Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко30.12.2006 

31 декабря — прославление праведного Симеона Верхотурского

Праведный Симеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что они были люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именно были они, какие они носили имена и какая их была фамилия, — осталось неизвестным. Можно одно утверждать только, что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующая жизнь праведного Симеона.

Год рождения праведного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторых данных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальную годину России, когда наше отечество готово было в конец погибнуть от козней самозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца, «все хотели быть выше своего звания: рабы — господами, чернь — дворянством, дворяне — вельможами…».

С раннего возраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений. С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшая его среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродных его душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда Русская земля, праведный Симеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалился в места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам. Выбор его пал на Сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и мало известную еще тогда русским людям.

Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых только едва начал проникать свет христианского учения.

Придя в Сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры. В Меркушинском был храм во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходить праведный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.

Но, живя в Меркушинском, праведный Симеон не имел там постоянного, определенного местопребывания, а переходил из дома в дом, от одного сельчанина к другому. Этому особенно способствовало то занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Занятие это было — портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого он потом не оставлял до конца своей жизни. Праведный Симеон, невзирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на развитость и требовательность своего вкуса и привычек, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах и с усердием занимался в них так мало соответствующим высокородному человеку портновским ремеслом. Поистине, высокий образец терпения и смирения!

Из всех видов платья праведный Симеон шил большей частью «шубы с нашивками». С особенной любовью он занимался работой на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением за труды кров и пищу, которыми он пользовался у хозяев во время работы. Чтобы избежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, нередко рано утром, без ведома хозяев уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженные.

Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он нередко уходил из Меркушина верст за десять в уединенное место, и там, на берегу Туры, под развесистой елью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы и размышлением о величии Творца, сотворившего небо и землю.

Как сказано выше, вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. У тогдашних сибирских христиан еще не успели искорениться языческие понятия и языческие обычаи. Исповедуя Xриста, они в то же время втайне придерживались и своей прежней религии. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Инородцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.

Страдая болезнью живота, вероятно, от чрезмерного воздержания, Симеон скончался еще в молодых летах, а именно имея около тридцати пяти лет от рождения. Годом кончины его был 1642-й. Но в какое время года скончался праведный Симеон — осталось неизвестным. Жители села Меркушина, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили останки его у своей приходской Михаило-Архангельской церкви.

Вникая в житие праведного Симеона, всякий невольно придет к тому заключению, что это был действительно святой, богоугодный человек, ибо обладал всеми нужными для того качествами. Памятуя слова Спасителя: «Иже хощет по Мне итти, да отвержется и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мр. 7, 34), а также: «Иже любит отца и матерь паче Мене несть Мене достоин» (Мф. 10, 37), праведный Симеон покидает родителей и все удовольствия мирской жизни, удаляется в пустыню, ведет постнический образ жизни, занимается низким ремеслом, смиренно переносит обиды и оскорбления и в то же время поучает неокрепших в христианской вере инородцев истинам Христовой веры. Все это свидетельствует о высоких душевных качествах праведного, которые немногим достаются в удел.

http://orthodox.etel.ru/2006/48/k_31simeon.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru