Столетие.Ru | Дарья Муравина | 11.01.2007 |
И впрямь, авторы до сих пор остаются неизвестными. Не вполне ясна также и история появления самой рукописи. По некоторым данным она появилась в 2004—2005 годах (самиздат) и достаточно быстро была распространена в высших эшелонах российской власти (ФСБ, МВД, Администрация президента и другие). Гипотез об истоках «Проекта Россия» множество, однако факт налицо — книга существует и будоражит многие умы.
И неспроста. Авторы поднимают вопросы, а подчас и ставят под сомнение многие постулаты нашей сегодняшней жизни. По сути, книга делится на две части — на обличение, критику и на поиск выхода из сложившейся ситуации. Для начала нам доказывают, что демократии нет и не может быть в природе. Логика здесь проста. Демократия это свобода выбора. Сознательный выбор может быть основан исключительно на знаниях вопроса. А «практика показала: дать народу знания, достаточные для выбора, невозможно в принципе. Тем более, что многие из этих знаний составляют государственную тайну».Вот и получается, что «народный выбор в духе „голосуй сердцем“ всегда сводится не к сути, а к форме» подаваемой информации. Более того, регулярная смена руководящего состава, также являющаяся основополагающей составляющей демократии, гарантирует развал страны, так как «не может правитель, имея власть на час, строить планы на два часа. Не может временщик относиться к объекту как хозяин. При системе правления „халиф на час“ государственно-стратегическое мышление закономерно заменяется сиюминутно-коммерческим». В то время как решение многих проблем России требует далеко не одного десятилетия.
Авторы разделяют понятия демократии и свободы, справедливо указывая, что человек и есть синоним свободы. «Чем больше я свободен, тем больше я человек». Речь, конечно же, идет о внутренней свободе. «Самый крайний вариант несвободы наступает, когда сковано сознание. Загипнотизированный человек — тот, кому в голове построили клетку. Он становится инструментом в чужих руках. Он зависим от чужой воли — чужой свободы». Демократия же, направленная на улучшение исключительно быта, а не духа, являет собой ту самую «чужую» свободу.
Высшая форма свободы проявляется в людях, выбравших служение Богу — происходит осознание самого пребывания здесь. Если считать наше существование временным явлением, то, выходит, можно смело жить лишь «животными» удовольствиями и благом, не оглядываясь на мораль, справедливость и доброту. Верующий же человек понимает нравственность как служение «абсолютному добру», а значит Богу. Он расценивает свою жизнь как один из этапов. Смерть для него не исчезновение, а переход в вечную жизнь. Жизнь, которую нужно заслужить. Понимая, что душа бессмертна, «он находит смысл своего существования в следовании морали, выведенной не из личного блага, а из заповедей Божьих». Раньше именно «такие максимально свободные люди воспринимались как естественные обладатели власти». Сегодня надежда авторов «Проекта» — на появление совершенно нового, можно сказать, «иного» типа людей, готовых идти на смерть во имя высших ценностей в любую минуту. Речь идет о людях, которых они называют воинами-монахами.
Далее нам напоминают, что любая модель общества выстраивается в иерархию. На самом деле, соблюдение принципа пирамиды соответствует человеческой природе. И общество, если оно хочет выжить, должно по-новому установить этот самый принцип. «Вопрос лишь в том, представитель какой силы окажется на троне», какая пирамидальная структура оптимальна? В рамках каждого направления множество подвидов, но генеральное направление неизменно. Власть или выбирают, или захватывают силой, или считается, что ее дал Бог. Чтобы определить оптимальную модель, в книге рассматриваются все варианты. Поскольку демократия была отвергнута авторами еще в начале работы, остаются «силовой и метафизический источники власти». Силовой источник власти (диктатура) — неприемлем в принципе. «Все будет хорошо до тех пор, пока у тирана все получается. Как только начнется невезение — начнутся ошибки. Из благородного отца отечества он в глазах народа превратится в деспота. Потеря авторитета будет компенсироваться полицией и армией». Но и это не вечно. Начнется гниение. Но самое «непреодолимое обстоятельство — тиран когда-нибудь умрет», и это вновь породит борьбу за власть.
Таким образом, мы подходим к единственно верному, по мнению авторов, пути правления — монархии. «Монархия — это принцип управления, который и по сей день используется в каждой структуре. Государственное устройство монархического типа — это не возврат в XV век, как принято сейчас думать, и монарх — вовсе не царь Горох. Монархия — это не предание старины глубокой, а принцип единовластия. Он никуда не исчезал. Он есть во всякой здоровой структуре. Пожалуй, из всех возможных вариантов монархии ничего лучше, чем наследственная передача власти, придумать нельзя. Это единственная форма непрерывной и последовательной власти, потому что отец воспитывает сына в рамках проводимой им политики. Сын продолжает дело отца, то есть, возникает власть, чем-то похожая на партию, с той лишь только разницей, что руководствуется она Священными текстами, а не самостоятельными уставом и конституцией. Верующий царь венчается на Царство точно так же, как верующий муж венчается с женой. Народ и царь, как муж и жена, берут на себя обязательства в первую очередь не перед людьми, а перед Богом. Свобода их действий ограничена не силой или юридическим законом, а заповедями Бога. Над обществом царит принцип, возвышающийся над сиюминутными обстоятельствами. Не капитал и не личные страсти задают обществу направление, а Божественный принцип, равно понятный сильному и слабому, умному и глупому, богатому и бедному». Монархия есть единственная система, выводящая высшую власть за границу борьбы за власть.
При этом следует подчеркнуть, что авторы ратуют за восстановление самой системы и принципа, а не какой-либо монархической фамилии. «Наша задача — создать условия для возрождения самодержавия. Сначала на Руси, а потом во всем мире. Постепенно, незаметно, в череде как бы текущих сами собой событий». Конечно же, «если завтра президента сделать монархом, над ним будут смеяться, сочинять про него анекдоты и показывать на него пальцем», но он может подготовить путь, стать «вратарем». В довершение всего создатели «Проекта» призывают «масштабно мыслящих людей, для которых слово „Отечество“ не пустой звук, а смысл жизни включиться в процесс сопротивления агрессии Рынка, а значит и в процесс управления страной». Участвуя, таким образом, в построении новой России.
Что касается анонимности сего произведения, то это, конечно, можно отнести и к «грамотному пиару». По некоторым предположениям за «Проектом» стоит непосредственно президент и его окружение. Версия основывается в первую очередь на том, что развернуть столь масштабную работу без санкций сверху практически невозможно. И эта книга является своего рода подготовкой нашего сознания к возможно грядущим переменам. Допустим. Однако также легко можно предположить, что это провокация с другой стороны баррикад, цель которой посеять сомнения в правильности нынешнего пути страны.
Так или иначе, перед нами, несомненно, заметное явление сегодняшней политики и политической идеологии.