Русская линия
Время MN Н. Андреева04.06.2003 

Аисты ищут детей в капусте
В Саратове борются с «языческим пониманием любви»

Отменить школьный предмет «Основы здорового образа жизни» требуют родители юных саратовцев.
Недовольные мамы и папы при поддержке саратовского управления епархии отправили гневные письма областному министру образования, губернатору, в региональную и Государственную думы. По мнению взрослых, на подобных уроках детям «навязывают мировоззрение, не совместимое с традиционными представлениями россиян о духовно-нравственной жизни».
Программу в 1999 году написали специалисты Саратовского института повышения квалификации работников образования (СарИПКРО) и Центра планирования семьи. В течение года ее опробовали в школах и детсадах в качестве эксперимента. В 2000-м по приказу областного Министерства образования предмет ввели во всех учебных заведениях. Однако идеологическую угрозу мамы и папы осознали только сейчас.
Хорошую религию придумали индусы
«Школа — заповедное место. Дети не должны узнавать там всякие гадости! — уверен активист родительской группы Альберт Иванов. — Жизненный опыт они так и так в подворотне приобретут. Но совсем другое дело, если об „этом“ заговорит авторитетный учитель! Единственный способ избежать телесных проблем — воздержание. А программа насаждает скотское, языческое понимание любви».
Очень не нравится родителям, что ученикам рассказывают о понимании любви и семьи в Древнем Египте, Греции и Западной Европе эпохи рыцарства. «Зачем нам это? Мы же в России живем», — недоумевает Альберт Васильевич. Сам он предложил бы «развивать традиционное воспитание». То есть объяснять особенности семейного уклада и оздоровления в рамках предмета «Основы православной культуры».
Еще большее недовольство вызывают юридические темы. «10-летних детей учат качать права. Результат будет, как в Америке: спиногрызы начнут подавать в суд на родителей, — говорит господин Иванов. — Я не хочу слышать от дочки: «Ты не имеешь права ставить меня в угол».
Нравится ли 14-летней дочери заниматься по этой программе, отец не интересовался. «Разве я должен задавать такие вопросы? — удивился мой собеседник. — Если спрашивать у детей, чего они хотят, рухнет вся система образования!».
На уроках Альберт Васильевич ни разу не был и знает о творящихся безобразиях понаслышке. До последнего времени о наличии такого предмета он и не подозревал. Открыть глаза помогла соседка: рассказала, что детям будут читать «Кама сутру».
Бедный Дарвин
Борьбу за нравственность возглавило саратовское управление епархии. С помощью православной газеты и призывов батюшек число подписей увеличилось до 3 тыс. «Это оккультная, сектантская программа, — заявляет преподаватель саратовской семинарии Алексей Абрамов. — В ней рассказывается, например, о происхождении жизни на Земле. Но ведь теория эволюции — всего лишь одна из гипотез, не имеющая твердого научного обоснования. Эволюцию как мировоззрение утверждают оккультисты Агни-йоги».
Пока я привыкала к роли йога, отец Алексей дал советы прихожанке, дочь которой влюбилась в Гарри Поттера, и вернулся к обличению школьной бесовщины. ОЗОЖ, по мнению РПЦ, «заостряет внимание детей на своих достоинствах»: например, 6-класснику предлагается нарисовать автопортрет в лучах солнца и написать все хорошее о себе, любимом. Из-за этого чада растут эгоистами и отказываются мыть полы. Главное, епархии не нравится, что «традиционная российская религия представлена в виде народного фольклора».
До чего дошел прогресс
Перед практическим внедрением программы положительную рецензию на нее дали ведущие ученые Саратова, которым нет оснований не доверять. Но теперь материалы вдумчиво перечитали другие работники вузов — совершенно бесплатно и только по причине душевной обеспокоенности.
Представители Академии госслужбы имени Столыпина, например, посетовали, что педагоги напрасно «акцентируют внимание на правах ребенка». Следовало бы, наоборот, почаще напоминать об обязанностях защищать Отечество и платить налоги. Чересчур подкованное в юриспруденции дитя «теряет веру в авторитет родителей, отрывается от семьи и национальных традиций нашего народа».
Ассистент кафедры медуниверситета добавляет, что программа «умалчивает о деструктивном влиянии телевидения, компьютерных игр развратного характера и аудиоплейеров с современной музыкой, приводящих к акустической травме» (стиль и орфография сохранены. — Авт.). По ее мнению, «авторы не акцентируют внимание подростков на негативных тенденциях в обществе, а именно потере национальных традиций здоровой русской кухни».
