Русская линия
Tageszeitung Сюзанна Кнауль27.05.2003 

Необычная поездка в Освенцим
По инициативе палестинского священнослужителя арабы и евреи совместно посетили концентрационный лагерь

На ум сразу же приходит сравнение с отцом Фланаганом и его учениками (герои произведения Клиффорда Саймака «Что может быть проще времени» — прим. ИноПрессы), когда видишь школьников в форме гимназии «Аль-Мутран», что в Назарете, которые с любопытством подкрадываются к кабинету директора и почтительно отступают в сторону, когда мимо них проходит видный мужчина своей черной рясе. Греко-католический архимандрит Эмиль Шуфани несколько крупнее и несколько старше, чем Спенсер Трейси во время съемок фильма, тем не менее он, кажется, излучает ту же смесь авторитета и тепла, как его коллега в фильме.
Совместная поездка израильских арабов и евреев в Освенцим, чтобы «вспомнить о мире», таков был девиз этой поездки, была его инициативой. Не ожидая, что такой проект мог бы с еврейской стороны привести к переосмыслению страданий палестинцев, он хочет сначала кое-что изменить в себе самом. Учиться понимать чувства евреев через 60 лет после холокоста — вот что было целью этой поездки.
«Мы собрались, потому что хотим услышать, как сегодня евреи говорят о своей истории, — рассказывает он, — и мы с ними полностью солидарны». Израильская группа, сопровождаемая примерно 30 журналистами, насчитывала более 300 человек и включала в себя среди прочих адвокатов, писателей, деятелей искусства, турагентов, учителей, полицейских и даже еврейских поселенцев. Вторая делегация из 200 арабов и евреев из Франции, где учился Шуфани, вчера тоже приехала в концентрационный лагерь.
Израильтянами-евреями проект был встречен благосклонно. С одной стороны уничтожение европейского иудаизма затронуло «не только евреев», пишет бывший министр просвещения Амнон Рубинштейн (блок Мерец) в ежедневной газете Haaretz. С другой, инициатива Шуфани является противовесом «неофашистской пропаганде и отрицанию холокоста в египетских, сирийских и саудовских средствах массовой информации». Кажется, достигнуто согласие всех сторон. Крайне правый Рубинштейн, который в 1998 году вышел на баррикады, когда Ясир Арафат хотел посетить Вашингтонский музей холокоста, на этот раз сдержался. Шуфани, как говорит он сам, считается «произраильски настроенным».
Несколько лет назад Бенджамин Нетаньяху, тогда — глава правительства, безуспешно способствовал тому, чтобы Шуфани был избран епископом. Греко-католический синод предложил его кандидатуру, но Ватикан выбрал другого. В ответ на реплику об его отношениях с Нетаньяху Шуфани смеется. «Он просто получил информацию, что назначенный Римом епископ настроен более пропалестински, чем я», — объясняет он.
Этот имидж вовсе не облегчает его миссию в собственном лагере. Его инициатива поддерживает израильскую пропаганду, писал журналист Эмир Макуль в палестинской ежедневной газете «Аль-Адшам», «сионисты используют холокост, чтобы оправдывать сегодняшние преступления Израиля». Поездка таит под собою опасность «укрепления психологии жертвы в израильском обществе». Она ни в коем случае не приведет к большей открытости с еврейской стороны.
«До тех пор пока один обвиняет другого, мы не можем разорвать этот чертов круг», — возражает Шуфани многочисленным критикам из арабо-израильской и палестинской прессы. «Наша солидарность не означает, что мы забываем нашу собственную боль». Официальная арабская позиция, будь то позиция палестинского руководства или египетского и иорданского правительства, «приветствует проект целиком и полностью». Против того, что в поездке принимают участие делегаты с палестинских территорий или соседних арабских государств, никогда не было возражений. «Мы — граждане одного государства», — напоминает Шуфани, который после беспорядков в октябре 2000 года, когда 11 израильских арабов были застрелены полицией во время демонстраций, задумался над «путями лучшего взаимопонимания». «Мы должны узнать друг друга, чтобы преодолеть кризис».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru