Русская линия
Православие и современность Марина Шмелева04.01.2007 

Русь ушедшая или Россия настоящая?

В середине ноября прихожане Свято-Троицкого собора Саратова вместе с настоятелем иеромонахом Пахомием (Брусковым) посетили древние русские города — Муром, Владимир, Суздаль. Ехали они не только поклониться святыням этого края, но и для того, чтобы лучше узнать историю Владимирского княжества, попытаться понять, что же такое — Святая Русь.

Первая остановка паломников — Муром. Тихий, немноголюдный, ничем не отличается от множества других провинциальных городов России. И только древние обители напоминают, что история Мурома насчитывает уже более тысячелетия…

Знакомство с городом началось с посещения Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного 910 лет назад святым князем Глебом. Обитель пользовалась особым покровительством русских царей и родовитых дворян. По преданию, Иоанн Грозный останавливался в Муроме перед походом на Казань и дал обет в случае его успешного завершения возвести каменный собор в монастыре.

За прошедшие столетия обитель пережила и время своего расцвета в XVI, XVII и XIX веках, не избежала она запустения в богоборческое XX столетие. И стремительное возрождение монастыря за последнее десятилетие жители города считают настоящим чудом. Здесь находятся частица мощей святого Ильи Муромца в специально изготовленной скульптурной раке, чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница».

Незабываемое впечатление оставило у паломников посещение Свято-Троицкого женского монастыря — обители святых благоверных князей Петра и Февронии. Здесь в одной раке покоятся мощи покровителей христианского брака. Икона святых — символическое изображение истинного супружества: двое бесконечно любящих людей обращены не друг к другу, а ко Христу.

Троицкий монастырь был основан в 1643 году известным в городе меценатом и человеком щедрой души — Тарасием Борисовичем Цветновым. Собор, построенный за 11 месяцев, является настоящим украшением Мурома. Рядом с ним расположена церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1715 году в селе Пьянгус Меленковского уезда. В семидесятые годы храм был перенесен в Муром. Он является одним из немногих памятников старинной клетской храмовой архитектуры. Территория монастыря столь мала, что все здесь кажется игрушечным. Однако в обители не только подвизаются более семидесяти сестер, но и проживают 24 воспитанницы пансионата «Надежда», созданного для девочек из неблагополучных семей.

Рядом с Троицким расположен Благовещенский мужской монастырь. Он возник в 1556 году на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной на рубеже 1097−1098 годов крестителем Муромской земли святым благоверным князем Константином (Ярославом). Еще святой страстотерпец Глеб проповедовал христианство воинственным жителям этого края, но первая попытка оказалась неудачной. И только внуку Ярослава Мудрого суждено было стать апостолом для Мурома. На переговорах с ними погиб любимый сын князя — Михаил, но Константин не стал мстить, смирением и любовью склонив язычников к принятию христианства.

Посетили паломники храм святителя Николая Чудотворца, или храм Николы Мокрого, как говорят в народе (он по весне затопляется разливом Оки). Ничем особо не примечательная, скромная церковь известна по всей России. Именно здесь покоятся мощи святой праведной Иулиании Лазоревской. Тихим и неприметным для ближних был ее подвиг. Рачительная хозяйка, мать тринадцати детей, милосердная христианка, спасшая от голодной смерти не один десяток людей, она не выделялась среди своих современниц. И только после ее смерти, когда был обретен гроб с мощами, полный мира, люди поняли, кто жил рядом с ними.

В плотном графике саратовских паломников нашлось время и для посещения муромского музея, где благодаря кропотливой работе музейных работников до сих пор сохраняются очень редкие иконы, Сретенский Крест — древняя муромская святыня, восстановленный покров с мощей святых Петра и Февронии.

* * *

После краткого, но содержательного знакомства с Муромом направились прихожане саратовского Свято-Троицкого храма дальше. Заснеженная дорога привела их в бывший стольный, а ныне просто областной город Владимир. Уже в сумерках паломники смогли полюбоваться Дмитровским собором — настоящим гимном в камне. Он был построен в 1190 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо, который посвятил храм своему небесному покровителю, великомученику Димитрию Солунскому. Князь перенес сюда из Солунской базилики от гроба святого «доску гробную» — большую икону с изображением великомученика в полный рост — и мощевик с частицей одежды, пропитанной его кровью. В настоящее время собор не действует, здесь открыта необычная выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Экспонатом является само здание: аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением рассказывает об архитектуре древнерусского храма. В соборе сохранились фрески конца XII века, написанные в византийском стиле.

Полюбовавшись ночным Владимиром, паломники успели побывать на службе в Успенском соборе. Столько великого и трагичного связано с этим храмом, столько пожаров, войн, людских слез помнят эти стены! Величественное здание собора, потемневшие от времени лики, раки с мощами святых, живших до и во время монгольского нашествия — все это рождает в душе щемящее чувство. Словно хочешь вспомнить далекое детство и взять оттуда что-то очень важное…

Однако нельзя жить только прошлым, пусть даже самым великим. И потому теплое чувство благодарности осталось в душе паломников после посещения Свято-Успенского Княгинина женского монастыря. Основанный в 1200 году супругой великого князя Всеволода, княгиней Марией, он и поныне остается образцом монашеской жизни и назиданием для многочисленных паломников. Главная святыня обители и всей Владимирской епархии — Боголюбская икона Божией Матери. Этот образ был написан по приказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского после того, как Сама Пречистая явилась ему с повелением перенести столицу во Владимир. История иконы насчитывает более восьми столетий, и ныне, как и впредь, она прославлена множеством чудес, исцелений.


* * *

Воскресный день паломники посвятили знакомству с древним Суздалем, который нередко называют городом-сказкой, городом-мечтой. Он словно навсегда остался в прошлом: границы города не изменились с давних времен, на улице почти не видно машин, дома — не выше двух-трех этажей. На память суздальцы предлагают приобрести сбитень, предметы народного промысла, а встречает гостей Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Осмотреть все достопримечательности Суздаля за день невозможно, и потому саратовцы выбрали лишь несколько наиболее известных из них. Знакомство с городом началось с посещения Рождественского собора Суздальского кремля, замечательного не только архитектурой XIII века, но и своим интерьером. Здесь сохранились древние двустворчатые двери — «златые врата», сделанные из медных пластин полузабытым ныне способом «огневого золочения», фрагменты настенных росписей разных эпох и пятиярусный иконостас конца XVII века.

По тихим улочкам этого удивительного города направились паломники в Ризоположенский женский монастырь. Сейчас это предмет любопытства многочисленных туристов, украшение улиц города и место подвига немногочисленных сестер. А когда-то давно, в XIII веке, обитель была известна по всей Руси. Здесь в бедности и смирении подвизалась святая Евфросиния Суздальская, дочь святого мученика Михаила Черниговского. Родители хотели выдать преподобную замуж и отправили в Суздаль, где ждал ее жених. Однако его внезапная смерть помогла осуществить давнее желание святой. Она оставила мир и была пострижена в Ризоположенском монастыре. По преданию, именно по молитвам преподобной Евфросинии обитель уцелела во время разорительного нашествия, скрывшись в дымке.

Ныне действующий Покровский женский монастырь также прославлен подвигами знаменитых русских жен. В монастыре были пострижены великая княгиня Соломония Сабурова (будущая преподобная София Суздальская), жены опальных родовитых бояр, Евдокия Лопухина и дочь царя Бориса Годунова Ксения. Нередко, насильно заточенные в монастырь, они принимали волю Божию и становились ревностными подвижницами.

На территории некогда знаменитого Спасо-Евфимиевого монастыря, действующего в настоящее время как музей, паломники «послушали» концерт колокольного звона. К чувству восхищения от знакомства с красивейшим городом примешалась горечь. Как хотелось бы, чтобы в ответ на колокольный звон русские люди крестились, а не хлопали в ладоши, чтобы свет настоящих, а не электрических свечей согревал Рождественский собор, чтобы не так бедно выглядел Ризоположенский монастырь, и не оставалось жуткого чувства, что в своей стране мы лишь торговцы, старающиеся выгодно продать величавое наследие предков…

Приехав в эти края, нельзя было не посетить церковь Покрова на Нерли — символ земли Русской. Она была построена в 1165 году великим князем Андреем Боголюбским в ознаменование сразу нескольких событий: установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы, победы над Волжской Булгарией и в память погибшего сына князя Изяслава. Облик храма поражает необыкновенной легкостью и изяществом. А в полутора километрах от нее — Боголюбово: бывшая резиденция князя Андрея, а ныне женский монастырь — самый большой на северо-востоке страны. Именно здесь явилась князю Божия Матерь, здесь он встретил и последний час своей жизни. Сохранилась башня с переходом на хоры собора Рождества Божией Матери, где был убит князь Андрей.

После знакомства с монастырем паломники пустились в обратный путь, домой, в Саратов. Впереди их ждали дальняя дорога, светлые воспоминания, сближающее чувство общей поездки. Эти два дня сделали родными не только древние русские города, но и страницы русской истории. И очень захотелось стать настоящими правнуками всех этих великих людей, а не музейными хранителями былой русской славы.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20 070 102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика