Русская линия
Итоги В. Сычева21.05.2003 

Русские у стен Ватикана
Римско-католическая и Русская православная церкви стали ближе друг другу. По крайней мере — территориально

Первые пасхальные недели ознаменовали сразу две сенсации: начало строительства в Риме, столице католического мира, первого русского православного храма и решение Священного синода РПЦ создать в Западной Европе единый митрополичий округ.
Значит ли это, что ветры глобализации прорвались и в Свято-Данилов монастырь и путь от него до Ватикана стал короче? Ответ на этот вопрос «Итоги» пытались найти в Москве и в Риме.
С видом на Ватикан
Презентация грандиозного проекта строительства храма Святой Великомученицы Екатерины на территории российской дипмиссии в Риме была отмечена не только торжественным молебном, который отслужил правящий архиерей РПЦ во Франции Иннокентий, архиепископ Корсунский, но и роскошным приемом с участием главы МИД России Игоря Иванова. И церковная, и светская церемонии прошли в резиденции российской дипмиссии — на старинной вилле Абамелек-Лазаревых. Среди гостей — первые спонсоры проекта (он обойдется в 5−6 миллионов долларов), видные итальянские политики и дипломаты, представители русской диаспоры в Италии. Как рассказал «Итогам» посол России в Италии Николай Спасский, нулевой цикл строительства будет развернут уже в мае-июне, на все строительство уйдет год-полтора.
Помпа, с которой было отмечено это благое начинание, вполне объяснима. Сенсационность события в том, что это будет первый русский православный храм в Вечном городе (зарубежная Русская православная церковь своих приходов в Риме также не имеет).
От стен будущего православного храма до врат Ватикана — двадцать минут ходьбы. Причем вид на его колокольню будет открываться чуть ли не из покоев понтифика. Крест на куполе храма по договоренности с Ватиканом будет ниже креста собора Святого Петра на 8 метров. (Храм Святой Великомученицы Екатерины задуман высотой 30 метров, тогда как ватиканский собор возвышается на 132,5 метра. Но он стоит в низине, а православный заложен на холме.) Но даже с учетом этого архитектурного политеса такая панорама вряд ли должна порадовать Ватикан, предпочитающий католические соборы всем видам новостроек. И если бы Святой престол был категорически и единодушно против, то наверняка сумел бы помешать исторической стройке несмотря на то, что православный храм будет возведен на территории, являющейся собственностью России.
Дело в том, что вилла Абамелек-Лазаревых (33,8 га) раскинулась в природно-парковой зоне Рима, где строительство дозволяется лишь в виде исключения, по спецразрешению мэрии. Например, три жилых дома и бассейн появились на ее территории в результате многоходового компромисса, достигнутого в 1958 году между римскими властями и посольством: посольство продало муниципалитету полтора гектара земли, взамен римские власти создали кондоминиум и построили там семь зданий: 4 — на муниципальной земле, три — для посольства. Бассейн же по сей день значится как «резервуар для противопожарных целей». На сей раз, по словам российского посла, потребовалось четыре года: визы пришлось получать в двух десятках ведомств.
Безусловно, добиться уникальной, по сути, строительной лицензии удалось во многом благодаря усилиям дипломатов и образцово-показательной дружбе между Квиринальским дворцом и Кремлем. Несомненны и личные заслуги премьера Италии Сильвио Берлускони, взявшего на себя роль активного посредника между Россией и Западом — ЕС, НАТО, а теперь еще и между РПЦ и Ватиканом. И все же, как представляется, немалую роль тут сыграло и сдержанное отношение к проекту самого Ватикана, за стенами которого, кстати, немало горячих сторонников налаживания экуменического диалога с РПЦ. Недостатка в противниках проекта среди католический властей, конечно же, не было. Нет сомнений, что именно они стояли за организацией «Италия ностра», развернувшей под предлогом борьбы за девственность римской природоохранной зоны кампанию против возведения православного храма. Но, видимо, в Ватикане в конце концов решили, что «добро» на строительство православного храма будет не только дружественным жестом в адрес Московского Патриархата, но и прозрачным намеком: мол, Ватикан вполне понимает заботу РПЦ о своей пастве за рубежом и ждет того же от Свято-Данилова монастыря, который не спешит пригласить понтифика на встречу с российскими католиками.
Что дальше?
