Русская линия
Газета.Ru Никита Зея28.12.2006 

Петербург поклонился спорным мощам

В Петербурге в православном храме, не относящемся к РПЦ, выставили для поклонения частицу мощей святого Серафима Саровского. По мнению служителей храма, частицы останков святого можно найти в самых разных городах страны. Однако в РПЦ утверждают, что именно эти частицы — фальшивые.

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский — известный православный подвижник конца XVIII — начала XIX веков, один из самых любимых и почитаемых русских святых…

В Санкт-Петербурге разгорается необычный скандал. В одном из православных храмов, принадлежащих Российской автономной православной церкви (РПАЦ), для поклонения выставили частицу мощей святого Серафима Саровского. Им можно прийти поклониться в любое время, многочисленные объявления об этом расклеены по всему городу с конца ноября. По словам очевидцев, в церкви святой Елисаветы выставлена деревянная рака, в которую вложен звездообразный мощевик с небольшой по размеру частицей, которая, как заверяют настоятели храма, принадлежит святому Серафиму.

В Русской православной церкви (РПЦ) заявили, что к преподобному Серафиму Саровскому эти мощи никакого отношения не имеют и поклоняться им нельзя.

Что такое РПАЦ

В начале 90-х годов различные финансовые, административные и «идеологические» конфликты (различное понимание путей внутреннего развития Церкви и ее позиций) в церковной среде привели к тому, что отдельные православные священослужители и приходы вышли из состава РПЦ…

С соответствующим заявлением Санкт-Петербургская епархия РПЦ выступила по православному «Радио Град Петров». «Это — полнейшая фальсификация, предпринятая для того, чтобы поднять имидж прихода и общины. Чья это частица, совершенно не известно», — заявил руководитель миссионерского отдела Петербургской епархии протоиерей Александр Будников. По его мнению, людей, которые приходят поклониться мощам, ввели в заблуждение «раскольники крайне правого толка». В епархии говорят, что прибытие настоящей частицы мощей Серафима Саровского в Петербург невозможно без благословения патриарха, а такого благословения не было. Мощи святого хранятся сейчас в Дивеевском монастыре (Нижегородская область). Останки святого РПЦ старается не трогать без необходимости. Например, в этом году мощи Серафима не выносили из монастыря даже на крестный ход, организованный в его память.

Служители храма Елисаветы объясняют появление частицы довольно просто. «Один из наших священников, иеромонах Даниил, несколько лет назад исполнял обязанности наместника знаменитого Оранского монастыря Нижегородской епархии РПЦ», — рассказал «Газете.Ru» помощник настоятеля храма св. Елисаветы Дмитрий Шабанов. По его словам, в это время он и получил в дар от одного из священнослужителей небольшую частицу мощей преподобного Серафима. Переехав в Петербург, отец Даниил якобы привез с собой и частицу, которая хранится в его домовой часовне. «Накануне православного празднования Рождества Христова и дня памяти Серафима Саровского она была перенесена в наш храм, чтобы верующие могли поклониться этой святыне», — объяснил помощник настоятеля.

Храм святой Елисаветы, куда якобы привезли частицу мощей святого Серафима, находится вблизи Северного рынка Петербурга. Он когда-то принадлежал РПЦ. В 90-х годах его настоятель отец Александр (Жаров) был убит при невыясненных обстоятельствах. Через некоторое время храм перешел под юрисдикцию РПАЦ, которую в РПЦ считают раскольничьей. Настоятель храма — отец Григорий (в миру — Вадим Лурье) — личность неоднозначная. В 2005 году Архиерейский синод РПАЦ постановил снять сан со священника из-за нескольких скандалов, связанных с его именем, однако отец Григорий этому решению не подчинился.

Оказавшиеся в центре скандала «раскольники» говорят, что никто из представителей Санкт-Петербургской епархии РПЦ не обращался к ним за разъяснением обстоятельств появления святой частицы. «Без выяснения обстоятельств представители епархии сразу же объявили о запрете верующим прийти на поклонение святым мощам. Но самое удивительное то, что частица, прибывшая в наш храм, была названа „ненастоящей“. Совершенно непонятно, зачем кому-то может понадобиться „ненастоящая“ частица, когда нет ни малейшей трудности получить подлинную?» — заметил Шабанов. По его словам, многие мощи святых передавались храмам и отдельным клирикам, а ими, в свою очередь, раздроблялись и передавались дальше. Поэтому получить частицу мощей нетрудно.

Более того, как заявляет Шабанов, раздробленные мощи преподобного Серафима распространены по многим российским храмам и сельским приходам.

«Если посмотреть на сайты российских храмов, можно увидеть, что частицы мощей Серафима есть во многих городских и даже сельских приходах, — говорит Шабанов. -У священнослужителей в домовых мощевиках хранятся десятки и даже сотни различных частиц». По его словам, на Востоке, особенно в православной Греции, на Афоне, а в последнее десятилетие и в России широко распространена традиция дарить друг другу частицы мощей святых из личных мощевиков. «Клирики и многие прихожане нашего храма, несмотря на то что принадлежат другой церковной юрисдикции, поддерживают доброжелательные отношения со многими священнослужителями Русской православной церкви, и получить частицы мощей того или иного святого не представляется затруднительным», — заключает Шабанов.

Однако в петербургской епархии подобные заявления отвергают. Там заявили, что мощи Серафима Саровского после обследования специальной комиссией в 1991 году были помещены в раку, и никто никогда не смог бы взять оттуда частицу тела святого без разрешения патриарха Алексия.

«Спорные» мощи, ставшие предметом скандала, пробудут в храме Елисаветы до 31 декабря. За месяц, по некоторым оценкам, им уже поклонились несколько тысяч верующих.

http://www.gazeta.ru/2006/12/25/oa_227 542.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru