Нескучный сад | 29.12.2006 |
С вопросом о том, кто и как празднует Новый год, 8-е марта, 23 февраля и 4 ноября, мы обратились к различным людям — известным и не очень:
Когда появились праздники?
До середины XVII века на Руси люди работали все дни, кроме крупных или местных церковных праздников. Нерабочий день назывался «неделей» — «не дельным» днем. Выходными были двунадесятые праздники, дни памяти святых — свт. Николая, Илии Пророка, св. Георгия и многих других святых, а также особо почитаемых икон Богородицы. Кроме того, были выходные по несколько дней — на Масленицу, Рождество Христово, Пасху. К местным праздникам относили дни памяти святых — покровителей той или иной профессии в средневековых городах и селах. У кузнецов — свв. Космы и Дамиана, у торговцев — св. Параскевы, у конюхов — св. Власия, ямщиков — свв. Флора и Лавра и т. д. Обычно в подобные дни все местные жители (или одной профессии, или жители одного поселения, одной улицы) не работали, находясь в храме на престольной службе. Жители других поселений, завидуя этим отдыхающим, говорили: «Ничего, будет и на нашей улице праздник».С середины XVII столетия особым указом патриарха Никона было запрещено работать по воскресным дням, дабы не оскорблять день памяти Воскресения Спасителя. До этого воскресный день отличался от других тем, что до обеда люди были на службе в храме, а после начинали работать.
С начала XVIII века при Петре I вводятся календарные праздничные дни, делившиеся на церковные и царские. К последним относились дни рождения и именин царя, царицы, наследника, день памяти священного коронования. Эти дни вносились во все календари, именуясь неприсутственными — нерабочими — днями. С небольшими изменениями все эти праздничные дни — их было, не считая воскресений, 42 — сохранялись до февральской революции 1917 года. Из них царских, державных праздников было двенадцать. Сейчас государственных праздников восемь.
Новый год. Кто как?
До Нового года осталось несколько дней. Как встретят его православные христиане? Ответы на этот вопрос были абсолютно непохожи друг на друга. Охранник Свято-Покровского монастыря без колебаний ответил: «Празднуем. Всей семьей. С шампанским и елкой». Прихожанка храма, освященного во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с возмущением ответила: «Конечно же, нет!»А как встречают Новый год люди известные?
Ирина Яковлевна МЕДВЕДЕВА, детский психолог, публицист
Не так давно Новый год был для меня, как и для всей страны, шумным, веселым праздником. Сейчас многое изменилось. Ведь Новый год приходится на самый напряженный момент поста. И праздником он для меня быть перестал. Но я не перестала любить своих родителей, и ради них этот праздник отмечать буду. 31 числа схожу на молебен, а потом со своей семьей отправлюсь к маме.
Священник Борис МИХАЙЛОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, кандидат искусствоведения
Новый год имеет большое значение во времени. Это дар Божий, ради жизни вечной, который мы должны приумножить делами праведными. Я буду отмечать этот праздник. Православным посоветую проведение умеренное, не всенощное. Я на столе допускаю появление и шампанского, и красного вина, и рыбы; тем более, что этот Новый год приходится на субботу. Хочется только предостеречь православных от участия в новогодних оргиях и от просмотра телевизора, развлекательных программ.
Андрей КОПЬEВ, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, заместитель директора консультативной фирмы «ММ-класс»
Отмечаем в основном дома, в кругу семьи. Иногда в гости ходим. В этом году второй год подряд пойдем к моему брату. Отношение к этому празднику достаточно спокойное. Есть возможность встретить — хорошо, нет — тоже не страшно. Прежде, в неофитский период, я был построже, считал, что не стоит его отмечать. Мне кажется, что всё-таки основной праздник Рождество, а Новый год — светское преддверие Рождества.
Протоиерей Андрей КОНОНОВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи города Кирова
Первые годы воцерковления не только не отмечали, но несколько пренебрежительно относились тем, кто отмечает. Потом отношение изменилось. Стало, я думаю, больше любви и вразумления Божиего. И к чему я пришел? Вот русский народ в единственный, может быть, этот праздник объединяется. (Еще есть День победы). И когда мы так вот — мы не празднуем, мы не празднуем, мы сами по себе, у нас будет Рождество — возникает чувство оторванности. Мне это чувство стало мешать. Не потому, что я хочу такого же веселья, как другие (миряне или не миряне), а потому, что хочу даже в этом малом, простом, мирском празднике чувствовать себя с народом русским сообща. Сегодня очень мало того, что объединяет такое большое количество народа.
Я сегодня к Новому году отношусь равнодушно. Ну, Новый год и Новый год. Ведь самый грустный праздник — 5 минут назад его не было, вот он есть, а через 5 минут его снова нет. Ни предпразднства, ни попразднства, ни литии… Но у нас трое детей. Им жить в этом обществе, они его часть. И сегодня я понимаю, что детям наше пренебрежительное отношение было неполезно. Они отделялись от других не в хорошем смысле, как Господь отделил верных от неверных, но в каком-то злом равнодушии. Поэтому уже лет 10 мы тихонечко, по-семейному празднуем Новый год. Пожарим немножко рыбки, поставим на стол соленые огурчики, выпьем по бокалу шампанского, дети — клюквенного морса. Выйдем на улицу, пошутим, покидаем друг друга в снег, бенгальские огни зажжем, ракету выпустим. Все довольны. Но силы экономим и оставляем на Рождество, потому что если всё истратим на Новый год, то дети не смогут сорганизоваться и ту же радость принести на Рождество. Новый год у нас стал предпраздничным днем Рождества. Так сказать, репетицией.
Диакон Александр ШУМСКИЙ, клирик храма святителя Николая в Хамовниках
Вечером 31 декабря у нас в храме новогодний молебен, и утром, на литургии, я тоже, как правило, служу. За 11 лет своего дьяконского служения я только один раз не служил 1 января. Семьей садимся за стол, кто-то может выпить шампанского, я — нет, так как утром мне причащаться. После полуночи ложусь спать, чтобы выспаться. Отвыкли мы в семье от празднования Нового года. Я не отрицаю его как праздник, не порицаю тех, кто отмечает, но для меня он потерял свой смысл.
Александр МЕЛИК-ПАШАЕВ, главный редактор журнала «Искусство в школе»
Новый год мы отмечаем, хотя, конечно, главный праздник — Рождество. Но за Новым годом даже в прошлом, когда я не думал на религиозные темы, угадывалось таинство Рождества. Потому этот праздник всегда был особенно светлым, таинственным и выделялся из всех остальных. Я думаю, необязательно эту традицию нарушать. Но, конечно, отмечаем сдержанно, с тем, чтобы потом усиленно продолжить пост и подготовиться к главному дню, к Рождеству Христову.
Роман ГЕТМАНОВ, акушер-гинеколог родильного дома Спасо-перовского госпиталя мира и милосердия
Я чаще всего в Новый год дежурю, а празднуем мы Рождество.
Анастасия КРЯЧКО, заместитель директора по программным вопросам Семейного клуба родительского опыта «Рождество»
Мы Новый год отмечаем 31 декабря. Собираемся вечером, зажигаем свечи, смотрим фотографии прошедшего года и вспоминаем. По очереди каждый у нас в семье — дети и взрослые — рассказывает, что ему запомнилось, что вообще самого радостного было в этом году. Дети в основном вспоминают про свои путешествия (как правило, совместные), ну, а взрослые за временем следят: кто-то в первый класс пошел, кто-то четвертый закончил, а кто-то в этом году научился писать прописными буквами. К печальным воспоминаниям уходящего года тоже потихонечку переходим. Наливаем в стаканчики сока и каждый по кругу (и дети тоже) говорят какие-то пожелания на Новый год. Помолимся перед сном, да и спать пойдем. Главное — уснуть до того, как на улице начнутся пиротехнические сюрпризы. Раньше мы вместе с детьми засыпали даже до двенадцати, но сейчас детки подросли, и им интересно на президента по телевизору посмотреть, послушать, чего он скажет.
Андрис ЛИЕПА, заслуженный артист РФ
Четвертый год подряд мы делаем большое новогоднее шоу в Гостином дворе. В этом году — Москва-Рио-де-Жанейро. Делаю это по благословению своего духовника. Если бы он не благословил, не стал бы делать. Отменить Новый год всё равно никто не может, поэтому я стараюсь делать его так. Но мы с женой стараемся держать пост. 6 января, в сочельник, у меня день рождения, поэтому Рождество всегда празднуем дома.
Лариса ПАВЛОВА, адвокат
Новый год мы с мужем встречаем за городом со старинными друзьями, с которыми дружим более двадцати лет. Используем Новый год как повод для общения, поскольку времени всегда не хватает. Но основной праздник, естественно, Рождество.
Наталия НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, депутат Государственной думы РФ
Мы привыкли отмечать Новый год. Мы отмечаем, но последние годы — очень тихо и спокойно. Сидим вместе с моей старой мамой и старой тетушкой, накрываем рыбный стол. А потом я готовлюсь к главному празднику, обязательно посещаю ночную службу. После службы обычно меня приглашают на разговление. А потом снова еду к маме.
Валентин НЕПОМНЯЩИЙ, пушкинист
— Мы встречаем Новый год в семейном кругу с женой и сыном. Иногда бывает кто-нибудь в гостях. В этом году, как и в прошлом, к нам должна прийти наша близкая подруга Лидия Алексеевна Головкова. Она художник, но уже много лет занимается новомучениками, расстрелянными в Бутово. Принимает самое активное участие в издании «Бутовский полигон», выходящем при Свято-Тихоновском университете. Она очень увлечена своей работой, и всегда нам рассказывает о ней. Она была у нас в прошлом году и в этом году тоже обещает быть. Мы вчетвером, видимо, скромно встретим Новый год.
Борис ЛЮБИМОВ, театровед, завлит Малого театра, директор Театрального музея им. Бахрушина
Более двадцати лет 31 декабря для меня — очень важная дата, так как в этот день родилась моя дочь. Последние годы встречаю новолетие на даче. Без бесшабашности, без разгула. Конечно, Новый год для меня несопоставим с Рождеством.
Иван ДЕМИДОВ, ведущий программы «Русский взгляд»
— Как мирской человек, я Новый год отмечаю. Всё равно есть в новолетии некое ощущение начала чего-либо. Но, поскольку продолжается пост, никаких особых праздников не будет. Встретим спокойно, тихо, в семье.
Елена ЯДОХИНА, директор Мемориального музея-квартиры Аполлинария Васнецова
— Мы в музее отмечаем Новый год 2 раза — новолетие в сентябре и Новый год гражданский. В Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах, служится молебен. У нас в музее встречаем кратким приветствием, иногда и шампанским. Лично я его также отмечаю в семье. Но в музее мы обязательно отмечаем и Рождество. Иногда на святках, иногда в день памяти Аполлинария Васнецова, но Рождество отмечаем обязательно, как и было принято в семье Васнецовых.
«Международный женский день»
В древней Римской империи в начале марта устраивали матронарии — женские дни, посвященные плодородию. Они сопровождались разнузданным весельем, характерным для многих культов язычества. С приходом христианства об этом празднике забыли, пока в 1910 году революционерка Клара Цеткин не избрала для праздника женщин-пролетариев — дня Международной солидарности женщин — именно этот день, на который много веков назад в Риме приходились языческие вакханалии отнюдь не работниц-пролетариев. В Советском Союзе выходным этот день стал с 1965 года.У православных свой «женский день» появился гораздо раньше, чем у социалистов: это день жен-мироносиц, который Церковь отмечает каждое второе воскресенье после Пасхи. Что же наши верующие современницы думают о его светском варианте?
Наталия ГОЛДОВСКАЯ, главный редактор «Семейной православной газеты»:
— Наш умный народ умел из всех идеологических праздников выбрать неидеологическое ядро. 8 Марта никто не связывал с политикой — все просто дружно поздравляли женщин, ходили в гости. Я первое время после воцерковления спокойно праздновала и церковные, и светские праздники. Но постепенно акцент сместился на религиозные праздники. Они настоящие, поэтому переживаются совершенно по-другому. Но я понимаю нецерковных людей, для которых по-прежнему 8 Марта — праздник весны и любви. Есть у человека душевная потребность в праздниках. Поскольку я работаю в светском коллективе, спокойно отношусь к тому, что многие меня искренне поздравляют с 8 Марта.
Марина ЖУРИНСКАЯ, главный редактор православный журнала «Альфа и Омега»:
— 8 Марта очень своеобразный, мягко говоря, праздник, который можно было бы назвать Днем женских нервов, потому что в этот день женщины несколько нервозно отстаивают свое право на уважение, так что можно заключить, что весь год они осознают, что это их право попирается. События, в честь которых устанавливается праздник, с годами (и веками) если не стираются, то отходят на второй план. Сегодня налицо явное переосмысление этого праздника в общественном сознании.
Илзе ЛИЕПА, народная артистка России, лауреат Государственной премии:
— Есть прекрасный женский праздник — день жен-мироносиц. А к 8 Марта я никак не отношусь. Мой отец присылал нам открытки, которые подписывал «Дорогие женщины, поздравляю вас с праздником N 8». Это было забавно! 8 Марта укоренилось в России как праздник. Мы уже забыли, с чего все началось (а многие никогда не задумывались, с чего). Ничего не поделаешь, привычка есть привычка. Но какого-то смысла в этом празднике я не вижу.
Маргарита ВОЛКОВА, вдова писателя Олега Волкова, автора книги «Погружение во тьму»:
— Подарки получать было приятно. Но дома не отмечала 8 Марта и сама никого не поздравляла. Меня поздравляют — благодарю, отвечаю: «Вас также». Все-таки этот праздник имеет коммунистический привкус. Может быть, когда-нибудь он и переродится в праздник весны, но не для моего поколения.
Ксения САМОХИНА, матушка
Когда наша семья пришла в храм, 8 Марта плавно перешел в другой праздник — день жен-мироносиц. 8 Марта дома не празднуем, но я нормально реагирую на поздравления знакомых, поздравляю их ответно. Я читала об истории этого праздника, но считаю, что важнее смысл, который сегодня вкладывают в него сами взрослые. У меня старшая дочка учится во втором классе, они в школе 8 Марта отмечают. Мы объясняем, что это праздник мам, бабушек — тех, кого мы любим. Повод еще раз показать нашу любовь, благодарность к ним. Мы, православные, часто стремимся разделить мир и церковную жизнь, оградить детей от мира. Бывает, что ребенок в восьмом классе впервые узнает, что есть неверующие люди. Многие потом надолго уходят из храма. Думаю, те праздники, которые есть в миру, все равно должны приходить в дом. Ребенок должен научиться жить в этом мире (со своей точкой зрения). А мы, как правило, детей этому не учим. Мы их оберегаем, не давая возможности сделать выбор. Делаем выбор за них. Но человек должен учиться на своих ошибках.
Ирина КУПЧЕНКО, народная артистка России:
— Я всегда равнодушно относилась к 8 Марта. Конечно, выходной день — большое утешение для женщины, но не для актрисы: для меня вообще выходные дни никогда не были выходными. Что такое день женщин? Лишний повод для мужчин (иногда редкий) поздравить, окружить вниманием женщину. Это хорошо, как бы ни назывался праздник. Но все-таки самые стабильные, самые долговечные и осмысленные праздники, конечно, церковные. Пасха, Рождество! Жен-мироносиц?.. Для верующих этот день всегда был праздником. Но трудно сказать, приживется ли он в светском обществе. Пока воцерковленных людей не очень много, но с каждым годом в храмах становится все больше и больше народа. Может быть, постепенно день жен-мироносиц станет основным женским праздником. Но нельзя навязывать праздники — это только вызовет протест. И отменить сегодня 8 Марта было бы, наверное, неправильно, потому что многие женщины, к сожалению, только в этот день и видят внимание к себе.
23 Февраля — День защитников Отечества
В 1918 году большевистское правительство объявило 23 февраля днем начала набора в ополчение. Уже через год этот день так и стали именовать — «Днем защиты Социалистического Отечества, в ознаменование массового подъема народа на его защиту, и героического сопротивления красноармейцев отрядам германских захватчиков». К началу Великой Отечественной войны этот праздник все чаще стали именовать Днем Красной (позже Советской) армии и Военно-морского флота.23 Февраля — единственный советский праздник, государственный статус которого по сравнению с советским временем вырос. Если в СССР День Советской армии (так он назывался тогда) хоть и праздновался, но для гражданских людей всегда был рабочим днем, то последние годы День защитника Отечества является общегосударственным выходным днем. Но относятся к нему люди по-разному. Мы узнали мнение священнослужителей, тесно сотрудничающих с вооруженными силами, и известных историков.
