Фонд стратегической культуры | Наталья Масленникова | 26.12.2006 |
О том, как протекало сражение, сведений сохранилось очень мало. Известно, что битва была необыкновенно жестокой и кровавой. Лишь под конец турки стали брать верх над сербами. Князь Лазарь и несколько воевод попали в плен и были казнены по приказу Баязида. И сербы, и турки понесли очень большие потери. На следующий день после битвы османское войско покинуло Сербию. В христианском мире долго ходили слухи о победе сербов на Косовом поле…
Сербский народ хранит трогательное предание о святом князе Лазаре. Перед битвой явился ему Ангел Господень и спросил князя: «О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном?». Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: «Царство земное — быстротечно и суетно. Царство же Небесное — непреходящее, от века и до века». Так боголюбивый князь Сербский избрал Царство Небесное и принял вместе со своим народом волю Божию. Бестрепетно стоял он перед грозным Баязидом, ожидая мученической кончины за веру Христову, за отечество народа своего христианского. Он не искал свободы «любой ценой», то есть свободы от Бога и без Бога, но — свободу в Боге и с Богом. И потому тихо, с молитвой склонил главу свою под меч варвара.
Год 1989-й оказался промыслительным для православного сербского народа. Тогда прославлялось 600-летие мученической гибели сербского войска на Косовом поле. Святые мощи князя Лазаря были пронесены по землям Срема, Боснии, Сербии, а в самый день битвы они были водворены в древнем монастыре Грачаница, что в Косове. Повсюду совершались богослужения, народ шел на поклонение своей главной национальной святыне (мощи святителя Саввы были сожжены турками в 1594 году), словно предуготовляясь к грядущим испытаниям.
Косовская битва оказалась переломной для судеб Европы и, конечно же, для Сербии. Не преимущество в оружии решало исход ее, но сила Животворящего Креста Господня. Ни одно из событий сербской национальной истории не оставило такого глубокого следа в народном сознании, как Косовское сражение.
Косовский завет — великая косовская мысль — не был плодом боевого аффекта. Он рождался долго, вызревал в духе народа. На Косовом же поле эта богозданная мысль вспыхнула ярче всего, как искра, высеченная из кремня. Она была утверждена сознательным мученичеством и в ореоле непобежденной истины стала залогом бытия сербского народа на протяжении всей его истории.
Истоки косовской мысли, косовской этики, косовской философии следует искать в глубинах сербской истории на Балканах, когда сербы впервые познали христианскую веру. Православие срослось, сплавилось с душой народа, с его умозрением, с практической жизнью. Духовными водителями сербов стали святитель Савва и св. Симеон Мироточивый (Стефан Неманя). Сербский народ вышел на Косово поле во всем своем духовном величии. День святого Витта в 1389 году стал для него испытанием, и косовское поколение выдержало его достойно: оно пожертвовало преходящим во имя вечного, приняло физическую смерть во имя воскресения, избрало Царство Небесное.
У народа, восходящего на свою Голгофу в духовной славе, враг может отнять многие человеческие жизни, отнять все богатства земные, но не в силах он поколебать ту мощь национального духа, которая сияет в невидимом мире. Сербский народ смог так ярко выявить свое предопределение благодаря укорененности в живой традиции Православия, творческому присутствию в церковно-народном организме православной духовности, благодатному опыту исихазма, который стал, по выражению епископа Афанасия (Ефтича), «душой Сербии князя Лазаря».
Традиции исихазма укрепились в сербских монастырях и задужбинах (храмах и монастырях, выстроенных по завещанию), исихасты-молитвенники были при дворе и князя Лазаря, и его наследников, сербских деспотов. Исихасты исповедовали активное сопротивление врагу, которое черпало силы, прежде всего, в христианской философии жизни, в высокой духовности, укреплявшей самосознание сербского народа, а тем самым — и политически ослабевшее государство, помогая преодолевать искушения времени. Взгляд исихастов на человеческую судьбу был оптимистичным. Он преображал драму исторического бытия связью с богочеловеческими ценностями, выдвижением на первый план торжества мученичества за Христа.
Князь Лазарь, как сообщает один из его ранних жизнеописателей, «Промыслом и благоволением Божиим ради тихости и справедливости и добродетели и благих обычаев возведен был на престол сербский (1373 год)… и не холодным властителем был он, но отцом, который воспитывал и поучал чад своих». Он построил в Сербии много церквей и монастырей, был ктитором Хиландара. Князь стремился упрочить Сербское государство, прекратить внутренние нестроения в сербских землях и много в том преуспел. Объединение сербских земель под скипетром князя Лазаря, сложись все иначе, могло положить начало прочному, единому, но земному царству. Однако Промыслом Божиим сербам был уготован иной исторический путь и князю Лазарю — иная слава. И вот настал час испытания. И обратился князь к своим присным, к воинам сербским: «Вы, други и братья, вельможи и воины, свидетели того, сколько добра Господь даровал нам в этой жизни — все, что есть прекрасного на этом свете, и славу, и богатство приумножил. И если скорби и страдания одолеют нас, да не будем неблагодарными Богу за это. И если меч, или раны, или тьма смерти уготованы нам, да примем их со сладостью, аки милость за Христа, за благочестие отечества нашего. Лучше нам в подвиге смерть от меча принять, нежели гнуть спину перед врагом нашим. Много пожили мы для мира, потрудимся же мало, чтобы принять подвиг созидательный, чтобы удостоиться Жизни Вечной на Небесах; да назовем себя воинами Христовыми, мучениками благочестия, да впишутся имена наши в книгу жизни. Не пощадим плоти нашей в борьбе, чтобы от Того, Кто судит подвиги, принять венцы светлые. Страдания рождают славу и труды ведут к покою».
