Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
— В этом году в России — парламентские выборы, в следующем — президентские. Известна соборная позиция Церкви: она не участвует в политической борьбе. Но разве православным гражданам России может быть безразлично, встанут ли у кормила власти в нашей стране люди, утратившие честь и совесть, воры и обманщики или же истинные патриоты, пекущиеся о благе Отечества и народа? Зинаида Разумовская (Ставрополь). — В выборах, как в любой другой сфере жизни, задача Церкви заключается в объединении и консолидации общества, ибо она должна быть местом встречи людей любых политических взглядов. Чтобы никогда человек, разделяющий те или иные убеждения, не мог сказать: я не могу войти в этот храм, потому что здесь собираются мои политические противники. Если бы так случилось, то это означало бы гибель миссии Церкви. Именно поэтому в период выборов Церковь никогда не поддерживает ни одного кандидата и не заявляет о своих политических предпочтениях. Но это не означает, что Церкви безразличен выбор народа. И когда в канун выборов верующие спрашивают о том, что им делать, я в таких случаях отвечаю: давайте вооружим себя духовно. Настолько все сейчас сложно в нашей жизни, настолько враг силен, настолько велики способности диавола рядиться в образ ангела света, что никаким научным анализом, никакой историософией, никаким политическим чутьем невозможно сделать правильный выбор. Правильный выбор можно сделать на основе духовного прозрения, нужно иметь остроту духовного зрения, чтобы никакие слова, даже самые красивые, были неспособны скрыть от нас ложь. — Уважаемый владыко! Как вы считаете, допустимо ли священнику в общении с молодой паствой применять в своей речи жаргонные словечки — «супер», «круто», «по кайфу» и т. д. Геннадий Толстов, (Красноярский край). — Уверен, что адаптация к молодежной аудитории не может и не должна простираться вплоть до использования людьми Церкви специфического молодежного жаргона, имеющих место в юношеской и подростковой среде образов и понятий. Православному, проповедующему среди молодежи, следует прежде всего оставаться в собственном достоинстве, избегая нарочитого и потому фальшивого стремления быть «современным» любой ценой, что особенно неуместно в случае, когда речь идет не о таком уж молодом по возрасту человеке. Когда говорится о необходимости научиться проповедовать на языке, понятном для молодежи, имеется в виду не сленг, не жаргон, не принятые в молодежной среде мифологемы, не считающиеся в данный момент модным идеи и имена. Имеется в виду способность священника, проповедника при общении с молодежной аудиторией проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании слова Божиего. Ибо у нас нет другого основания для диалога с миром. Но сформулировать свой ответ мы должны на простом и ясном языке. — Меня, как и многих россиян, глубоко тревожит растущее число всевозможных сект. Посмотрите, как агрессивны, напористы эти «ловцы душ». В этом отношении деятельность Русской церкви, считаю, недостаточно активна, наступательна и привлекательна для молодежи. Надо отказываться от «тактики выжидания», иначе Запад просто задушит нас своей псевдодуховностью. Или я не прав, уважаемый владыко, и ситуация в стране не такая уж мрачная? Александр П., (Самара). — Уважаемый Александр, ваша тревога вполне обоснована. Западные миссии в нашей стране по сути своей являются инструментами некоей колониальной политики, и их деятельность можно назвать духовной агрессией не только против Православия, но и против культурной традиции русского народа, других народов России. А народ, лишенный своей культурной традиции, перестает существовать, он превращается в население некоей территории, которым можно легко манипулировать, не считаясь с его интересами. Русская церковь в этой ситуации вовсе не безучастна к попыткам проповедников из-за рубежа навязать нашим народам чуждое им мироощущение. Но если мы будем действовать с той же степенью агрессии и напора, использовать те же методы психологического давления, подкупа, запугивания, то итогом наших действий будет не духовное возрождение России, а та же псевдодуховность, только иного, «православного» окраса, лишь по виду напоминающая Православие. Мы вовсе не придерживаемся тактики выжидания. Но наша миссия не имеет такой финансовой базы, какой располагают западные миссионеры, нас не поддерживают ориентированные на западный либеральный стандарт средства массовой информации, и потому наш голос не звучит так громко, как того требует сложившаяся ситуация. Но не все так мрачно, как вам кажется. В последние годы нашей Церковью подписаны соглашения о сотрудничестве с министерствами образования, обороны, здравоохранения, другими федеральными и региональными властными структурами. И хотя выполняются они не везде, не всегда и не в полном объеме, сам факт их появления говорит о том, что усилия Церкви по противостоянию духовной агрессии вызывают понимание и поддержку со стороны государственно мыслящих политиков. А это дает повод для оптимизма.