В гнезде разврата
Валеология разочаровала. Вместо зажигательных историй с картинками во 2-м «В» классе гимназии N1 меня встретила манная каша. Сегодня занятие так и называется — «урок каши». На партах дымится гречка, рис, перловка и прочие «наказания» нежного возраста. Каждый маленький хозяин большой кастрюли рекламирует свое блюдо и доказывает одноклассникам, что полезная каша может быть еще и вкусной. Как надеется учительница, убеждая других, ребенок сам поверит в отменные органолептические свойства «товара» и съест ненавистный геркулес.
«Половое воспитание составляет одну сотую часть программы. Видимо, каждый понимает ее в меру своей испорченности, — удивляется психолог-валеолог гимназии Татьяна Правдина. — Для второго класса самый актуальный вопрос современности — отучиться ковырять в носу и грызть ногти. Детям постарше я рассказываю о контрацепции и гигиене. Так всегда было в хороших школах. Не вижу, что здесь кардинально изменилось».
Гимназия сама напросилась опробовать новшество и еще 6 лет назад стала экспериментальной площадкой. Здесь работают 4 психолога, которые с первого класса ведут карту наблюдений на каждого ребенка. Поэтому педагоги изначально знали, что именно интересует детей в конкретном классе. Выяснилось, что, например, проблемы наркомании гимназистам не близки. Зато у подростков много вопросов по этике отношений и личностному самоутверждению.
Перед введением нового урока прошло анкетирование среди родителей. Мамы и папы ответили: все темы важны и нужны, только рассказывайте о них сами. Но увернуться от участия в школьной жизни не удалось. Читать лекции приглашают родителей-юристов и врачей. Так школа убивает сразу 2 зайцев: «предки» перестают бояться крамольной валеологии и знакомятся с коллективом, в котором растет ребенок.
Сейчас ОЗОЖ в 80% школ области преподается не в виде отдельного урока, а в рамках биологии, химии и т. д. или на классных часах. «Под новый предмет не выделяется ни часов, ни ставок, ни финансирования», — говорит Татьяна Правдина.
Реакция на прививку
«В середине 1990-х Саратов переживал всплеск наркомании и венерических заболеваний среди подростков. Запретительные и карательные меры оказались малоэффективны. Мы решили обратиться к причинам проблемы, поднять в глазах ребенка саму ценность здоровья», — рассказывает «мама» злополучного ОЗОЖа, старший преподаватель кафедры СарИПКРО Маргарита Павлова.
Ничего революционного в курсе не предлагается. Детям рассказывают то же, что и на привычных уроках биологии, правоведения и психологии, только в более доступной форме. Ученики играют, заполняют анкеты, проходят тесты и смотрят видеофильмы. Школьников учат избавляться от стресса, защищать себя в опасных ситуациях, общаться и ухаживать за свои телом.
«Идеал духовного развития — это хорошо. В данном случае надо исходить из реалий жизни. Дети растут в дворовой наркотической и сексуальной субкультуре, — говорит директор энгельсского центра практической психологии образования Людмила Федкулина. — Школа должна работать в этом вопросе очень тонко и давать информацию дозированно. Но она необходима. Это своеобразная прививка, создание социально-психологического иммунитета».
Оригинальное прочтение программы православными патриотами разработчиков озадачило. «Когда мы начинали думать, с какого бока браться за подростковые проблемы, желающих бесплатно поработать не наблюдалось. А когда наша идея стала официальной школьной программой, моментально появилась «публика», — удивляется Маргарита Павлова. — Священники нас критикуют. Но сами с молодежью не работают».
В Саратовской области начало снижаться количество абортов. Конечно, не только потому, что девочкам об этом теперь рассказывают в школе. Но, как считают врачи, роль просвещения здесь трудно переоценить. В 2000 году на 1000 женщин приходилось 51 прерывание беременности. В 2002-м — 41,5. Доля «подростковых» абортов в прошлом году составила 7,9% против 9,3% в 2000-м. Количество криминальных операций за 3 года уменьшилось вдвое. Анкетирование в учебных заведениях выяснило: в 1995 году только 8,6% педагогов называли целью образовательной деятельности «сохранение здоровья ребенка». Теперь к такому мнению пришли 56%. Среди родителей научить ребенка заботиться о самочувствии в 1995-м стремились 25% опрошенных. Сегодня — 92%. Молодое поколение лишь в 3% случаев упоминало здоровье в числе важных ценностей. Сейчас моде на здоровый образ жизни следует уже 70% учеников.
Саратов

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика