Нескучный сад | 11.01.2007 |
«Отношения мира с интернетом еще не выстроены»
Что изменилось в мире новостей с появлением Сети?— С появлением интернета время стало совсем быстрым. Ситуация меняется так, что не успеваешь ее рефлексировать. Даже аналитика стала прогностической, в ней расчет ситуации востребован гораздо больше, чем осмысление происшедшего.
Интернет-журналистика переживает периоды детских болезней, в которые меняется отношение к качеству информации, формату, способам подачи, эксклюзивности. Сейчас невероятно интересно наблюдать за формированием среды, это потрясающий естественный и сложный процесс. Мир стал действительно зависим от интернета, но это еще не выстроенные отношения.
Профессиональные новостники могут воспользоваться интернет-дневниками и сообщениями, размещенными в интернет-сообществах, исключительно на стадии переработки руды. Например, найти очевидцев, достать или обменять координаты редких ньюсмейкеров, поймать, проанализировать актуальные чувствительные точки информационного поля. Но использовать частные сообщения в качестве источника без дополнительной проверки и подтверждения недопустимо. Как раз такое свободное обращение с фактом и информацией, отсутствие регулирующих законодательных норм и создают сегменту интернет-СМИ репутацию менее благонадежного формата.
«Интернет учит уважать собственную веру»
Нужны ли Церкви споры о вере в интернете?— Конечно, для Церкви споры о вере в интернете, пусть даже споры профанов, людей, в богословском смысле неподкованных, имеют смысл. Важно, что наши аргументы не абсолютно доказательны, их можно оспорить. Это становится особенно очевидным в интернет-дискуссии. И люди, участвующие в этих обсуждениях, начинают больше уважать собственную веру, переосмысливать ее. Это сбивает конфессиональную спесь. Но миссионерский прок не только в этом. В Америке, например, известны случаи, когда протестанты переходят в Православие после общения с православными священниками в интернете.
«Угодить ласковым обращением»
Люди задают на православных сайтах одни и те же вопросы. Стоит ли на них отвечать снова и снова?— Писем, содержащих тождественные вопросы, на сайт приходит немало. Но ведь люди не виноваты, что другие спрашивают то же, что интересует их. Они часто даже не знают об этом, потому что 95 процентов ответов мы посылаем на личный почтовый ящик. Один афонский старец как-то сказал: «Не упускайте возможности угодить людям ласковым обращением». Пусть их вопросы простые, но им радостно, что священник проявил внимание и ответил. Это может явиться и некоторым импульсом для духовной жизни, так как многие из задающих вопросы являются новоначальными. К сожалению, ответы на 1000−1200 писем в месяц в несколько раз превосходит реальное время священника, который должен еще выполнять и другие обязанности в монастыре: богослужение, исповедь прихожан, преподавание в семинарии и др. И только этим иногда объясняется то, что не на все вопросы дается ответ.
«В российском интернет-сообществе больше соборности «
Чем Рунет отличается от иностранного?— В профессиональном отношении православные сайты не уступают неправославным, даже с учетом того, что тот или иной корпоративный сайт делается за деньги, а типичный православный проект — на энтузиазме. Это показал первый конкурс православных сайтов Рунета («Мрежа-2006»), проведенный Сообществом православных веб-разработчиков.
Православные проекты отличает, на мой взгляд, большая стилевая индивидуальность, в то время как многие англоязычные сайты сделаны «под копирку». Например, у одной из православных юрисдикций в США есть своя профессиональная студия дизайна, специализирующая на изготовлении приходских сайтов. Это очень удобно: приход готов заплатить деньги, и ему обеспечен средний по функциональным возможностям и художественному оформлению сайт. Но получается так, что многие проекты этой студии делаются по единому шаблону. Как результат, оригинальных сайтов — единицы. У нас же с финансированием интернет-проектов дело обстоит хуже, приходится изготавливать все собственными руками. Из-за этого большинство сайтов вообще не имеют оформления, но зато у тех наших сайтов, которые сделаны на уровне, есть своя «изюминка».
В новых технологиях сайтостроения и дизайне мы не отстаем от англоязычного интернета. Правда, почти 100 процентов наших создателей православных сайтов работают безвозмездно. Возможно, что в будущем часть проектов и будет финансироваться (например, епархиальные сайты), но многие интернет-проекты, на мой взгляд, должны оставаться общественными. Наш проект, «Христианство.ru», поддерживается добровольцами. И практика показывает, что качество работы здесь не так уж сильно зависит от денег.
Между православными англоязычным и русским интернет-сообществами я заметил такое отличие: во многих случаях в англоязычном интернете преобладает дух индивидуализма, там каждая юрисдикция — сама за себя. У нас в мире веб-разработчиков присутствует дух общинности и соборности.
«Не стоит гнаться за „Яндексом“»
В чем православный интернет отстает от светского?На сегодняшний день свое сообщество сформировано, например, у сайта «Милосердие.ру», который почти идеально решает свои задачи и стоит в одном ряду со светскими проектами по социальной проблематике. Высокий индекс цитирования и хорошая посещаемость у сайта «Православие и мир», хотя его, по сути, делает один человек. Сайт мобильного контента «Образок.ру» — очень смелый проект, который способен не только «тягаться» с аналогичными светскими, но и завоевывает аудиторию, которую они «проворонили». Он сделан ярким творческим коллективом студии «Никола» и четко попадает в аудиторную нишу тех, кто хочет использовать все возможности своего мобильного телефона, но недоволен качеством пошлого «светского» мобильного контента. Каталог православных ресурсов «Христианство.ru» — хоть это и сервисный сайт, но он уникальный: в Рунете нет столь полных классификаторов ни в одной тематической нише, и в мировом православном интернете такого каталога тоже нет. Обновленный сайт храма св. мц. Татианы, на котором расположен интернет-журнал «Татьянин день», очень сильно стартовал. Его тексты отличаются глубоким аналитическим взглядом и отсутствием дидактики. Это зачатки качественного христианского комментария — жанра, которого очень не хватает и за которым будущее, потому что Церковь и воцерковленные авторы обладают понятийным аппаратом и ценностной базой, необходимыми для целостного восприятия явлений. Так что тенденции развития православного Рунета внушают оптимизм.
«Выход в реал — это тайна»
Как в интернете заниматься реальной благотворительностью?— Я не могу смотреть на интернет как на совершенно отделенную от реальности среду. Это среда жизни людей, которая наполняется чем-то — добром, злом и так далее. Доброе слово может быть сказано и в интернете. Как правило, оно сопряжено и с действиями в реале. Но благотворительность, конечно, всегда связана с физической, материальной помощью. Часто нам приходится собирать в интернете деньги на лечение или на жизнь. Иногда переводят деньги электронным образом, а иногда приносят в реале — например, встречаемся в метро. Или передают вещи для детей, для бедных семей.
Главное — благодаря интернету процесс личных связей и реальной помощи становится самоорганизующимся. Я старалась сделать так, чтобы желающие помочь люди выходили напрямую на тех, кому нужна помощь, знакомились с ними. Важно, чтобы в этом общении было как можно больше жизни. А что происходит дальше — это уже тайна отношений тех, кто познакомился и помогает.
«Нельзя брать то, что плохо лежит»
Чего не хватает православному интернету?— Не хватает, как ни странно, новостей, хотя в действительности их очень много. Есть епархии, о жизни которых пользователь интернета вообще ничего не знает. Создавать новости трудно, поэтому все друг у друга их заимствуют, часто без ссылок на первоисточник. Но если для бедных православных сайтов — это не такой большой грех, то для крупных информагентств, где за каждую информацию платят гонорар журналисту, — это можно расценивать как обогащение за счет чужого труда. К сожалению, этим грешит такое агентство как «Интерфакс-религия», которое ежедневно «рыщет, как тать» по православному интернету, и берет что плохо лежит.
У нас большая часть времени уходит на поиски и анализ предстоящих событий церковной жизни (праздники, службы, конференции, годовщины и т. д.). Посылаем своих корреспондентов. Ежедневно прочитываем несколько сотен церковных, околоцерковных и светских сайтов. Прослеживаем выход нового православного журнала, церковной газеты, интересной книги. Каждую публикацию стараемся проиллюстрировать. За рабочий день мы публикуем от 20 до 30 новостей, на большее недостает часов в сутках.
Сайт-первопроходец
В конце сентября исполнилось 10 лет первому православному сайту в России — сайту Нижегородской епархии. Это была первая попытка создать официальную епархиальную страницу в Сети. Сайт содержал адреса городских храмов и монастырей, справочные сведения о епархии, программу по вычислению даты Пасхи. Основателями сайта стали священник Андрей Милкин (ныне помощник управляющего епархией) и протоиерей Игорь Пчелинцев (ныне пресс-секретарь архиепископа). Несколько позже, в том же 1996 году, появился официальный сайт Московской Патриархии. Сайт Нижегородской епархии и по сей день считается одним из лучших православных сайтов Рунета.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ ion=9999&article=556