Русская линия
Нескучный садДиакон Федор Котрелев30.12.2006 

Причащение — вопрос сложный
Как лучше причащаться — редко или часто? Как готовиться к причастию? Нужен ли «евхаристический пост»? Эти вопросы решаются каждым пастырем по-своему

Попытка начать процесс вынесения единого мнения по этим и другим вопросам была предпринята в Даниловом монастыре.

27 декабря в московском Свято-Даниловом монастыре состоялся круглый стол «Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные пути решения вопроса». Цель мероприятия заключалась в обмене опытом и взглядами по одному из самых важных вопросов в жизни христианина: участию в Божественной Евхаристии. В современной Русской Церкви нет единого отношения ко многим вопросам, связанным с причащением мирян: таким, как подготовка к причащению, пост, обязательная исповедь перед причащением и т. д. Этот факт придает состоявшемуся круглому столу особую актуальность.

В круглом столе приняли участие клирики Москвы и Московской епархии: епископ Егорьевский Марк, архимандрит Алексий (Поликарпов), игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Всеволод Чаплин, Валериан Кречетов, Владимир Воробьев, Димитрий Смирнов, Николай Балашов, Владислав Свешников, Алексий Уминский и другие представители московских и подмосковных храмов. Помимо участников с «правом голоса» за ходом круглого стола следили приглашенные священнослужители и миряне.

После того, как было зачитано приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия, который назвал вопрос, вынесенный в название дискуссии «более важным, чем любой другой вопрос бытия Церкви», вступительное слово произнес организатор круглого стола игумен Петр (Мещеринов), очертивший круг проблем, нуждающихся в обсуждении. Можно ли требовать строгого соблюдения поста перед причастием от школьников и студентов? Есть ли необходимость настаивать на именно 3-дневном евхаристическом посте? Почему священники требуют от мирян поститься перед причастием, а сами не постятся? На все эти вопросы можно ответить лишь с точки зрения сложившейся практики, но никак не общецерковной точки зрения. Известно, что древние христиане, вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов, причащались каждый день, и соответственно, евхаристический пост отсутствовал. Не было и жесткой привязки к причащению исповеди. А какова роль священника в деле допущения или не-допущения мирян к причастию? Очевидно, считает отец Петр, что исповедь перед причастием никак не может «сводиться к покупке мирянином билета на причастие у священника», которая зачастую оказывается зависимой от настроение исповедующего.

Следующий докладчик, прот. Николай Балашов познакомил слушателей с практикой некоторых поместных Церквей. В частности, в Элладской Церкви при редком причащении духовники благословляют мирян на недельный пост перед причастием, при более частом — на трехдневный, а при регулярном — на однодневный. Супружеский пост в Греции состоит из двух дней до причастия и одного дня после него. Исповедь не обязательно должна предварять причастие. В Сербии отношение духовников к вопросам подготовки к причастию может варьироваться в зависимости от греческого или русского влияния в той или иной епархии. В Болгарии практиковалось редкое причащение мирян, но в последнее время ситуация стала меняться в сторону более частого.

Далее слово было дано прот. Владимиру Воробьеву. Он отметил, что для формирования единого и правильного отношения к причащению необходимо возродить евхаристическую общину — форму существования христиан в древней церкви, предполагающую, что глава общины, пастырь, духовник хорошо знает своих пасомых, их жизненные условия, обстоятельства, проблемы. В таком случае можно и нужно практиковать частое причащение. К сожалению, отметил отец Владимир, в России уже давно евхаристическая община перестала существовать, что негативно сказывается и на евхаристической жизни мирян, и на отношении к причащению мирян духовенства. Отчасти это связано с огромными размерами нашей страны и, как следствие, хронической нехваткой пастырей. Отец Владимир поделился и опытом своей общины, объединенной вокруг храма свт. Николая в Кузнецкой слободе в Москве. «Для прихожан, которые часто причащаются и которых священник хорошо знает, допустимо оставить лишь благословение на причащение», — уверен отец Владимир. — Нельзя требовать частого участия в таинстве покаяния: это формализует, обесценивает таинство". Но, конечно, нет возможности и пойти по пути Восточных Церквей, не требующих исповеди перед причастием — к этому население нашей страны еще не готово.

Круглый стол как мероприятие дискуссионное не был бы таковым, если бы в ходе его не возникли разногласия. Так не все присутствовавшие согласились с практикой общины прот. В. Воробьева поститься в субботу — накануне воскресного причастия. Оппоненты отца Владимира привели 55 правило VI Вселенского Собора, запрещающее пост в субботы, кроме Великой. Отец Владимир отвечал, что пока «не готов к революционным действиям». Полностью выступление о. Владимира уже сейчас можно прочитать на сайте Православие и мир.

Дискуссию продолжили прот. Валериан Кречетов, по убеждению которого никак нельзя ограничиваться простым благословением на причастие, а необходимо над каждым желающим причаститься читать разрешительную молитву; а также прочие участники круглого стола. Все выступления будут опубликованы издательством Свято-Данилова монастыря. Все участники круглого стола сошлись на том, что вопросы, связанные с причащением мирян, нуждаются в дальнейшем обсуждении и — в будущем — вынесении на более высокий уровень. По словам преосвященного Марка, «эти давно назревшие вопросы когда-нибудь должны появиться на повестке дня заседаний Священного Синода и Архиерейских Соборов». Но прежде они должны пройти обсуждения на мероприятиях, подобных состоявшемуся в Даниловом монастыре круглому столу.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ ion=10 000&article=550


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru