Аргументы и факты | Георгий Зотов | 27.12.2006 |
Паломники спрашивают: чем они хуже эфиопов?
…ВСТАВ на колени, пожилая женщина с дрожью прикасается губами к холодной каменной плите, и без того уже отполированной десятками миллионов поцелуев.— Я сама из Саратова. Приехала во второй раз, хочу поблагодарить. Болела очень сильно, знающие люди посоветовали здесь «поклониться».
«Сначала неподалёку был медпункт, ведь камень целуют и те, кто болен инфекционными заболеваниями, — сообщили мне в пресс-отделе санитарной службы города. — Но сейчас докторов убрали. За последние пятьдесят лет не было НИ ОДНОГО случая, чтобы кто-то здесь чем-то заразился».
В углу гигантского здания — скромное строение под небольшим куполом, окружённое десятками мерцающих огоньков. Специально приставленные люди гасят сгоревшие на треть свечи и вынимают их из подсвечников, иначе не будет места для новых. У входа томится толпа народа — гости из Донецка приехали.
— Во фигня какая… Говорят, с бутербродами не пускают, а я шаурму купил.
Хрустящий маринованным луком мужик пихает замасленный свёрток своей спутнице.
— Светлан, подержи маленько… Я щас — загляну и обратно.
Светлана не слышит. Она увлечена жеванием «Орбита» и мобильником.
— Чё? Не, Оксан, в шопинг-центре ещё не была, тут всё по каким-то могилам возят.
Согнувшись в три погибели, люди входят в низкий проём. Светлана остаётся снаружи и визгливо препирается с монахом, она так и хотела зайти с жвачкой и постоянно трезвонящим телефоном внутрь, но её почему-то не пожелали пускать.
В охрану маленькой часовни на месте пещеры, куда апостолы положили тело снятого с креста Иисуса, набирают только дюжих монахов, ибо ситуации бывают разные. Я сам видел, как польские паломники пошли на прорыв к гробнице: мол, у них через полчаса автобус уходит. Однако святые отцы, сцепив руки, встали стеной — мужиков толкали в грудь, женщин оттирали плечами. Поляки пытались взять количеством, но преодолеть «кордон» так и не смогли.
Тот самый крест…
….ХРАМ Гроба Господня в Иерусалиме — самое главное и священное место для христиан всего мира. Считается, что ежегодно его посещают примерно два миллиона человек. Огромная церковь построена в XII веке на вершине Голгофы — месте, где был распят Христос. На входе — плита, на которой лежало тело Спасителя после снятия его с креста (именно её и целовала женщина из Саратова). Верующие по крутой лестнице поднимаются вверх, где на камнях горы стоял ТОТ САМЫЙ крест. Обычных свечей здесь так много, что для них и вовсе нет подсвечников — их ставят в особые ларцы с песком, иначе, как объясняет служитель, может случиться пожар. Церковь разделена на несколько частей: первая (самая большая) принадлежит грекам, вторая — католикам-францисканцам, третья — армянам, четвёртая — египетским христианам-коптам, пятая — эфиопам, шестая — сирийцам.РОССИЙСКИМ паломникам, которые обижаются: неужели мы хуже эфиопов, объясняют: мол, Русь крестилась слишком поздно, к тому времени всё в храме уже было поделено — каждая плита, лампа и… даже тень! Насчёт теней вовсе не шутка, в 2002 г. группа египтян устроила битву с эфиопами — оказалось, что египетский монах поставил в храме стул в тень, считавшуюся «эфиопской»!
Гефсиманский сад едва не растащили на сувениры
…ОТ ГЕФСИМАНСКОГО сада у подножия Масличной горы, где Иисус был арестован римскими солдатами, мало что осталось — всего несколько оливковых деревьев: сквозь необъятные стволы пробиваются тоненькие веточки. Специальный забор ограждает сад, ибо паломники желают отщипнуть что-то от деревьев «на память». От старинных ворот ведёт Крестный путь, или Виа Долороза, — дорога, которой Христос нёс свой крест. Места, где подгоняемый ударами легионеров Иисус останавливался отдохнуть или падал (всего их четырнадцать), отмечены храмами и часовнями. Только тут понимаешь, насколько тяжёл был этот путь — его и без креста преодолеть нелегко: дорога постоянно идёт вверх, по крутым ступенькам.— Мама, а что это такое? — снова слышу я русскую речь.
Маленькая девочка смотрит на отпечаток человеческой руки в камне.
— Здесь Христос прикоснулся, детка.
За две тысячи лет к кровавому отпечатку руки Спасителя прикладывало свои ладони такое количество людей, что в камне образовалась глубокая выемка. Ребёнок тоже кладёт свою ручку на стену и старательно крестится. Отовсюду раздаётся звон колоколов.
Старый город Иерусалима поделён на четыре квартала: христианский, мусульманский, еврейский и армянский. Обитатели кварталов, как и священники в храме Гроба Господня, стараются не сталкиваться друг с другом. Между этими районами существуют чёткие невидимые границы. Вот я иду по двору, где еврейские ребятишки играют в баскетбол, а вот прохожу через арку — и сразу попадаю на рынок, где мусульмане торгуются за баранью ногу. Оглянувшись, вижу, что граница — как раз и есть эта самая арка, от неё держатся на расстоянии как евреи, так и приверженцы ислама. «Ерушалаим» в переводе с иврита — «город мира», но мира здесь нет уже давно.
«Прости меня, грешную…»
…ЛИШЬ приехав в Иерусалим, можно понять, насколько это уникальное место. Город просто овладевает твоим сердцем — и храм Гроба Господня, и Гефсиманский сад, и пещера Тайной вечери, и Крестный путь. Тут закрываешь глаза и видишь, как Понтий Пилат среди стройных кипарисов (это место также неплохо сохранилось) задаёт вопросы Христу, как Иисус, чьё лицо залито кровью из-под тернового венца, идёт на Голгофу, — и чёрные силуэты трёх крестов на горе, небо вокруг которой затянуто тучами.Со стороны Стены Плача слышится пение евреев, для которых начинается «шабат». С минаретов, окружающих «Мечеть Скалы», разносятся призывы муэдзина к молитве. На звоннице русского женского монастыря на Масличной горе снова ударили в колокола. Только в Иерусалиме смог уместиться целый мир, и только этот город смог стать святым для трёх мировых религий: именно это стало его счастьем и проклятием на тысячи лет. В 1947 г. ООН впервые предложила сделать Иерусалим «ничьим» городом с международным статусом. Жаль, что такого не произошло.
…Напоследок я снова зашёл в храм Гроба Господня. Народа уже почти не было. К моему удивлению, возле часовни я встретил изрядно нагруженную свечами Светлану из Донецка. Она всё так же говорила по мобильнику и одновременно… плакала.
— Оксан, я сама не знаю, что со мной. Встала у надгробия на колени и разрыдалась, как идиотка. Думаю, как же я себя веду тут, прости меня, Господи, дуру грешную.
Стоявший неподалёку православный священник еле заметно улыбнулся…