Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии09.01.2007 

8 января Собор Пресвятой Богородицы, Праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня
На второй день по Рождестве Христовом празднуется Собор Пресвятой Богородицы — молитвенное собрание в честь Божией Матери

8 января вспоминаются нашей Святой Церковью те святые, которые или имели прямое отношение по Промыслу Божьему к Рождеству Христову, или были в родстве с Иисусом Христом. Не случайно их память совершается на следующий день после Рождества, потому что Иисус Христос по плоти из рода царя Давида, из этого же царского рода и Иосиф Обручник, и сын праведного Иосифа апостол Иаков, сводный брат Господа.

В первом браке у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Как отметил настоятель псковского храма Успения Божией Матери священник Виталий Скнар: «Святой Иосиф после смерти жены Саломии вел чистую и праведную жизнь, что и привело к тому, что он сподобился послужить тайне спасения человечества, стать приемным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

Когда он узнал о беременности Марии, то встал перед неразрешимым противоречием с точки зрения иудейского закона: он знал, что Мария целомудренна, что он к ней не прикасался, но видит ее беременность. По иудейскому закону муж должен был обличить жену, что было бы позором и для Марии, и для него, Мария должна быть побита камнями.

Праведный Иосиф не смог выступить в роли мучителя, предать человека на смерть. Он не был холодным законником, имея любовь в своем сердце к Марии, и решил отпустить Марию, или уйти самому. Но Иосифу явился Ангел Господень и сказал: „Иосиф, сыне Давидов, не убойся принять Марии, жены твоей, ибо родившеевся в Ней, есть от Духа Свята“. Праведный Иосиф не участвовал в зачатии Спасителя, но ему принадлежало право отцовства, право наречения имени своему сыну. Он не был природным отцом Иисуса Христа, а был ему отцом по закону.

Родословие у евреев идет по отцовской линии: отец не участвует в рождении ребенка, но получает власть называть ребенка, нести за него ответственность, главенство закреплено за мужчинами. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. На протяжении всей своей жизни он заботился о Святом семействе, разделяя все тяготы и невзгоды Семейства при бегстве в Египет, жили от трудов его рук, от ремесла плотницкого, которым владел Иосиф. Он раньше Господа отошел в мир иной, скончался в возрасте более ста лет, и там, в шеоле, куда попадали все праведники, в мире духов он сообщил радостную весть, что скоро грядет освобождение, избавление от смерти».

С первых страниц Библии, с обещания в раю согрешившему Адаму, начинается обетование, обещание Спасителя мира, Мессии. Обетование исполняется через допотопного патриарха Сима, праведного Ноя, отца всех верующих Авраама, и из колена Иудина произойдет Спаситель.

Святой царь и пророк Давид, из колена Иудина, был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Он, младший сын Иессея, жил тысячу лет до Рождества Христова. В юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу, и отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие.

Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. Скрываясь от несправедливого гнева Саула, Давид говорил, что не смеет поднять руку на Помазанника Божия, он трепетно относился к царской власти. «Мы же, — сказал отец Виталий Скнар, — оказались в 1918 году лишены того благочестия и той правды, которые были у Давида, за что он почитается святым. Мы презрели власть царя, Помазанника Божьего, и дерзнули поднять руку на него. Это истребление нашего народа, которое происходит и сейчас, когда по миллиону в год численность населения России сокращается, и это в мирное время, говорит о расплате за то преступление, которое совершили наши предки в 1918 году, и за которое мы не принесли покаяния.

Грех убиения Помазанника Божия тяготеет над нашим народом до сих пор». После гибели Саула и его сына, Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула — царем всего Израиля. Он устроил новую столицу — Иерусалим — Город мира, а в нем — новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын, так как Давид пролил много крови, пусть очистительной, справедливой, но она была пролита. У Давида уже были чертежи будущего храма, были собраны средства на постройку Иерусалимского храма — все это он передал своему сыну Соломону и мирно отошел ко Господу.

Он имел блестящий талант военноначальника, сумел очистить свою землю и расширить границы Царства до Ефрата, Средиземного моря, Аравийской пустыни, укрепил закон и делал все, чтобы его народ жил в процветании. Но жизнь царя Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену своего военноначальника Урии Вирсавию, а самого Урию послал в сражение на смерть, приложив к прелюбодеянию грех убийства, что было тяжким грехом в очах Бога. Плодом покаяния Давида стал 50 Псалом, написанный им Господу: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», который является образцом покаянной молитвы для любого кающегося грешника доныне и до скончания века.

Господь простил Давиду, но расплачивался за этот грех царь Давид всю свою жизнь — распря началась в его детях, которые были рождены от жен Давида, а один из его сыновей Авессалом восстал на Давида, своего отца, пытаясь лишить его царства. За грех Давида пришлось расплачиваться и его народу: был большой голод в стране, случилась и язва моровая, унесшая тысячи жизней. За грехи одного могут платить очень многие.

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя — Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. В Богослужении и личной молитве верующими, особенно православными, широко употребляется его Богодухновенная «Псалтирь». Как сказал отец Виталий Скнар, «Псалмы надо читать, они питают душу и помогают обратиться к Господу. Псалмы — все словеса Духа Святаго, сведенные в единую книгу. Кроме молитв, обращенных к Богу, там много пророчеств о самом Давиде, о его потомках, о Христе Спасителе мира и последних судьбах мира, и те пророчества, которые должны еще осуществиться. Псалмы написаны в разных обстоятельствах жизни царя Давида: в покаянии, в тревоге и опасности, при нашествии врагов».

Апостол Иаков, брат Господень — сын праведного Обручника Иосифа от его жены Саломонии.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме, на котором рассматривался очень важный канонический вопрос: нужно ли христианам из язычников соблюдать обрядовые ветхозаветные предписания. Апостолом Иаковом было выражено Духом Святым, что христианам, приходящим из язычества, не надо соблюдать ветхозаветные предписания, которые потеряли свою силу. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Его очень любили и христиане, и иудеи и назвали при жизни праведным.

После Воскресения Господь особым образом явился Иакову и уведомил его о Своем Воскресении. Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он — не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси — так называли христианство иудеи. Но Иаков сказал, что Иисус Сын человеческий ныне восседает одесную великой Силы и Славы. Разгневанные иудеи, сбросили апостола Иакова сверху, но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургии, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2640


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика