Русская линия
Столетие.Ru Юрий Нечипоренко30.12.2006 

Убийство Распутина: английский след
Контрафактная продукция английских «документалистов»

Со дня убийства Григория Распутина 30 декабря по новому стилю исполняется 90 лет. Не так давно по Первому каналу показали документальный фильм об этом событии. Идея картины проста: в убийстве обнаружен «английский след» — один из представителей английских спецслужб оказался в ту роковую ночь среди заговорщиков и сделал «контрольный выстрел» в голову Распутина.

Фильм позиционирован как чисто английское расследование английского же убийства: бывший сотрудник Скотлэнд-Ярда начинает заниматься этим делом то ли по заказу BBC, то ли по своему собственному почину (это смазано: говорится вначале так, потом иначе — да и непосредственно снимала фильм компания «Лайонс», BBC лишь проставила на нём свой «знак качества»). Благодаря «старым связям» с русскими коллегами английский коп получает доступ в архив, ему даже дают нашего парня в погонах в качестве поводыря. Сама легенда создания фильма смотрится как шпионская история: ходит по Москве и Питеру старичок с лысым черепом (ни слова по-русски), его сопровождает милицейский «лоб» в погонах — эти «калики перехожие» гуляют от архива к архиву и собирают, понимаете ли, информацию: роются в коробках со старыми делами, читают бумажки с ятями…

Если отвлечься от такой лживой подачи, фильм выглядит как ценное признание: в начале ХХ века англичане проводили свою политику в России крайне жестко и эффективно, не стесняясь в средствах. Перед лицом угрозы сепаратного мира России с Германией (именно о таком мире ходатайствовал Распутин перед царской семьёй) английские спецслужбы пошли на всё, чтобы морально дискредитировать и физически уничтожить своего противника. Распутин олицетворял тогда для Царской семьи прямую связь с народом, с его таинственным и великим духом (как известно, старец обладал даром целительства: он успешно лечил наследника от гемофилии). Этой связи препятствовала всеми силами аристократия — она готова была биться с Германией до последнего солдата, не жалея своего народа в патриотическом угаре… Честь и достоинство, как известно, дороже жизни — особенно если эта жизнь чужая.

Глядя на события ретроспективно, можно посчитать, что Российская империя стояла тогда, в 1916 году, на пороге пропасти: продолжение войны привело к революции и неслыханным жертвам. Убийство Распутина оказалось одним из первых звеньев в цепи ожесточенных актов насилия, которые продолжились в братоубийственной Гражданской войне, в расстреле Царской семьи, в «белом» и «красном» терроре.

После обнаружения «английского следа» в убийстве Распутина можно посчитать и так, что Россию в пропасть братоубийства толкнул не только германский генштаб (который помог прийти к власти бунтовщикам и тем самым дестабилизировал положение в стране), но и английские спецслужбы, совершившие первое в ряду «знаковых» убийств. Причем, если немцы действовали «снизу», сея смуту в социальных низах общества, то англичане работали «сверху», используя в качестве подельников своих друзей в высших кругах Российского общества.

Конечно, штабы и разведки иностранных держав вольны преследовать свои интересы — но вот в какой степени позволительно им действовать на самом верху власти в России? Судя по всему, «английский товарищ» по Оксфорду, однокашник князя-заговорщика Феликса Юсупова, кадровый офицер разведки Освальд Райнер был не только в курсе покушения (о чём проболтался Юсупов в своих мемуарах), именно он планировал убийство — и даже принял участие в нём, когда русские исполнители показали свою несостоятельность.

Справедливости ради следует заметить, что эти факты и подобные домыслы общественность России знает по меньшей мере с конца прошлого века, когда появились первые публикации писателя Олега Шишкина по этой теме. Именно Шишкину открыл «английский след» в том давнем деле. В 2004 году вышла книга «Распутин. История преступления». Все данные, касающиеся изысканий в российских архивах, «эксперт» фильма Эндрю Кук получил именно от Олега Шишкина. Так что же нового нам сообщил английский фильм?

Во-первых, этот фильм показал нам, как можно присваивать чужие открытия и воровать идеи. Именно англичане, которые некогда подарили русскому языку слово «джентльменство», показали русским, как надо себя вести в современном мире, когда речь идёт о выгоде: славе и деньгах. Компания «Лайонс» произвела на свет контрафактную продукцию, корпорация BBC поставила на ней свой торговый знак, а «Первый канал» с превеликим удовольствием эту продукцию приобрел и высветил в эфир.

Во-вторых, бесстыдство интеллектуальных воров дополнилось известным высокомерием английской знати: они убили Распутина, они же эту историю и распутали. Прислали нам отставного полицейского — и бывалый коп заткнул за пояс наших горе-историков. Российским ученым остается только с восторгом следить за фокусами английских пиратов, которые привлекают на помощь копу наших ментов — чтобы красть и врать было сподручней.

Если же говорить о морали сей истории, она весьма ясна: у нас строится новый «высший свет», опять знать своих детей отдаёт на учёбу в Оксфорд — и неровен час, вырастут ребята и с «однокашниками» опять здесь начнут наводить свои порядки. Кого только в следующий раз будут «мочить» английские друзья, мы пока не знаем. Но, судя по всему, это опять будут очень важные, знаковые персоны. На меньшее они не зарятся — англичане же: свои империю потеряли, значит, надо расколошматить и все сколько-нибудь значительные по виду и размеру страны.

Когда статья была уже написана, нам удалось получить комментарий Олега Шишкина, подлинного автора сенсационного расследования английского следа в убийстве Распутина:

«Да, все здесь правильно. К этому можно было бы добавить, что Эндрю Кук, который выступает в этом фильме „экспертом“ встречался со мной и переписывался по электронной почте. Договаривались о том, что мы вместе с ним издадим совместную книгу в Британии. Мне он откровенно признался, что за исключением одного лишь документа ничего путного сказать об этой истории не может. Свидетелем нашего разговора был и московский историк Дмитрий Белоновский. Он же переводил переписку и участвовал в прямых встречах в Петербурге.

Кук привлек к этому проекту компанию „Лайонс“, в лице ее продюсера и режиссера.

Это был уже этап, когда они окончательно решили отделаться от меня, но, как и подобает профессиональным ворам, таились. Выжидая, когда я выдам им решающие карты.

В общем, потом они и скрылись, представив уже историю без меня.

Это действительно чисто английское воровство, поданное с помощью главного борца с пиратством — Первого канала».

http://stoletie.ru/retsenzii/61 229 140 535.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru