет, способствовал духовному обновлению нашего народа, что дало ему силы выдержать искушения и страдания, выпавшие на его долю в последние годы.
Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки сербского народа в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии, держится и живет, хотя и лишена всех существующих прав человека, начиная от права на жизнь, свободу передвижения до права на охрану здоровья, обучение детей и права на труд. Как и на протяжении многих веков, сейчас, в это тяжелое время, когда наш народ остался и без своего государства и без остальных национальный институций, Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству.
— Какова квалификационная структура монашества в Рашко-Призренской Епархии?
Епископ Артемий: Более 90% наших монахов — молодые и образованные люди. Большинство из них завершили какую-либо среднюю школу, а многие имеют высшее образование. Среди них есть врачи, стоматологи, ветеринары, архитекторы, инженеры, экономисты, теологи… Все они оставили мир, мирское звание, карьеру… и стали монахами. Никому из них не мешает мирское образование, с которым они пришли в монастырь. Напротив, наряду с прилежным изучением монашеской жизни, послушанием, рукоделием, многие из них поставили свои профессиональные знания на службу монастырю и братии, а также и народу, живущему в окрестностях монастырей.
— Какое имущество возвращено монастырям Косова и Метохии и как Церковь может использовать это имущество?
Еписком Артемий: Ничто. Монастырю Дечаны в 1997 году из почти 800 гектаров, отнятых коммунистическими властями после Второй Мировой войны, дано в аренду, но не возвращено, 20 гектаров. Сегодняшние временные косовские албанские институции (Община Дечаны) оспаривают право собственности монастыря и на эту землю. Все остальное (более 500 гектаров), что было отнято у Церкви по-прежнему еще не является церковной собственностью. Но и то небольшая собственность, что оставлена церквям и монастырям, практически не используется из-за опасной ситуации, сложившейся в Косово и Метохии за последние 8 лет. Это относится не только к имуществу самой церкви, но к имуществу сербских домашних хозяйств, которое в большинстве своем узурпировано, а та земля, что имеется у народа, не может обрабатываться, так как многие убийства и преступления против сербов происходят именно во время обрабатывания земли, начиная с массового убийства крестьян в Старо Грацко 23 июля 1999 года и до сегодняшнего времени.
— Сколько монахов, получивших монашеский постриг в Рашко-Призренской епархии оживляют монашеские обители в других епархиях Сербской Православной Церкви?
Епископ Артемий: Наши монахи рассеяны по всему миру от Австралии, Африки до Северной Америки. Они есть и в Иерусалиме, и на Святой Горе, и во многих епархиях на территории Сербии (Нишской, Сремской, Жичской, Браничевской…). Где-то самостоятельно руководят монастырями, где-то служат как духовники и священнослужители. И везде свою жизнь и труд, свой монашеский опыт, полученный в наших монастырях в Косово и Метохии, используют во славу Божию и на духовную пользу нашего народа. Мы ими гордимся и благодарим Бога.
* * *
Монастырь Баньска в Косово возведен в 1316 году святым королем Милутином. Величественный монастырь был одним из наиболее известных и больших монастырей в средневековой Сербии. Его разрушили турки и, позднее, на остатках церкви построили мечеть. Восстановление монастыря началось в 2004 году, и сразу же после нового открытия он стал духовным центром для сербов в Косово и Метохии.-Что Вы, как монах и игумен монастыря Баньска, думаете о том, что сербское монашество сегодня более всего ширится именно там, где нашему народу и нашим святыням более всего угрожают, на Косово и Метохии?
Игумен Симеон: Ответ на этот вопрос полностью мог быть пронизан Евангелием. Ведь, как сказано в Священном Писании, «сила Божия в немощи свершается», или, как говорил святой апостол Павел, «когда я слаб, тогда я силен». По глубокому промыслу Божьему, в Косово и Метохии именно в этот исторический момент, судобоносный для определения будущего статуса и существования этого сербского края по отношению к государству Сербия, созданы условия для непредвиденной и неслыханной для современных исторических обстоятельств, в которых уже долгое время живет сербская Церковь, экспансии монашества в одной епархии. Тот, Кто невидимо и для нас непостижимо управляет движением не только отдельных людей, но и целых народов, и всей историей, подготовил основу для того, чтобы в нужный момент в Косово и Метохии возрастал и расцветал цвет Церкви и народа — его монашество. Человеческий фактор, который позволил, или точнее сказать, был открыт для такого разлива божеской милости, мы видим в лице Его Преосвященства Епископа Рашко-Призренского Артемия. Он — тот маяк и магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви, красотой своей надежды. Как игумен, наполнивший запустелый монастырь Црна Река, он затем как Архиерей наполнил Косовско-Метохийские монастыри, большинство из которых были населены, в основном, одним-двумя старыми монахами или монахинями, или закрывались. И словно этого не было довольно, за пятнадцать лет своего архипастырства он восстановил и оживил много пустовавших или давно разрушенных монастырей. Святых Архангелов около Призрена, Баньска около Звечана, Дубоки Поток около Зубиного Потока, Сочаница около Лепосавича, Джурджеви Ступови около Нового Пазара… И вновь основанные — Улие около Лепосавича, Врачево около Лешка… Поскольку тот монашеский поток не мог разместится в уже существующих и действующих монастырях, он разлился, начав затоплять и те, которые давно опустели, привнося в них дыхание истинной и вечной жизни.
Можно только со страхом предполагать какова бы была судьба сербских святынь, сербского народа и всего Косово и Метохии, если бы не произошло возрождения и расцвета монашества. Ведь наши святыни до прихода епископа Артемия на трон Косовских Епископов медленно остывали и угасали. Кто бы сохранил Высокие Дечаны, святых Архангелов, Гориоч…? Не следует забывать и о том непонимании и препятствиях, с которыми сталкивался Епископ Артемий в своем архипастырском труде, особенно, об усиливавшейся в последнее время ненависти албанцев из-за его трудов в национальном плане и борьбе за сохранение Косово и Метохии в границах государства Сербия. Но, это только подтверждает слова, приведенные вначале, что «сила Божия в немощи совершается», так же как и то, что сила веры и мощь любви помогают людям совершать невозможное.
Список монастырей Рашко-Призренской и Косово-Местохийской епархии:
КОСОВО И МЕТОХИЯ:
1. Високи Дечани (мужской, 29 насельников)
2. Св. Архангелов (мужской, 8 насельников)
3. Зочиште (мужской, 5 насельников)
4. Св. Иоанн, В. Хоча (мужской, 3 насельников)
5. Бањска (мужской, 7 насельников)
6. Дубоки Поток (мужской, 7 насельников)
7. Сочаница (мужской, 9 насельников)
8. Драганац (мужской, 3 насельника)
9. Грачаница (женский, 22 насельницы)
10. Гориоч (женский, 5 насельниц)
11. Девич (женский, 7 насельниц)
12. Соколица (женский, 3 насельницы)
13. Св. Петка, Улие (женский 1 монахиня)
14. Девине Воде (строится)
15. Св. Врачи, Лешак (строится)
ОБЛАСТЬ РАШКА:
1. Црна река (мужской, 21 насельник)
2. Сопочани (мужской, 32 насельника)
3. Джурджеви Ступови (мужской, 7 насельников)
4. Кончул (женский, 16 насельниц)
5. Св. Варвары (восстанавливается)
Разрушено:
1. Убожац (Косовска Каменица)
2. Бинач (Косовска Витина)
3. Св. Марко (Кориша, Призрен)
4. Св. Троица (Мушутиште, Призрен)
5. Долац (Клина)
Йован Янич
Еженедельник «НИН»
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=403&did=1994