По не подтвержденным, но и не опровергнутым Ватиканом сведениям, в августе понтифик, по пути в Монголию, желает сделать остановку в Татарстане, чтобы передать РПЦ икону Казанской Божьей Матери. По слухам (настолько широко растиражированным в СМИ, что в них уверовал и озвучил даже Берлускони), речь идет о лике, чудесным образом явившемся в России в XVI веке и исчезнувшем из Казанского собора на Красной площади в 1904 году. Между тем Ватикан никогда не утверждал, что речь идет именно о подлинной иконе, да и российские эксперты никогда не строили иллюзий на сей счет хотя бы потому, что хранящаяся в Ватикане святыня несколько больше по размерам (существуют подробные описания особо чтимых православием икон). Как недавно подтвердила российско-итальянская экспертная комиссия, в Ватикане хранится список с чудотворного лика, датированный серединой XVIII века. Тем не менее эта икона, несомненно, представляет собой немалую духовную ценность: уникальный оклад образа свидетельствует о богатой истории почитания иконы.
К организации визита Папы вполне может подключиться Сильвио Берлускони, по слухам, активно добивающийся встречи с Патриархом Московским и всея Руси. Журналисты в Риме пытались получить комментарий на сей счет у министра иностранных дел России Игоря Иванова. Министр ответил уклончиво: мол, пока просьбы от итальянского премьера содействовать его встрече с Патриархом не поступало. Впрочем, даже если свидание Алексия II и Берлускони состоится, надежд на то, что Патриарх смягчит свои позиции, не много.
Как заявили «Итогам» в Московской Патриархии, визит Папы, безусловно, возможен, но надо, чтобы он был посвящен решению насущных проблем и «уврачеванию кровоточащих ран в отношениях между Церквами-сестрами», а не стал просто поводом для очередной сенсации. Почему-то редко вспоминают о том, что в 1997 году уже все было подготовлено для встречи Алексия II и Иоанна Павла II в Граце (Австрия), но в последний момент Ватикан отказался от подписания заранее согласованных документов, осуждающих прозелитизм и униатство в России и на Западной Украине. Что же касается ажиотажа, возникшего вокруг передачи иконы Казанской Божьей Матери и соответственно приезда Папы в Россию, то, по словам представителя Патриархии, «надо понимать, что визит Римского понтифика и передача святыни — суть явления, лежащие в совершенно разных плоскостях. Кстати, никаких официальных предложений от Ватикана, касающихся передачи иконы, к нам не поступало».
Более того, Московский Патриархат явно настроен не только на укрепление «круговой обороны» против прозелитизма Ватикана, но и на укрепление собственных позиций и активизацию миссионерской деятельности в исконных папских вотчинах.
Именно так выглядит недавнее решение Священного синода РПЦ поддержать предложение Патриарха об объединении западноевропейских епархий, входящих в состав Московского Патриархата. Речь идет о создании в Западной Европе единого митрополичьего округа, включающего все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, пожелавшие вступить в него. По информации «Итогов», уже назначен глава этого округа — архиепископ Гавриил (де Вильдер), голландец по происхождению.
Но, как бы ни сложились дальнейшие отношения между РПЦ и Ватиканом, теперь у русских православных в Риме появится возведенный по всем канонам храм. Станет ли «территориальное» сближение Ватикана и РПЦ прелюдией к сближению реальному? Ведь для России, взявшей курс на интеграцию в Европу, замирение двух крупнейших церквей — вопрос не только религиозного свойства. Напряженные отношения РПЦ с духовными наставниками абсолютного большинства европейцев сближению России и Запада, мягко говоря, не способствуют.
Да, проблема православных на Украине, чрезвычайная миссионерская активность папских нунциев и прелатов в традиционных епархиях РПЦ — «кровоточащая рана в отношениях между Церквами-сестрами». Но происходящие в мире процессы глобализации в политике, экономике, культуре естественным образом диктуют необходимость сближения столь влиятельным структурам. Постепенного, шаг за шагом — противостояние было слишком долгим. И вполне возможно, что со строительства православного храма у стен Ватикана и начнется давно ожидаемое религиозно-дипломатическое «уврачевание"…
При участии Константина Волкова
ВРЕЗ: ХРОНОЛОГИЯ
История виллы Абамелек-Лазаревых
В 1907 году итальянский герцог, он же русский князь и знаменитый меценат Семен Семенович Абамелек-Лазарев купил живописную виллу в исторической части Рима. Как рассказала в интервью «Итогам» атташе по культуре посольства РФ в Риме Мария Ведринская, князь, умерший в 1916 году, вопреки распространенной версии вовсе не завещал свои владения отчизне, а оставил их своей супруге — Марии Абамелек-Лазаревой, урожденной Демидовой, наказав лишь после ее смерти передать виллу в собственность Императорской академии художеств. Но итальянское законодательство уготовило этой затее неприятный сюрприз: как выяснилось, оно не предусматривает двухступенчатого наследования. К тому же если владелец не проживает в своей собственности больше 15 лет (вдова, здравствовавшая до 1955 года, наезжала в Рим лишь время от времени), государство получает все основания для того, чтобы оспорить права владельца. В результате с 30-х годов вопрос о правах на виллу оставался спорным.
В 1944 году виллу заняли под Союзную контрольную комиссию — там обосновались резиденция военного атташе СССР и клуб советских офицеров. В 1946 году итальянское правительство конфисковало виллу у Демидовой (вдове пообещали компенсацию, которую так полностью и не выплатили). В 1947 году временный глава итальянского государства передал виллу в пользование советскому государству под резиденцию посла. Таким образом, вилла стала и де-юре, и де-факто резиденцией представителя Советского Союза, а в 1998 году была перерегистрирована на Россию. Князь Абамелек-Лазарев был крупным меценатом, устраивал на вилле вечера классического балета, не уступающие концертам в знаменитой римской зале Санта-Сичилия. Особо он покровительствовал русским художникам и скульпторам: устраивал стажировки. Кстати, и в советские времена, и сегодня наши дипломаты принимают у себя стажеров из Академии художеств. Последняя группа приезжала в августе 2002 года.
Валерия Сычева
ВРЕЗ: ХРОНОЛОГИЯ
Путь к храму
Указ об учреждении «греко-российской церкви» при дипмиссии в Риме был подписан Александром I (по представлению Коллегии иностранных дел) еще 6 октября 1803 года. Но стройке помешали наполеоновские войны. В результате церковь при российской дипмиссии (Святителя Николая Чудотворца) появилась лишь спустя 20 лет, причем разместилась она в посольском доме.
Попытка возведения православного храма в Риме была предпринята и при Николае II, одобрившем в 1889 году всероссийский сбор средств на его строительство. Более того, был приобретен и соответствующий участок, но его пришлось продать: купленный в 1902 году особняк для российского посольства оказался от него вдалеке. Дело со сбором средств затянулось, и землю посольство купило лишь в 1913 году (участок на набережной Тибра). Петербургский архитектор В. А. Покровский разработал эскизный проект храма, рассчитанного на 500 человек, в 1914 году вновь начался сбор средств по всей России на его строительство, но война, на сей раз Первая мировая, вновь сорвала все планы. А в 1924 году советское посольство в Риме и вовсе продало предназначавшийся для храма участок.
В результате наши православные соотечественники в Риме сегодня окормляются в домовой по сути церкви Святителя Николая Чудотворца, разместившейся на нижнем этаже особняка на виа Палестра, неподалеку от российского посольства. (Особняк завещала приходу княжна М. А. Чернышева, в его оформлении участвовал сам Карл Брюллов; в декабре 2000 года церковь перешла в ведение Московского Патриархата.) Настоятель церкви протоиерей Михаил Асаргин ассистировал Иннокентию, архиепископу Корсунскому как на закладке будущего храма Святой Великомученицы Екатерины в январе 2001 года, так и на торжественном молебне в честь начала его строительства. Участвовала в обеих церемониях и супруга отца Михаила — урожденная княгиня Мария Александровна Ферзен…
Теперь все дело упирается в финансирование. Во все времена в России храмы возводились на добровольные пожертвования. Например, в 1913 году на строительство церкви Святителя Николая Чудотворца в южноитальянском городе Бари царская семья выделила 50 тысяч золотых рублей, 70 тысяч собрал русский народ. Сегодня ставка делается на российское деловое сообщество и представителей русской диаспоры в Риме. Как сказал «Итогам» посол Николай Спасский, имена жертвователей будут увековечены на табличке у ворот храма.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика