Радонеж | Елена Чудинова | 28.12.2006 |
Заметим, ни в одной из стран Западной Европы Новый год не пользуется такой безумной любовью, как у нас в России. Да, народ не прочь попрыгать где-нибудь на Елисейских Полях, петардами побаловаться. Но там это всего лишь праздник, без двойного дна. А у нас оно есть. В свое время коммунисты пытались запретить ставить в домах елки, получалось плохо. И тогда сделали хитрый ход, елку, пышней и помпезней чем раньше, разрешили, но перевели все стрелки с Рождества на Новый год. Новый год в Советском Союзе был по сути подделкой Рождества. (Отсюда идет нелепая советская присказка — «Новый год праздник семейный!» Да с какой пьяной радости — семейный?! Новый год был в России, как и везде, вопиюще недомашним праздником, на Новый год устраивались балы, гулянья. А отчего б и не повеселиться всем миром, когда религиозный праздник — Рождество — в самом деле отмеченный в домашнем кругу — уже позади?) Прибавить к тому, что Новый год был единственным праздником, лишенным коммунистического официоза. Поэтому и трудно отказаться от празднования Нового года, при чем именно этого — Григорианского.
Между тем абсурд и нестроения, привносимые в нашу жизнь «новым» календарем, куда больше даже, нежели кажется нам каждый раз в конце декабря.
Юлианским календарем мы обязаны Юлию Цезарю. В завершенье работ по его созданию, император произнес: «Мой календарь не будет побежден никогда». Более совершенной системы летосчисления человечество действительно не видело ни до, ни после. Он представляет собою уникальный компромисс между тропическим годом (период между солнцестояниями или равноденствиями) и сидерическим годом (период обращения Солнца по эклиптике — его траектории — относительно неподвижных звезд). Проще сказать, Юлианский календарь составлен для людей, живущих на земле, но взирающих на Небеса.
Самое смешное и самое печальное в том, что если Юлианский календарь, воспринятый древней Церковью Востока и Запада, составлен по гелиоцентрицескому принципу, то есть содержит знания о вращении Земли вокруг Солнца, между тем, как «новый», то Григорианский, как раз геоцентричен, то есть исходит из «факта» вращения Солнца вокруг неподвижной Земли.
Этот календарь подарил миру Папа Григорий XIII в 1582 году, и по научным меркам 1582 года это был чудовищный шаг назад, во мрак невежества. Почти все Университеты Западной Европы резко выступили против календарной реформы. Особенно решительно протестовал научный мир в Париже и в Вене. Внедрение нового календаря сопровождалось обильным хождением в народе сатир и протестных воззваний. Не лишне упомянуть, что автор проекта этого календаря, Луиджи Лилио, лично был у Папы в милости. Формально на новый календарь был объявлен конкурс, но победителем чисто случайно оказался не кто-нибудь, а выдвиженец понтифика. Что-то боли созвучное нашим дням. От начала разработки календаря, который большинство ученых мужей определили как «искаженный Юлианский», до его повсеместного внедрения на Западе Европы прошло менее года. Ничего не скажешь, серьезный, выверенный труд!
Многие исследователи полагают, что притеснения, выпавшие Копернику с его последователями, были вызваны как раз предваряющим их введением Григорианского календаря. Система Коперника вступала с ним в противоречие. А введен он был тогда совсем недавно, позиции новодела еще оставались шатки.
А календарь Цезаря вправду не побежден. От него, повсеместно отмененного, не отказались астрономы: в их деле точность нужна! Часть же Восточных Церквей, захотевших быть «как все», попала в весьма двойственное положение. Пасха, вычисляемая по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, и даже предшествует ей, что в каноническом смысле является нонсенсом. Поэтому все «новостильные» православные на самом деле — полуновостильные: Рождество они отмечают по Григорианскому календарю, а Пасху все же — по Юлианскому. Католики же со времен Григория XIII притерпелись к неканоничной Пасхе.
Итак, понятно, что даже ради нормализации общественной жизни Церковь отступиться не должна и не может. Между тем, нормализация нужна. «Постный» Новый год, это еще не все мины, подложенные большевиками. Спасибо Папе Григорию и товарищу Ленину, мы имеем запряженную впереди лошади телегу. Спросить на улице первого встречного: в какой день мы празднуем Рождество? Больше половины скажет — 7 января. То есть дата Рождества в массовом сознании, так сказать, перенесена. Люди не хотят держать в голове, что 7 января это на самом деле 25 декабря, а почти сжились с нелогичным предварением церковного праздника праздником светским.
Но и у тех, кто постится, наличествуют логические сбои. С изумлением я столкнулась в свое время со странным обычаем, кое-где практикуемым среди православных. В светский Новый год некоторые следуют в храмы на молебен по случаю «новолетия». Но какое же такое «новолетие» посреди декабря?
Всякий, желающий сегодня поститься в пост, вынужден вообще отказывать себе в Новогоднем веселье, в шампанском в полночь и прочим приятным забавам. Несправедливо получается. Светское государство заимствует календарь у христиан, но при этом лишает светского праздника самую представленную в стране часть этих самых христиан — православных. Так называемый «старый Новый год», между прочим, будний день. Особо не погуляешь.
Упорядоченье январских празднований нужно для единства нации. Можно возразить — процент воцерковленных православных не столь велик, чтобы равнять по ним жизнь. Отвечу — для любого единения нужно ядро, пусть и небольшое. Многие из не слишком церковных людей с удовольствием зайдут с детьми в храм на нормальное Рождество. Ныне же они мешают своими фейерверками поститься соседям, а после разухабистого светского праздника забывают о церковном. И для большинства он остается вторичен, весь акцент по-прежнему стоит на Новом годе.
Нам, не только верующим, следует осознать, что Юлианский календарь — это такое же драгоценное достояние Российской Империи, как волшебные названия наших городов. Самару мы отыграли обратно, Вятка, веселая Вятка, связанная с поговорками-прибаутками, еще называется Киров. Но мы хотя бы знаем, что Киров нам нужен не больше, чем Куйбышев или Молотов. Проблему же возвращения Юлианского календаря, возвращения нашего национального достояния, мы недопонимаем.
Можно вообразить негодование некоторой части общества: почему это в нашем «поликонфессиональном» и «светском» государстве кто-то хочет равнять календарный стиль по православным? Глубокоуважаемые мусульмане и атеисты: год, который мы встречаем сейчас по «новому» стилю, все равно является энным годом от Рождества Христова. Вы ведь, кажется, покуда не претендуете на отмену Христова Рождества как официально принятой в государстве точки отсчета? Так какая вам разница, если менее правильный отсчет заменится более правильным? Решительно никакой. Секуляристам же следует вспомнить, что Юлианский календарь является традиционным для нашей страны, это мерило ее идентичности.
Кстати сказать, католики и протестанты до революции, желая жить вместе с прочими согражданами, превосходным образом праздновали юлианское Рождество.
Жизнь надлежит исправлять не в рассуждении «кого больше», а в рассуждении исторической правильности. Православные же ценности России должны быть оберегаемы не только как религиозные, но и как культурно-исторические.
Деловые же сложности, могущие возникнуть в связи с разностильем, изрядно преувеличены. Ориентируемся же мы все на различные часовые пояса, и ничего: аэропланы летают, компьютеры не виснут.
Доводилось слышать и о сложностях, так сказать, позиционных: переведши себя на иной календарь, Россия-де «отдалится» от прочих стран. Хочется спросить: кто несколько десятков лет просидел за «железным занавесом» — Российская ли Империя, жившая по Юлианскому календарю, или все же Советский Союз, сразу же перешедший на Григорианский?! Большим ли утешеньем было для двух невыездных поколений сознание, что в безнадежно недостижимом Париже Новый год празднуют в тот же день?
Никто не мешает, наконец, остальной Европе, если захочет, вслед за нами вернуться к нормальному календарю. Нам же зазорно руководствоваться календарным новоделом Папы-волюнтариста только потому, что он указ для других.
И еще два слова о неновогодних новогодних проблемах. Уже одиннадцать лет, как Новогодняя ночь омрачена для нас памятью штурма Грозного. Бессовестно и подло нам не установить о погибших памятного дня, панихиды, о чем в свое время много говорилось. Переход на традиционный стиль дал бы возможность отделить горе от праздника. То же можно сказать и о Беслане, о дне Первого сентября.
Самоуважение — залог успеха любой нации. Обрести его нам помогло бы возвращение к «старому» календарю.