Русская линия
Православная книга России Мария Терещенко11.01.2007 

Ежовый катехизис

Монах Лазарь (Афанасьев)
«Удивительные истории маленького Ёжика»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 112 с. Иллюстрации Михаила Иванова
Формат 84×108/16, твердая обложка, печать офсетная, бумага мелованная, цветные иллюстрации.

Есть книги, о которых сложно говорить вне контекста, поскольку вне контекста они бы вообще не заслуживали разговора. «Удивительные истории маленького ежика», сочиненные монахом Лазарем — как раз из числа таких произведений. Подобного рода макулатуры издается дикое количество — для детей и взрослых, для православных и атеистов, и большая часть ее остается незамеченной вовсе.

Ну что можно сказать о сказках, практически лишенных сюжета и образной системы, написанных примитивным языком да еще в такой слюнявой и сладкой манере, что тошно становится после первой же страницы? По негласным законам журналистской этики книги монаха Лазаря должно просто не замечать, чтобы как можно меньше народу о них знало.

Однако не замечать уже поздно. «Удивительные истории маленького Ёжика» стали детским православным бестселлером. И вот наравне с полноцветными, шикарными (хоть и бездарными) переизданиями появляется уже аудиоверсия приключений праведника с иголками.

И ничего смешного. Сами по себе сочинения монаха Лазаря вряд ли смогли бы привлечь внимание широкой аудитории. В сущности, они просто попали в струю, прозвучали как реплика в оголтелом споре о православном (особенно детском) чтении, который ведется уже несколько лет в недрах Церкви. И в контексте этой дискуссии популярность книг монаха Лазаря не только логична, но даже назидательна. Что ж, не нравятся «Поттер» и «Три мушкетера», так получайте православных ёжиков в сахарном сиропе. В общем, народ достоин своей литературы.

Монах Лазарь честно и последовательно избегал в своих сочинениях всего, что могло быть расценено, как греховное. Для начала он по уже опробованной советской схеме заменил конфликт добра со злом на конфликт хорошего с лучшим. Самый хороший — Кузнечик Богомол, праведный старец, побывавший на Афоне, учит тоже очень хорошего, но еще не такого опытного в своей хорошести Ёжика, как стать наилучшайшим и наисвятейшим. Для этого главное постоянно повторять «Слава Богу!», что Ёжик и делает по 20 раз на странице. По ходу дела исправлению подвергаются и другие звери — Мышка, которая так неблагородно прогрызла тапочек, птичка Сычик, по недоразумению не слыхавшая о существовании Бога, Котенок, желающий жить в сытости. И с Божьей помощью без особого труда побеждаются злые бандиты — Волк, Кабан, Змея.

С исчезновением конфликта сам по себе пропал и сюжет — ведь нельзя же всерьез считать сюжетом историю о том, как была засуха, Ёжик пошел к Богомолу, все помолились, и начался дождь. По сравнению с такой фабулой даже сказка о Курочке-Рябе кажется увлекательной, а уж «Колобок» — и вовсе шедевр приключенческого жанра.

Поработал монах Лазарь и над стилем — а точнее добился полного его отсутствия. Его не упрекнешь ни в излишних красивостях, ни в остроумии, ни в попытках интересничать. Простые предложения, скромный словарный запас, аскетичная манера изложения, отсутствие лишних деталей. Что уж говорить о метафорах, гиперболах и прочих литературных тропах, которые явно представляются автору ненужной роскошью.

Можно посмеяться над тошнотворной сладостью текста, как это сделала Майя Кучерская в «Современном патерике», сочинившая еще одну удивительную историю ёжика.

А можно, поняв позиции противников светского чтения, задаться вопросом: действительно ли будет хорошо, если ребенка окружить книгами, которые вообще никак не описывают мир, где ему предстоит жить. Ведь любая сказка, будь то «Репка», «Малыш и Карлсон» или «Гарри Поттер» очень много рассказывает маленькому читателю о реальном мире. Мире, где есть добро и зло, мире, где нужно объединить усилия, чтобы получить продукт пропитания, мире, где иногда бывает очень одиноко, потому что у тебя нет даже собаки. Можно абстрагироваться от того, что такое хорошая литература и от того, что такое хороший вкус, сочтя оба этих понятия светскими и для православного человека не нужными. Но уж здравый смысл-то зачем сбрасывать со счетов? «Удивительные истории маленького Ёжика» не имеют вообще никакой ценности, поскольку они ничего не описывают, ни о чем не рассказывают и в результате ничему не учат (в отличие от любой нормальной сказки).

Книга якобы предлагает читателю идеальную модель действительности, в которой звери все хорошо себя ведут и не обижают друг друга. Да вот только не очень понятно, зачем нужна вся эта звериная утопия. Какой вывод должен сделать ребенок из истории о том, как под влиянием Кузнечика Богомола комары перестали пить кровь девочки? Или из рассказа о том, что муравьи молятся молча, иначе в муравейнике стоял бы ужасный шум? Как должен толковать ребенок авторский упрек птицам в том, что они едят «живых насекомых»? Что есть животную пищу это грех, и нужно становиться вегетрианцем и что пустынники, питавшиеся акридами, совершали нечто нехорошее? Или что не надо вгрызаться в живую корову, а стоит подождать, пока мясник сделает из нее говядину? Или что птицы — ужасные греховные создания и следует их за это презирать?

Что в итоге остается? Остается неумелая и неубедительная проповедь о том, что нужно каждую минуту говорить «Слава Богу!» и делать хорошие дела. Такой вот исихазм для ребят и зверят.

Нужно. Не поспоришь. Только после книг монаха Лазаря почему-то совсем не хочется. «Удивительные истории маленького Ёжика» даже не умиляют. Они исключительно раздражают и утомляют своей пустотой, бессмысленностью и искусственно нагнетаемой сладостью. И еще заставляют подумать: как же все-таки хорошо, что есть не только Ёжики, но и Поттеры. Слава Богу!

Мария Терещенко, специальный корреспондент портала «Православная книга России»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Майя Кучерская.
Фрагмент из книги «Современный Патерик»
История о православном ежике

В корнях старого дуба жил в своей норке один православный ежик. А белочка наверху в дупле была неправославная.

— Милая белочка! — не раз обращался к ней ежик. — Ты не православная. Опомнись! Тебе необходимо креститься в нашей речке.

— Но я боюсь воды, — отвечала белочка, звонко разгрызая орешек.

— Надо преодолеть боязнь.

Но белочка никак не могла постичь той великой пользы, которую получит ее беличья душа после обращения в истинную веру.

Со временем ежик крестил всех зверей, жучков и паучков в лесу и всех научил одной простой молитве. «Что бы ни случилось, что бы ни произошло, — объяснял ежик, — надо лишь повторять: «Слава Богу!». Даже белочка выучила эту нетрудную молитву. Ежик научил ее креститься лапкой и велел, уцепившись покрепче хвостом за ветку, класть поклоны на восток. Делать поклоны белочка соглашалась, она вообще любила физические упражнения, но вот окунаться в речку, даже ради крещения, по-прежнему отказывалась.

Однако тут Бог послал ежику помощницу в его миссионерских трудах. К норке ежика, прятавшейся в корнях дерева с дуплом белочки, прилетела Божья коровка. На головке у Божьей коровки был повязан платочек в горошек, в руках она держала четки из таких же черных горошинок, вид у нее был очень смиренный. Ежик поведал коровке о своих бесплодных попытках уговорить белочку креститься.

— С тех пор, — сказала Божья коровка, — как я узнала, что я не простой жучок, а коровка, да еще и Божья, я непрестанно молюсь Богу. Поверь мне, белочка, нет ничего слаще жизни во Христе и молитвы по четкам.

Но белочка и слушать ничего не желала, все так же прыгала, щелкала орешки и хихикала.

— Кажется, я придумал! — запрыгал вдруг обычно степенный и серьезный ежик.

Через несколько дней он смастерил замечательные четки. На длинную нитку ежик нанизал орешки и показал четки белочке.

— Они будут твои, как только ты преодолеешь свой страх, — сказал ежик.

Белочка тут же оказалась у самых корней старого дуба. Все трое — ежик, белочка и Божья коровка отправились на речку, протекавшую неподалеку от земляничной поляны. Всю дорогу белочка дрожала и хотела вернуться, но ежик показывал ей ореховые четки, и белочка шла вперед.

Наконец они добрались до их речки. Божья коровка вызвалась быть крестной матерью, а ежик крестным отцом. Они погрузили белочку в воду, прочитали необходимые молитвы, но когда дочитали их, увидели, что белочка уже не дышит. Она захлебнулась!

— Ничего! — махнул лапкой ежик. — Слава Богу!

— Да, — согласилась Божья коровка. — Ведь она умерла православной. Слава Богу!

— Слава Богу! — подхватили вокруг все листья, цветы, птицы, жучки, звери и черненькие козявочки.

Вопросы и задания после текста:

1) Одобряете ли вы поведение ежика и Божьей коровки?

2) Как вы поступили бы на месте ежика? На месте белочки?

3) Разыграйте историю в лицах.

http://www.pravkniga.ru/news/322/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика