Русская линия
Татьянин день Сергей Карпов30.12.2006 

Знание православной культуры — часть «джентльменского набора» образованного человека, считает декан истфака МГУ

Введение Основ православной культуры в школы остро ставит целый ряд вопросов: кто будет преподавать этот предмет? Где будут обучаться преподаватели? Есть ли соответствующие специалисты уже сейчас? На эти и другие вопросы интернет-изданию «Татьянин день» ответил декан исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН, действительный член РАЕН профессор С. П. Карпов.

— Сергей Павлович, один из самых острых вопросов, которые возникают в связи с введением Основ православной культуры в школы, — это вопрос о том, кто будет преподавать этот предмет? Где будут готовить таких специалистов?

— Некоторое время назад было создано учебно-методическое объединение (УМО) по теологии, которое предусматривает подготовку теологов в светских вузах. Готовить специалистов по истории православной культуры нужно на базе стандарта по теологии, принятого Министерством образования. Этот стандарт включает в себя много различных компонентов. Он готовит специалистов именно для преподавания этих предметов на современном научном уровне. На основе стандарта по теологии строится обучение в очень многих вузах, готовящих теологов. Вузах гражданских, светских. Именно там и должны готовиться такие кадры. В УМО по теологии входят ведущие специалисты таких вузов, большую роль в этом играет Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. То есть вопрос о кадрах решается. Было бы крайне неосмотрительно говорить о том, что поскольку у нас сейчас нет кадров, то давайте мы не станем вводить ОПК. Эти кадры будут в самое ближайшее время и в достаточно большом количестве. Они уже есть, только в недостаточном количестве для того, чтобы вводить этот предмет в масштабах всей страны.

— А сколько сейчас открыто факультетов или отделений теологии?

— Сейчас точной численности я вам назвать не могу, но это число приближается к двум десяткам. Сейчас выпуски были только в некоторых вузах, например, в Барнауле. Но пока этот процесс только начинается, то есть большой выпуск будет через два-три года.

— Предусматривается ли взаимодействие по этому вопросу Церкви и светских образовательных учреждений?

— Конечно. Стандарт по теологии включает в себя два компонента: общегуманитарный и конфессиональный. Если речь идет о православной теологии, то соответствующая конфессия, т. е. Православная Церковь, дает авторизацию, добро, на внедрение конфессионального компонента, его программ и стандартов. Точно так же, если речь идет о мусульманской теологии (это предусматривается), то право на введение конфессионального компонента дают, естественно, представители ислама. Или иудаизма, если речь идет об иудейской теологии. То есть всех конфессий, которые входят в состав УМО.

— Противниками введения специализации «Теология» озвучивался такой вопрос: зачем, собственно, нужны эти специалисты? Где они будут работать? Будут ли востребованы? Наверно, появление такого предмета, как «ОПК» в школах некоторым образом решает эту проблему?

— Конечно. Хотя эти выпускники уже использованы — как эксперты по самым разным вопросам. Потому что ситуация, я бы сказал, в сфере духовной в разных регионах очень разная. Напряженная. В ряде случаев необходима экспертиза. Люди, получившие образование по специализации «Теология», могут быть советниками мэрий, администраций регионов. Они могут преподавать широкий круг гуманитарных дисциплин, потому что у них хорошая гуманитарная подготовка. И, я думаю, что они, безусловно, будут востребованы. В самых разных областях. И в первую очередь для преподавания таких дисциплин, как ОПК. И на уровне университетском, и на уровне школьном. Очень часто, когда ставится вопрос о введении Основ православной культуры, говорится, что это будет некая насильственная мера, Закон Божий. Но, во-первых, преподавание Закона Божьего — это уже совсем другой уровень. Во-вторых, надо иметь в виду, что введение такого предмета не станет ущемлением прав других религий. Например, у нас есть школы, в которых преподаются математические или гуманитарные дисциплины в усиленном варианте. Почему же в многоконфессиональном городе, каким является, к примеру, Москва, не иметь гимназий и школ, в которых будут преподаваться Основы исламской культуры? Родители, которые пожелают отдать своих детей в такие школы, будут иметь такую возможность.

В-третьих, преподавание этого предмета должно вестись на факультативной основе. Он не должен навязываться, как в свое время атеистическое образование навязывалось. То есть если семья атеиста не желает слушать этот курс, она имеет право от него отказаться. Это должен быть выбор семьи, родителей. Это очень важно. Хотя мы должны иметь в виду, что Россия — страна, очень длительное время опирающаяся на православную культуру. Огромную роль в истории нашей страны играла Православная Церковь. Поэтому если человек, даже, скажем, индифферентно относящийся к вере и Церкви, прослушает этот курс, он получит большую сумму знаний по предметам, которые имеют прямое отношение к нравственности нашего народа, его духовному становлению, вообще взаимоотношениям с окружающими народами. Эти предметы нужно знать просто потому, что образованный человек, подойдя к картине, написанной на библейский сюжет, должен иметь возможность понять, что это. Он должен уметь трактовать такие сюжеты просто как современный грамотный человек. А сейчас мы видим в средствах массовой информации часто очень невежественные материалы по поводу текста Священного Писания, или Корана, или вообще любых других книг, которые являются основой веры. Они трактуются очень произвольно и неграмотно, и это не делает чести ни человеку, который об этом рассуждает, ни слушателям, которые получают извращенную информацию о тех или иных сюжетах. Поэтому даже если человек является атеистом и не имеет отношения к данной конфессии, фактическое знание тех предметов, которые связаны с становлением духовности на Руси, мне кажется, очень важным.

— Насколько возможна подготовка таких специалистов в рамках МГУ?

-Подготовка именно таких специалистов в МГУ сейчас не ведется. Но у нас есть очень тесные дружественные связи с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, с которым мы ведем совместную подготовку специалистов по целому ряду предметов. Теологи как таковые готовятся там. В меру сил мы стараемся им помогать. Хотя бы тем, что многие преподаватели, которые там работают, являются преподавателями Московского университета. И наоборот иногда бывает. Мы же на историческом факультете МГУ готовим специалистов по истории Церкви. Это нечто иное. Все-таки это уже научная специальность, связанная с конкретным научным изучением текстов, источников и многого другого.

— Такая специальность тоже недавно появилась?

— Да, решение о создании кафедры истории Церкви на историческом факультете принято недавно. Эта кафедра будет готовить специалистов по истории Церкви. Но история Церкви не равнозначна всей теологии. Потому что теология — многодисциплинарная дисциплина. Она включает в себя и сравнительное богословие, и комплекс филологических дисциплин, и многие другие, в том числе историю Церкви. В данном случае мы претендуем только на то, чтобы изучать конкретный, очень большой сегмент. На других факультетах МГУ тоже изучаются различные сегменты, связанные с конкретным предметом. Наш предмет — это история отечественная, история всемирная, и Церковь здесь играет очень важную роль. А если говорить о теологии как таковой, то это особая специальность, которой должны заниматься особые вузы или факультеты, имеющие отдельную программу.

— То есть студенты, которые придут учиться в следующем году, смогут выбрать специализацию «История Церкви»?

— Они могут ее выбирать уже сейчас, после второго. Но речь идет именно о специализации. Это будет серьезное научное изучение предмета, потому что прежде всего оно основано на большой общегуманитарной базе, на хорошем знании прежде всего источниковедения и тех чисто научных основ, на которых строится научное исследование. То есть в данном случае мы готовим исследователей.

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=3195


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru