Коммерсант | Григорий Ревзин | 29.12.2006 |
В общем, у великого русского живописца Александра Иванова есть великая русская картина «Явление Христа народу» и не менее замечательный цикл «Библейские эскизы», а есть еще остальные работы, не настолько великие, хотя и довольно многочисленные. В одном собрании Третьяковки 330 единиц хранения Иванова. И замысел, как я понял, заключался в том, чтобы оставить «Явление Христа народу» и избранные эскизы к картине в основной экспозиции в Лаврушинском переулке и там же показывать и библейские эскизы. А уж остальные, менее значительные, хотя и достойные работы — «Приама, испрашивающего у Ахилла тело Гектора», «Беллерофонта, отправляющегося на бой с Химерою», «Иосифа, толкующего сны виночерпию и хлебодару», «Явление Христа Марии Магдалине», «Аполлона, Гиацинта и Кипариса», а также и эскизы к картине «Явление Христа народу» вместе с ее небольшим вариантом из Русского музея — показать в здании на Крымском валу. Это, в общем-то, даже и не замысел, а давняя традиция — все самое значительное показывать в Лаврушинском, а на Крымский вал везти менее востребованные продукты в надежде, что они там заиграют. Вряд ли галерея имела в виду именно этот концептуальный ход, но другого не просматривается.
Правда, было бы неверно сказать, что замысел выставки выстроен только по остаточному принципу. Нет, то, что осталось от художника за вычетом библейских эскизов, «Явления Христа» и тех эскизов к картине, которые висят в основной экспозиции, значительно проредили. В собрании ГТГ эскизов одной правой ноги Иоанна Крестителя больше десятка, и на свежего человека это может произвести неприятное впечатление. А так получилась сравнительно легкая выставка, к тому же с зарубежным привкусом. Последний случился от выставки «Величие Рима», которая была в 2003 году. Итальянцам тогда эскизы к картине дали, а само «Явление Христа народу» — нет. Они взяли и на холст в размер картины (примерно пять с половиной на семь с половиной метров), на который была нанесена прорисовка картины, повесили эскизы к ней каждый на свое место. То есть эскиз головы Иоанна Крестителя висел на месте головы Иоанна Крестителя в картине и другие эскизы тоже по своим местам. Хотя некоторые упрекали тот показ Иванова за излишнюю фрагментарность, но прием, видимо, так понравился, что его решили повторить в ГТГ. Центр экспозиции занимает прорисовка с «Явления Христа», где как бы цветными лоскутами выделены места скопления эскизов в зале. Голова Крестителя на картине выделена цветом в прямоугольный лоскут вместе с горами и деревьями над ней, а рядом висят эскизы головы, а также эскизы гор и еще эскизы ветки, попавшей в раскадровку. В принципе эффектно, хотя Александр Иванов в такой логике выглядит более великим комбинатором, чем великим живописцем.
У этого живописца есть такая особенность. Сначала вы смотрите эскизы к картине «Явление Христа народу», и хотя вас может поразить мастерство, экспрессия лиц, пластика драпировок и величественность пейзажей, но вам не хватает целого. То есть эскизы сами по себе производят неполное впечатление, вы понимаете, что это все же служебный материал, который надо воспринимать в связи с картиной. Вы скоренько идете к самой картине, где все те же самые лица и фрагменты вставлены уже в общую композицию, и там обнаруживаете, что все они как-то приглушены, лишены выразительности и вообще на эскизах было гораздо лучше. Имеет место быть нехватка художественного совершенства, и от этого вы разворачиваетесь и бежите к эскизам за экспрессией. Тут вам опять не хватает целого, вы опять к картине, ну и все по новой. Эскизы к картине принято показывать вместе с ней, обычно — в одном зале, чтобы этот бег по кругу не вышел слишком утомительным. И уже 150 лет люди так и бегают туда-сюда, пока не выдохнутся и у них не возникнет ощущение значительности всего, что с ними произошло в этом зале.
А тут такая экспозиция, что бежать некуда, потому что картины нет. Только эскизы из Петербурга, прорисовка с картины и все. Причем творчество Александра Иванова уже прочно осмыслено и устроено как путь к картине, так что все его ранние произведения, от «Приама» и «Беллерофонта», за которые он получил право на поездку в Рим, и до итальянских пейзажей, где художник открыл для себя пленэр, — все воспринимается не само по себе, а в связи с главной картиной. А ее-то как раз и не случается.
И вот ходишь по залам на Крымском валу и думаешь — какой, однако же, странный замысел. Зачем бы это все могло быть? Зачем некоторые вещи Иванова свезли в эти неприятные пространства с отвратительнейшим светом? Выставка ведь, вероятно, должна иметь какого-то адресата. Если это просто для людей, любящих русское искусство, то показывать им Александра Иванова без библейских эскизов и «Явления Христа народу» — это надувательство. Если это для специалистов, которым бегание от эскиза к картине и обратно уже давно надоело и которые смакуют особенности композиции небольших «Мальчиков на берегу Неаполитанского залива», то тогда неясно, зачем выставку проредили и почему не показали все 330 единиц хранения ГТГ и всю коллекцию Русского музея. Все-таки специалистам интересно увидеть не только хрестоматийные вещи, но и десятки правых ног Иоанна Крестителя.
Наверное, эти претензии можно было бы адресовать устроителям, но, с другой стороны, легко представить себе, что они возразят. Не хватает библейских эскизов и «Явления Христа народу» — ждем в здании в Лаврушинском переулке. Нет всех произведений Александра Иванова из нашей коллекции? Ну знаете, мы не можем делать выставку для специалистов, а обычному посетителю это неинтересно. Какой тогда замысел? Ну как какой, 200 лет со дня рождения! И вот в честь юбилея мы показываем его произведения. Часть в историческом здании, а часть здесь, на Крымском валу. Одна выставка хорошо, а две лучше. И, повздыхав о том, что бывает искусствознание, концепции, какие-то выставочные идеи, понимаешь, что в такой позиции есть своя правда. Простоватая, но против нее не возразишь. У художника юбилей. Чего вы хотите?
http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=733 564&IssueId=30 289