В четверг издатель «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер выгнал исполнительного редактора газеты Хоуэлла Рейнса и управляющего редактора Джеральда Бойда. В официальном пресс-релизе, весьма напоминающем некролог, говорится, что многолетний вклад обоих джентльменов в работу газеты неоценим, но «в связи c событиями последнего месяца» они решили, что лучшим выходом для «Таймс» будет их отставка. Издателю ничего не оставалось, как «с великой грустью согласиться с этим решением». «События последнего месяца» — это два скандала подряд. В середине мая Рик Брэгг — «золотое перо» газеты, лауреат Пулитцеровской премии (журналистской «нобелевки») — попался, как мальчишка, на плагиате: тиснул под своим именем присланный в редакцию материал начинающего репортера из глубинки. Другой популярный журналист, Джейсон Блэр, не только передирал из провинциальных газет целые абзацы: выяснилось, что «горячие репортажи» Блэра, которые якобы шли через спутник непосредственно из Ирака, хитрец на самом деле гнал из собственной квартиры в Нью-Йорке. Для создания «местного колорита» использовался красочный альбом по Ближнему Востоку. Разумеется, суточные, командировочные и прочие военные надбавки были при этом освоены полностью. В иных, не побоимся этого слова, СМИ подобные методы, вероятно, в порядке вещей, но солидная «Таймс» заботится о своей репутации и сочла нужным избавиться от обоих журналистов — а потом и от их непосредственных начальников. Однако предстоят еще более серьезные испытания. Пулитцеровский комитет должен в очередной раз рассмотреть запрос о лишении премии Уолтера Дюранти — собкора «Нью-Йорк таймс» в сталинской Москве. Дюранти получил Пулитцера в 1932 г. «за беспристрастные и объективные репортажи» из СССР. «Корреспондент „Нью-Йорк таймс“ Вальтер Дюранти писал с невероятной быстротой, вынимая изо рта сигарету только затем, чтобы отхлебнуть крымской мадеры», — московские журналисты Ильф и Петров описывают своего коллегу с явной симпатией. Наверное, с такой же быстротой Дюранти написал и самый известный из своих «объективных» репортажей — «Русские голодают, но не умирают от голода». В репортаже Дюранти опровергал «безосновательные домыслы» о страшном голоде на Украине. На самом деле в Голодоморе — так называют на Украине спровоцированный властями голод 1932−1933 гг. — погибло, по разным оценкам, от 5 до 10 млн человек. И Дюранти об этом прекрасно знал: есть воспоминания его собеседников, которым он в доверительных разговорах называл цифру в 7 млн погибших. Зачем было так уж врать? Ради карьеры? Действительно, Дюранти удалось добиться исключительного положения в Москве. Он называл себя доверенным лицом Сталина (хотя наверняка сильно преувеличивал степень этой доверительности) и единственный из всех иностранных корреспондентов неоднократно получал «доступ к телу» — брал образцово скучные интервью у диктатора. Однако по большей части эти успехи были достигнуты уже до, а не после украинских репортажей. Платный агент Ягоды? Это не доказано, хотя, конечно, вполне вероятно. Во всяком случае, многие статьи Дюранти (кстати, весьма посредственные на современный вкус) подготовлены явно не без участия ИНО — иностранного отдела НКВД. Но возможно, дело в другом, и ложь для журналиста была не просто подлостью во имя карьеры, а одним из проявлений, если можно так сказать, идейной аморальности. Дело в том, что корреспондент «Нью-Йорк таймс» Уолтер Дюранти был учеником, единомышленником (а в юности и любовником) Алистера Кроули — чернокнижника и основателя современного сатанизма. В 20-е и 30-е годы они поддерживали постоянную переписку. Учение Кроули включало и политическую составляющую: он считал, что революции и войны начала ХХ века — свидетельства крушения христианской цивилизации. Разумеется, это крушение следовало максимально ускорить, и Кроули справедливо полагал, что для этого надо всемерно поддерживать наиболее деструктивные политические движения — коммунизм и фашизм. Кроме того, он, как любой автор тоталитарной идеологии, видимо, лично симпатизировал тиранам. «Книгу Закона» — изложение учения — он в свое время послал Ленину, Гитлеру и Муссолини. Разумеется, все, что служило укреплению таких режимов — «царства зверя», — было совершенно морально оправдано. Дюранти с восторгом пишет учителю, что Сталин воплощает идеал «совершенного марксизма» даже с большим успехом, чем Ленин, и зовет Кроули в Москву. В ответ Кроули предлагает следующее: чтобы сталинский режим стал действительно совершенным, Сталину следует провозгласить в СССР «закон» сатанизма. Кроули, приехав в Москву, будет встречен ликованием народных толп, которые уже «сокрушили христианские храмы и водрузили на башнях Кремля пентаграммы — символы магии». Учение Кроули станет государственной идеологией, и это настолько потрясет христианскую цивилизацию Запада, что та немедленно рухнет. Кроули в результате так и не приехал, но эти два безумных ворона еще долго перекаркивались над умирающей от голода страной. Дюранти умер всеми забытый в 1957 г., и душа его, наверное, отлетела в те самые мрачные бездны, в которые они с Кроули так пристально вглядывались всю жизнь. И осталась от Дюранти только премия. Но и ее отберут.