Псковское агентство информации | Священник Андрей Вахрушев | 27.12.2006 |
Рассказывает о Евангельском брачном пире проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев:
«Сейчас идет Рождественский пост, а пост это поприще очищения. Если альпинист соберется на высокую гору „восходить горе“, взяв с собой множество ненужных вещей, он не дойдет до высот. Чтобы подняться, нужно отрешиться от тех якорей, которые тащат к земле, поэтому восхождение начинается без лишних вещей. Но надо определить приоритетные ценности, что у тебя на первом месте, что — на втором.
А когда собираешься идти не на Монблан, а верх горе — праздник Рождества Христова — надо особенно приготавливаться и очищать себя от лишнего. В этой евангельской истории призывает хозяин на пир, но один отказывается, потому что купил землю, другой — потому что купил скот, третий — женился. Вот и получается, что какие-то гектары земли или личная карьера, или шепот любимой женщины составляют счастье человека, и оказываются для него гораздо дороже, чем правда Божия с Его заповедями и ограничениями. Господь, Хозяин пира, всех призывает к Себе, мы все призваны на счастье в Боге, но притча заканчивается страшными словами: „много званных, но мало избранных“ (Лк.XIY.16).
Очень мало избранных не потому, что Бог так строго отсевает людей, отбирает, а потому что мало людей, которые считают, что Бог достоин их любви. Хозяин пира зовет на праздничный ужин, но не все отзываются на приглашение и приходят.
Эта притча о брачном пире рассказывает нам о приоритете ценностей человека, о том, что дороже человеку более всего. Говорит Евангелие „ищите прежде Царства Божия и правды Его“. Очень ясно нам это говорится: сначала ищите Царства Божия, а остальное все будет, все придет после, приложится. Переставим местами: на первое место поставим Бога, а на второе калоши блестящие, автомобиль, карьеру, личное благополучие — это все придет, но, если на первом месте — правда Божия.
Бывает и такое, что человек неправедно приобретает большое богатство, комфорт, но не способен этому порадоваться. Наворует, сидит в своих чертогах трехэтажных и все несчастен, потому что другой строит четырехэтажные хоромы, а это значит, надо еще больше воровать, делать еще больше усилий. Человек православный, с чистым сердцем, способен радоваться всему и за все благодарить Бога, даже, если он нищий.
Православный слышит звон колоколов, бросает дела и идет в храм, у него благословенный дом, благословенные дети — все трудятся, хорошо учатся в школе. Бывает и такое, когда богатства через край, в храм приходят родители и предлагают немалые деньги, чтобы можно было спасти их детей. Папа воровал, чтобы ребенку сытно жилось, и такая жизнь развратила его окончательно, ребенок просто потерян, хотя у него есть власть, богатство, сила, он имеет поддержку родителей, и уверен, что „здоров“: в таком случае предложение врача для него безсмысленно.
Этот человек самодостаточен, и, когда его зовут на пир брачный, зовут под колокольный звон, хорошо, если у него заронится мысль о поиске себя, придет мысль пойти в храм Божий. Многие на приглашение на пир, на звон колоколов не реагируют. У них земля оказывается на первом месте.
И я очевидно вижу, как пройдут годы, и жизнь, как мыльный пузырь, едкой пеной останется на руках. А где она сама? Где жизнь? Я столько старался, собирал, строил… Вот почему важно избрать четко для себя жизненные приоритеты, потому что вся наша жизнь собирается, как мозаика, из прожитых минут, когда есть разные мгновения: славные и безславные, что-то просто стыдно самому себе вспомнить. Но мы никогда не пожалеем только о тех минутах, которые провели в храме Божьем. Это могут быть несколько часов или один день в неделю — но когда опустятся руки, когда поприще яркой жизни сойдет, и мы будем анализировать свою жизнь, а впереди никакой реальной перспективы, и уже ничего нельзя изменить, приходится думать о том, что славно, чтобы исправили, о чем сожалеем, а о чем — нет.
Так вот минуты, проведенные в храме Божьем, на этом поприще болезни и старости, явятся великим утешением и помощью лучше всяких лекарств. Подумаем, прожили, может быть, безобразно, искаженно, но вот минуты, когда были в храме, под покровом Бога — эти минуты подарят утешение, и за гробом эти минуты будут ходатайствовать о спасение нашей души».