Отвечали ему вельможи и воеводы: «Мы, господин наш, с самого рождения Бога и тебя знаем. Бог нас создает, ты же воспитываешь… Любовь и честь во множестве мы от тебя приняли и готовы за тебя, за благочестие, за Отечество умереть. Не пощадим себя, зная, что смешаемся с прахом. Умрем и да останемся навеки живыми, принесем Богу себя в живую жертву. Не пощадим животы наша и да станем примером ярким для потомков и да прославимся во Христе…». Перед битвой все приняли Причастие, произнося: «Боже, в руце Твоя предаем души наша». Так в «Похвале князю Лазарю» рассказывает об этом событии его современник патриарх Даниил III.
В известных словах: «Лучше избрать смерть в подвиге, чем жить со стыдом», и «Умрем, чтобы принять Жизнь Вечную» и сосредоточена косовская мораль как завет сербской истории. Это и другие сочинения о святом князе Лазаре, в которых его мученичество возвышено до исторического и метаисторического идеала, очень скоро стали источником вдохновения для народных песен Косовского цикла.
В песне «Погибель Царства Сербского» физическое поражение показано как духовная победа, христианская философия жертвы выстроена как этическая основа народного самосознания. Косово осталось для сербов местом, где была решена их историческая судьба, в духовном плане явленная через страдания и жертву к Воскресению. Замечательный сербский святитель епископ Николай (Велимирович, + 1956) точно выразил осмысление сербским народом Косовской битвы как крестного пути национальной истории: «Выбор князем Лазарем Царства Небесного совершен от имени всего сербского народа, он (выбор) стал самым ярким выражением целокупного смысла нашей истории и ее постоянной идеей. Косово показало, что наша история разворачивается на высочайшем плане, на трагической и возвышенной границе небесного и земного, Божьего и человеческого"11.
На Косовом поле сербы приняли неравный бой с превосходящими силами турок, и главным был именно их выбор — свободное судьбоносное решение бороться, но не предавать. Косовская битва, раскрывшая евангельскую этику сербского народа, переживается как торжество мучеников, но никогда — как поражение. В народных песнях, исполненных светлой печали и духовной радости, говорится о том, что боговенчанная Сербия приняла мученический венец, и отныне это ее высшая и необоримая ценность. Победа духовного над плотским, Вечной Жизни над смертью, Истины над ложью, Жертвы над алчностью, Любви над ненавистью и силой — это то самое Сербское Косово, о котором помнит и поет народ, это сердцевина сербской национальной философии истории.
В сказаниях, исторических песнях о Косовской битве акцент делается всегда именно на духовном смысле события, подчеркивается идея выбора Царства Небесного, описание же фактического хода битвы отходит на второй план, оно как бы неважно для сочинителей и сказителей. Именно такое отношение к сражению было у его участников и современников, именно духовное его осмысление было унаследовано потомками. Герои Косова идут на сознательную жертву, они погибают за веру, князя своего и отечество. И эту жертву первым среди первых приносит сам святой князь Лазарь. Смерть за высокую идею саму идею сделала бессмертной.
Сербский народ и поныне осознает себя наследником Державы князя Лазаря и поборником Завета, данного на Косовом поле: «Мы, писал епископ Николай (Велимирович) — потомки косовских героев, которые принесли себя в жертву за Крест Честной и свободу золотую; мы — возрождающиеся и полные жизни пышные ветви народного древа, которое в Косове было… срублено почти под корень. Не засыхает это древо, ибо кровь мучеников его оживотворяет. Не высох подрубленный ствол, ибо Царствие Небесное, которое избрали витязи Креста, посылает ему силу, чтобы зеленеть и пускать ростки"22. Эта историческая истина только подтверждает богодухновенность и прозорливость воинов Косова, которые знали что после битвы они «для многих живым примером будут». Косовская мысль легла в основание национального самосознания сербов. Косовский Завет, сохраняющийся в глубинах народной памяти, хотя на поверхности общественной жизни мы чаще видим деяния политиков-предателей.
Косовская битва явилась высочайшим проявлением великой мысли о том, что духовные ценности выше материальных и что во времена искушений важнее всего спасти человеку душу, как учил Спаситель: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить: а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне… Какая польза человеку, если он приобретет весь мир весь, а душе своей повредит; или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 10, 28; 16, 26).
Эта мысль направляла духовной жизнью сербского народа со времен Стефана Немани, «когда протрубили трубы апостольские и евангельский гром молитвами преподобного Симеона разбудил все Отечество, и фимиам, возжженный Господу, освятил воздух повсюду, и поднялись монастыри по всему отечеству преподобного, и народ наполнил церкви Христовы, поя и славя Бога…» (Житие преподобного Симеона Мироточивого).
Эта же мысль вдохновила православный сербский народ на высочайший духовный подвиг, имя которому — Косовская битва. Процитируем еще раз святителя Николая (Велимировича): «Ни один христианский народ в своей истории не имеет того, что есть у сербского народа, — Косова. Шестьдесят с лишним лет спустя после Косовской битвы пал Царьград, столица восточного христианства. Убит император Константин… Скажут, это подобно Косову. Даже — это событие превосходит Косовскую битву. Сохрани, Господь! На Косовом поле христианское воинство шло навстречу смерти, в Царьграде войско находилось в стенах города, надеясь до последней минуты, что смерть как-то минует его. Когда ядра… пробили городские стены, ужас овладел воинами и горожанами. Все храмы были наполнены воплем и молитвою о спасении города, то есть о спасении плоти, о спасении державы и царства земного. А потому падение Царьграда греки помнят как поражение, но не победу. Правда, и здесь Крест сражался с полумесяцем, но без подвига, без воодушевления для последующих поколений. Потому что поражение, оставшееся в памяти только как поражение, никого не может вдохновить. И даже Голгофа без Воскресения не может никого вдохновить и укрепить. Иначе все было в Косове. Как усопший облекается в новые и дорогие одежды, так и воины сербские надели свои лучшие доспехи. Блистательные, сверкающие колонны… двигались на Косово поле. Осененные знаменами, хоругвями, иконами, с пением и восклицаниями спешили они на Косовскую Голгофу. Разве не напоминает все это первых христиан, которые с таким же высоким духом шли под меч и в огонь? Они не молили Бога о спасении от близкой смерти, но… молились о том, чтобы их не миновала чаша мучеников. Так и крестоносное войско Лазаря молилось не о спасении жизни своей. Напротив (воины исповедались и причастились) — о смерти. Все войско как один мученик Христов, покорное промыслительной воле Всевидящего, принимает горечь смерти как животворное лекарство. И разве Косово вплоть до сего дня не послужило многим поколениям воистину животворным лекарством?..
Ошибаются те, кто говорит, что Косово остановило ход нашей истории, отбросило нас назад, что если бы не было Косова, мы были бы сегодня великим народом. Как раз именно Косово сделало нас великим народом. Оно есть наша народная Голгофа и одновременно — наше народное Воскресение, духовное и моральное. Оно остановило нравственный распад сербского народа. Оставило нам сонм витязей веры, чести и жертвенности… Ошибаются те, кто считают Косово поражением. Князь Лазарь и его воины погибли… Они принесли в жертву Богу все, что имели и могли, а потому и победили. Погубили плоть, но спасли душу…
Святые мощи князя Лазаря, напоенные Небесной благодатью, и сегодня покоятся в мире и исцеляют многие немощи человеческие. Не утрачены и останки витязей Креста, хотя остались они на поле боя. Святые души их освятили тела, а святые тела их освятили всю Косовскую землю. Потому Косово стало Святым Полем. Потому сербы со всех концов света приезжают на Косово поле и берут горсти святой земли, чтобы хранить ее как святыню в церквах и домах своих… Косово — это великая гробница христианских мучеников. Весь сербский народ прославляет Видовдан… [ибо] он напоминает нам о нашей победе и Воскресении"3.
* * *
Благодаря духовно-нравственному выбору, сделанному на Косовом поле, сербский народ на протяжении пяти веков турецкого рабства много раз повторял косовский подвиг. Даже когда не было надежды на успех, сербы были верны Косовскому Завету. Подчинившись туркам, они не утратили исторической памяти, своей святосавской — косовской духовности. Православие и национальная традиция помогли сербам во времена турецкого рабства сохранить единство народного духа. Косово для сербов не ушло в прошлое, оно стало настоящим фундаментом жизни народа. Косовский Завет вдохновлял на борьбу за освобождение от турок, от австрийцев, от немцев.Духовное значение подвига сербского народа велико для всего православного мира. Косовская битва, как и битва Куликовская, показала высоту христианских ценностей, раскрыла их вневременной актуальный смысл. Косово сегодня — наша общая болевая точка. Не о большей или меньшей любви к России или Сербии идет речь, как иногда поучают нас, говоря, что России хватает своих проблем, что нам, мол, не до Косова… Стоит всерьез задуматься над тем, почему именно Косово в конце ХХ века было поставлено в центр мировых событий. Сюда переместился нервный узел христианского мира. Здесь решается наша общая судьба, судьба Православия, которая зависит от крепости нашей веры, от преданности вечной Истине.
2 Велимирович Николай, епископ. Два Видовданска говора // Сабрана дела в XIII т. Химелстир, 1983. Т. IX. С. 343.
3 Велимирович Николай, епископ. Косово // Сабрана дела в XIII т. Химелстир, 1983. Т. IX. С. 325−327.