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор, преподаватель МГИМО и Российского православного института:
— 23 февраля 1918 года был разбит сводный матросский отряд в тысячу штыков под командованием народного комиссара по морским делам Дыбенко, посланный против немцев под Псков и Нарву. После короткого столкновения под Ямбургом матросы покинули позиции и бежали до Гатчины, что в 120 километрах от линии фронта. По пути они захватили на железнодорожных путях цистерну со спиртом. Этим спиртом был впервые отмечен день рождения Красной армии. За такой «подвиг» Дыбенко сняли с должности наркома и исключили из партии*.
В тот же день в Петрограде состоялось заседание ЦК РСДРП (б) по вопросу о предъявлении германским командованием ультиматума. Значительное большинство проголосовало за немедленное подписание германских условий. В ночь на 24 февраля ВЦИК и Совнарком РСФСР сообщили об этом германскому правительству. То есть 23 февраля большевики не победили немцев, а капитулировали перед ними! В 1938 году была выпущена медаль «20 лет РККА», и так родился очередной советский миф — день Красной армии. Хотя очевидно, что даже сторонникам советской власти праздновать тут нечего — в этот день большевики никого не победили. Эта абсолютно надуманная дата заменила настоящие русские воинские праздники: Георгиевский день (9 декабря — память освящения церкви вм. Георгия Победоносца в Киеве и учреждения боевого ордена св. Георгия в 1769 году) был праздником Русской армии, а день апостола Андрея Первозванного (13 декабря) — праздником Русского военно-морского флота. К празднованию дня защитника Отечества в эти дни нам и надо вернуться, если мы хотим стать наследниками всей тысячелетней истории России, а не держаться за пустые мифы кровавой богоборческой власти.
Наталия НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, депутат Государственной думы РФ:
— Народ сам наполняет праздники своим содержанием. Например, 8 марта консервативный русский народ превратил в праздник жены, матери, любимой и т. д. Так же и день 23 февраля наполнен новым содержанием. Мне кажется, что, когда идет борьба за территориальную целостность России, когда профессиональные гуманисты сравнивают наших солдат, защищающих Отечество, с бандитами, похищающими людей и отрезающими им головы, особенно важно воздать должное всем, кто отдал жизнь за Отечество. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). День защитника Отечества — хороший повод, чтобы вспомнить: человек встал над природой не потому, что палкой сбивал апельсины с деревьев, а потому, что готов был отдать жизнь за идеалы. Отечество всегда было таким идеалом. Все великие государства созданы не либералами, а героями-страстотерпцами, которые не жалели живота, защищая Родину.
Алексей Ильич ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии:
— В нашей семье праздник 8 Марта никогда не отмечался. Напротив, 23 Февраля -всегда приветствовался, поскольку армия — это один из главнейших институтов защиты страны. Апостол Павел писал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Воины и являются теми, которые не только пекутся, но и саму жизнь отдают за своих. Поэтому армия особенно достойна чести и прославления.
Иерей Валерий ЕРШОВ, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, майор запаса. С апреля 1988-го по февраль 1989 года служил в Афганистане:
— До сих пор иногда встречаюсь с бывшими сослуживцами, в том числе и по Афганистану, вспоминаем службу. И чаще вспоминается хорошее, хотя было, конечно, разное. Но ведь и в семье не всегда все гладко бывает, и мы от этого не перестаем ее любить. К празднику защитника Отечества я отношусь трепетно. Само понятие «защита Отечества» поднимает человека над обыденностью. В отношении даты празднования у меня есть сомнения. Были у нас в истории события более значимые, дорогие для каждого россиянина. В том числе и военные победы. Но раз выбран этот день, я 23 февраля поздравляю всех людей в погонах, честно исполняющих свой долг, защищавших раньше и защищающих сегодня нашу Родину, всех, любящих нашу страну и нашу армию, несмотря на все ее недостатки.
4 Ноября — День народного единства. Что же мы празднуем?
Второй год Россия не отмечает 7 ноября годовщину большевистской революции 1917 года, позднее переименованную Б. Ельциным в День согласия и примирения. Вместо него указом президента России с 2005 года учрежден новый праздник — День народного единства, отмечаемый 4 ноября. В этот день в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Готовясь к штурму, русское воинство три дня молилось перед чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери. Вскоре ополчение выбило поляков из Китай-города и Кремля, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках. В 1630-е годы князь Пожарский воздвиг на Красной площади храм в честь Казанской иконы, в котором она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX века храм был уничтожен, а в 90-е восстановлен. Чудотворный образ хранится сейчас в Богоявленском соборе Москвы. В память этих событий РПЦ отмечает 4 ноября день Казанской иконы Божией Матери. Мало кому известно, что в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником.Это самый молодой государственный праздник России, хотя исторический повод для его возникновения довольно древний. День 4 ноября 1612 года знаменовал окончание в стране Смутного времени. Указ об учреждении Дня народного единства в 2005 году продолжает историческую аналогию. Но насколько актуальна для нас победа, которую Россия одержала в XVII веке? И какое единство мы можем праздновать сегодня?
Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, депутат Государственной думы РФ:
— Смысл праздника, к сожалению, искажен. Я считаю, что «победа над поляками» — неправильная интерпретация праздника, слишком много им чести. Если обратиться к истории, первоначально вопрос стоял так: в те времена нужно было восстановить суверенитет русского государства после внутренних междоусобиц и смуты. А европейцы и иностранцы (в том числе поляки) всегда смотрели на Россию как на лакомый кусок.
Праздновать надо не победу над поляками, а восстановление русской государственности, преодоление снизу распада страны (пример подлинной демократии), а также единство русского государства, освященного Богом. Но с этой точки зрения наш народ еще не готов праздновать это событие. Поэтому многие смеются над этим праздником, не понимая его сути.
Алексей Ильич ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии:
— 4 ноября — это дважды двойной праздник. Во-первых, событие, которое мы в этот день вспоминаем, носило всенародный, церковно-гражданский характер. Это был день исторического единства нашего народа, когда была перевернута одна из трагических страниц его жизни. Во-вторых, радостно, что его установление отменило 7 Ноября — «праздник» крови и народных страданий.
Анатолий СМИРНОВ, доктор исторических наук, профессор:
— День 4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери — не только знаменует окончание Смутного времени, но и подчеркивает ведущую роль Церкви в преодолении Смуты. Смута — не просто кризис государственности, это помутнение разума, ведущее к сомнению во всем и в конечном итоге к потере смысла жизни. Надо подчеркнуть, что государственность в XVII веке разрушили верхи, передравшиеся между собой за власть (Годунов, Шуйский, Романовы), изменившие России (печально знаменитая Семибоярщина), а восстановление государственности и избрание новой династии произошло по инициативе народа, снизу. Другие сословия поддержали инициативу — всенародное движение возглавили князь Пожарский и представитель городского населения Минин. Это движение созвало Земский собор (в старину он назывался Совет всея Русской Земли), на котором были представлены все сословия, все грады, веси и земли. Именно Совет всея Русской Земли создал правительство, а потом на нем была избрана новая династия. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков и их прихвостней участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. В этом смысле символична фигура Козьмы Минина — этнического татарина, но обрусевшего, кряшена (православного), за которым пошли многие татары. Здесь мы опять же видим ведущую роль Православной Церкви как объединяющей силы. Мы тогда были с Богом, поэтому Бог и помог нам спасти Русь, преодолеть Смуту. Вспомним героическую защиту монастырей (особенно Лавры и Псково-Печерского монастыря), которые были очагами народного сопротивления, подвиг святителя Гермогена. И Карамзин подчеркивал, что именно вера сыграла решающую роль в преодолении Смуты. А в наше время, мне кажется, эти моменты не всегда подчеркивают. В результате нет понимания, что Русь создана Богом. Пока мы были крепки в вере, сами преодолевали все кризисы. В этом главный урок нашей истории — без крепости в вере не будет крепкой русской державы, без возрождения Церкви невозможно восстановление России.
Марина ЖУРИНСКАЯ, главный редактор журнала «Альфа и Омега»:
— В нашей семье мы приветствовали этот молодой праздник, потому что особо почитаем Казанскую икону Божией Матери. Хорошо бы, чтобы этот день стал днем православного миссионерства, а не митингового напряжения.
Опрос проводили Леонид ВИНОГРАДОВ, Мария ВЛАДИМИРОВА, Ольга БЕЛЯЕВА
Исторические справки подготовил Станислав ВЕЛИЧКО
http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ ion=15&article=549