Русская линия
Аргументы и факты Георгий Зотов27.12.2006 

«Здесь Христос прикоснулся, детка»

УЖЕ много лет, как мы выставили там охрану, но народ всё равно приходит. Прошу предоставить мне полсотни солдат, чтобы увеличить оцепление на горе". Это письмо римский офицер Луций Антонин послал на имя префекта провинции в 72 году н. э. Солдат сразу же выделили, но это не помогло.

Паломники спрашивают: чем они хуже эфиопов?

…ВСТАВ на колени, пожилая женщина с дрожью прикасается губами к холодной каменной плите, и без того уже отполированной десятками миллионов поцелуев.

— Я сама из Саратова. Приехала во второй раз, хочу поблагодарить. Болела очень сильно, знающие люди посоветовали здесь «поклониться».

«Сначала неподалёку был медпункт, ведь камень целуют и те, кто болен инфекционными заболеваниями, — сообщили мне в пресс-отделе санитарной службы города. — Но сейчас докторов убрали. За последние пятьдесят лет не было НИ ОДНОГО случая, чтобы кто-то здесь чем-то заразился».

В углу гигантского здания — скромное строение под небольшим куполом, окружённое десятками мерцающих огоньков. Специально приставленные люди гасят сгоревшие на треть свечи и вынимают их из подсвечников, иначе не будет места для новых. У входа томится толпа народа — гости из Донецка приехали.

— Во фигня какая… Говорят, с бутербродами не пускают, а я шаурму купил.

Хрустящий маринованным луком мужик пихает замасленный свёрток своей спутнице.

— Светлан, подержи маленько… Я щас — загляну и обратно.

Светлана не слышит. Она увлечена жеванием «Орбита» и мобильником.

— Чё? Не, Оксан, в шопинг-центре ещё не была, тут всё по каким-то могилам возят.

Согнувшись в три погибели, люди входят в низкий проём. Светлана остаётся снаружи и визгливо препирается с монахом, она так и хотела зайти с жвачкой и постоянно трезвонящим телефоном внутрь, но её почему-то не пожелали пускать.

В охрану маленькой часовни на месте пещеры, куда апостолы положили тело снятого с креста Иисуса, набирают только дюжих монахов, ибо ситуации бывают разные. Я сам видел, как польские паломники пошли на прорыв к гробнице: мол, у них через полчаса автобус уходит. Однако святые отцы, сцепив руки, встали стеной — мужиков толкали в грудь, женщин оттирали плечами. Поляки пытались взять количеством, но преодолеть «кордон» так и не смогли.

Тот самый крест…

….ХРАМ Гроба Господня в Иерусалиме — самое главное и священное место для христиан всего мира. Считается, что ежегодно его посещают примерно два миллиона человек. Огромная церковь построена в XII веке на вершине Голгофы — месте, где был распят Христос. На входе — плита, на которой лежало тело Спасителя после снятия его с креста (именно её и целовала женщина из Саратова). Верующие по крутой лестнице поднимаются вверх, где на камнях горы стоял ТОТ САМЫЙ крест. Обычных свечей здесь так много, что для них и вовсе нет подсвечников — их ставят в особые ларцы с песком, иначе, как объясняет служитель, может случиться пожар. Церковь разделена на несколько частей: первая (самая большая) принадлежит грекам, вторая — католикам-францисканцам, третья — армянам, четвёртая — египетским христианам-коптам, пятая — эфиопам, шестая — сирийцам.

РОССИЙСКИМ паломникам, которые обижаются: неужели мы хуже эфиопов, объясняют: мол, Русь крестилась слишком поздно, к тому времени всё в храме уже было поделено — каждая плита, лампа и… даже тень! Насчёт теней вовсе не шутка, в 2002 г. группа египтян устроила битву с эфиопами — оказалось, что египетский монах поставил в храме стул в тень, считавшуюся «эфиопской»!

Гефсиманский сад едва не растащили на сувениры

…ОТ ГЕФСИМАНСКОГО сада у подножия Масличной горы, где Иисус был арестован римскими солдатами, мало что осталось — всего несколько оливковых деревьев: сквозь необъятные стволы пробиваются тоненькие веточки. Специальный забор ограждает сад, ибо паломники желают отщипнуть что-то от деревьев «на память». От старинных ворот ведёт Крестный путь, или Виа Долороза, — дорога, которой Христос нёс свой крест. Места, где подгоняемый ударами легионеров Иисус останавливался отдохнуть или падал (всего их четырнадцать), отмечены храмами и часовнями. Только тут понимаешь, насколько тяжёл был этот путь — его и без креста преодолеть нелегко: дорога постоянно идёт вверх, по крутым ступенькам.

— Мама, а что это такое? — снова слышу я русскую речь.

Маленькая девочка смотрит на отпечаток человеческой руки в камне.

— Здесь Христос прикоснулся, детка.

За две тысячи лет к кровавому отпечатку руки Спасителя прикладывало свои ладони такое количество людей, что в камне образовалась глубокая выемка. Ребёнок тоже кладёт свою ручку на стену и старательно крестится. Отовсюду раздаётся звон колоколов.

Старый город Иерусалима поделён на четыре квартала: христианский, мусульманский, еврейский и армянский. Обитатели кварталов, как и священники в храме Гроба Господня, стараются не сталкиваться друг с другом. Между этими районами существуют чёткие невидимые границы. Вот я иду по двору, где еврейские ребятишки играют в баскетбол, а вот прохожу через арку — и сразу попадаю на рынок, где мусульмане торгуются за баранью ногу. Оглянувшись, вижу, что граница — как раз и есть эта самая арка, от неё держатся на расстоянии как евреи, так и приверженцы ислама. «Ерушалаим» в переводе с иврита — «город мира», но мира здесь нет уже давно.

«Прости меня, грешную…»

…ЛИШЬ приехав в Иерусалим, можно понять, насколько это уникальное место. Город просто овладевает твоим сердцем — и храм Гроба Господня, и Гефсиманский сад, и пещера Тайной вечери, и Крестный путь. Тут закрываешь глаза и видишь, как Понтий Пилат среди стройных кипарисов (это место также неплохо сохранилось) задаёт вопросы Христу, как Иисус, чьё лицо залито кровью из-под тернового венца, идёт на Голгофу, — и чёрные силуэты трёх крестов на горе, небо вокруг которой затянуто тучами.

Со стороны Стены Плача слышится пение евреев, для которых начинается «шабат». С минаретов, окружающих «Мечеть Скалы», разносятся призывы муэдзина к молитве. На звоннице русского женского монастыря на Масличной горе снова ударили в колокола. Только в Иерусалиме смог уместиться целый мир, и только этот город смог стать святым для трёх мировых религий: именно это стало его счастьем и проклятием на тысячи лет. В 1947 г. ООН впервые предложила сделать Иерусалим «ничьим» городом с международным статусом. Жаль, что такого не произошло.

…Напоследок я снова зашёл в храм Гроба Господня. Народа уже почти не было. К моему удивлению, возле часовни я встретил изрядно нагруженную свечами Светлану из Донецка. Она всё так же говорила по мобильнику и одновременно… плакала.

— Оксан, я сама не знаю, что со мной. Встала у надгробия на колени и разрыдалась, как идиотка. Думаю, как же я себя веду тут, прости меня, Господи, дуру грешную.

Стоявший неподалёку православный священник еле заметно улыбнулся…

http://www.aif.ru/online/aif/1365/0402


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика