Ощутив некоторое волнение перед сессией, я отправилась ставить свечку покровительнице всех студентов в храм Святой Татианы, что на Большой Никитской.
Несмотря на то, что церковь эта находится буквально за стеной факультета журналистики МГУ, где я, собственно, и учусь, зашла я туда впервые. Оказалось, многие мои однокурсники там тоже ни разу не были. Впервые я встретилась с таким нетипичным для русской души равнодушием к «соседям».
Tatiana.ru
У памятника Ломоносову во дворе факультета веселилась толпа, но никто не пожелал составить мне компанию. Да я и не настаивала: все-таки молитва — это очень личное.
В церкви — два храма. Верхним полюбоваться не удалось — он был закрыт. Нижний нашла не сразу. Спустившись на цокольный этаж, сначала обнаружила церковную библиотеку, редакцию студенческой православной газеты «Татьянин день» и только потом наткнулась на охранника, который объяснил, что не дошла я до нужного места всего три шага. В маленьком зале было пусто.
Студентов расположенная рядом церковь не привлекает. Возможно, будь факультет где-нибудь на окраине с единственным на всю округу храмом, в его стенах, наверное, повстречались бы однокурсники, по крайней мере, во время сессии. Но от факультета журналистики рукой подать до храма Казанской Божьей Матери на Красной площади и храма Христа Спасителя, в котором мы, еще абитуриентами, ставили свечи Николаю Угоднику перед вступительными экзаменами. Так что выбор есть.
Исследуя цокольный этаж, я наткнулась на дверь с табличкой «Настоятель».
"Он-то мне и нужен", — думаю, стучусь и открываю дверь. Молодой священник при моем появлении отрывается от компьютера, но мобильный телефон из рук не выпускает и просит: «Подождите, пожалуйста!». Я подождала, но отец Максим не нашел даже пяти минут на общение.
— Вы Интернетом пользоваться умеете? — «по-отечески» поинтересовался он. — Можете заглянуть на сайт нашего храма
www.st-tatiana.ru.
Нет, я не против прогресса и свою собственную жизнь без всемирной паутины не представляю, но словосочетание «сайт храма» меня как-то покоробило. Оказывается, зря. Сейчас свои странички в Интернете имеют многие церкви, храм Христа Спасителя, например. Эти сайты выполняют миссионерскую задачу, привлекают в церковные стены пользователей сети, позволяют поговорить со священником людям, не имеющим возможности выходить из дома. Не исключено, лет через десять в сети можно будет исповедоваться и причащаться.
Между нами — стена
…И все-таки общение с компьютером беседу с живым человеком не заменяет. На следующий день снова иду в храм. На этот раз мне повезло больше — отец Павел со мной беседовать не отказался. Сам он в церковь пришел недавно — пять лет назад, а священником — всего пару месяцев. Будучи еще студентом технического вуза, в Бога не веруя, он просто из любопытства поехал на экскурсию в Киево-Печерскую лавру. Там, услышав пение хора, почувствовал, как в душе что-то перевернулось. Говорит, что сошла Божья благодать.
Отсутствие прихожан отец Павел объяснил временем суток: в будни в церковь люди заходят ближе к вечеру. И потом не все сразу признают в скромном, без золотых куполов строении храм божий. Но тем не менее, по словам отца Павла, молодежь заходит часто. Например, студенты и выпускники расположенной неподалеку Консерватории поют здесь в церковном хоре. Только вот студентов журфака в стенах храма действительно встретить трудно. Соседи-психологи тоже заглядывают редко. Почему? Точно ответить отец Павел не смог: «Я мало знаю ребят с этих факультетов, но мне они представляются людьми, свободными от всяких обязательств… Чаще приходят преподаватели, жители окрестных домов или работники из офисов по соседству. Но попасть в храм сложно только один раз в году — в Татьянин день. Хотя студенты все равно не приходят — берегут, видно, силы на вечер. Перед вступительными экзаменами часто заглядывают абитуриенты и их родители. В это время мы даже открываем обычно запертую дверь во дворе факультета».
Но еще реже, чем студенты, в храме появляются умудренные опытом пожилые дамы. Отцу Максиму очень не понравилось, когда однажды бабушки начали учить молодежь «правильно» креститься и ставить свечи. Многие молодые люди редко заходят в церковь именно потому, что чувствуют себя в ней «чужими», а когда за «неверные» движения их начинают «пилить», смущаются и стараются побыстрее уйти. Поэтому настоятель постарался этот недостаток исправить. Словом, в храме все — для молодых людей. Но тем не менее между молодежью и церковью — глухая стена. И речь даже не о тонком слое кирпича, отделяющем храм Святой Татианы от журфака МГУ, а об отчуждении, и непонимании между церковью и молодыми людьми в целом.
Почему мы не ходим в храмы? «А зачем?» — отвечали вопросом на вопрос мои однокурсники. Смущение и незнание догматов ни при чем. Скорее, мешает знание. Молодежь находит много несоответствий между Учением Христа и повседневной жизнью Церкви и проникается недоверием к священникам. Отцу Павлу эти слова очень не понравились: «Действительно верующий человек не может сомневаться!». А по-моему, может, да еще как! Особенно если это свободный человек. Да, для нас открывают двери, но мы все равно спешим мимо. Многих моих друзей, например, отпугивает сложность церковных обрядов. Нельзя, например, зайти и исповедоваться именно в тот момент, когда чувствуешь в этом необходимость — нужно неделю поститься, читать молитвы… «Бывает, очень хочется просто зайти, послушать церковное пение, уже выходишь за ворота факультета, но смотришь — на тебе кеды, джинсы, голова не покрыта… И проходишь мимо», — пожаловалась мне одна знакомая.
Не доверяем мы и самим священникам, закусывающим свининой в пост и предлагающим «заглянуть на сайт». Зачем нам сайт и зачем батюшка, если к Спасителю мы хотим обращаться без посредников? Кому-то повезло, и в Москве они встретили священников действительно «от Бога», но лично мне такие люди попадались исключительно в провинции. Вот и получается, что побеседовать можно с психологом, помолиться, глядя в голубое небо, даже свечу можно поставить дома перед картонной иконкой, а в церковь ходить совсем необязательно. Моя вера свободна.
…Один знакомый никогда не ходит в церковь, потому что «надо», а сильную потребность заглянуть туда испытывает исключительно поздним вечером, а то и ночью, когда храмы закрыты. Вот и храм Святой Мученицы Татианы открыт с 10 до 19 часов.