Православная газета г. Екатеринбург | 25.12.2006 |
Прославленный многими чудесами, святитель Спиридон, предузнав заранее время своего отшествия из мира, мирно скончался в глубокой старости, в 348 г., и был погребен в церкви святых апостолов, в г. Тримифунте.
Святитель Спиридон, предсказавший несчастье жестокосердному богачу, затворившему свое сердце от ближних, и бывший сам образцом христианской благотворительности, побуждает нас, братия, к христианской благотворительности. Но, дабы не сделать в этом важном деле погрешности, рассмотрим свойство христианской благотворительности.
Любовь истинная, а поэтому истинная благотворительность, по слову апостола, должна быть от чиста сердца, совести благия и веры нелицемерные (1 Тим. 1, 5).
Апостол требует от благотворителя сердца не всякого, каково есть, а чистого, т. е. не помраченного страстями, движимого искреннею любовью к Богу и ближним. В самом деле, при всем голоде мы неохотно принимаем хлеб из рук нечистых; при всей жажде не с таким удовольствием утоляем ее из источника мутного. То же и в благотворении. Если бы, впрочем, благотворимый и не знал, что такое чистота сердца в благотворителе, то ведает ее Тот, Который в лице бедного благоволит Сам принимать наши даяния. К Нему ли прострется нечистая рука от нечистого сердца?
Истинная благотворительность, далее, должна происходить, по слову апостола, от совести благия. Совесть благая — та, которая сама водится непрестанно законом Божиим, не зрит на лица, судит не по глаголанию (Ис. 11, 3), а по действиям, никогда и ни в каком виде не ищет своих си, а яже суть ближняго (1 Кор. 13, 5), предлагает, где нужно, и не требующему, останавливает, где должно, и просящего, — которая всегда не пред людьми только, но и пред Богом готова сказать: «я могла погрешить в действии, но никогда не хотела грешить, брала все меры предосторожности; не сделала, конечно, всего, но ничего не упустила с намерением, — трудилась, сколько могла!»
Наконец, благотворительность христианская, по слову апостола, должна происходить от веры нелицемерной (1 Тим. 1, 5). Есть предрассудок делать добро ближним, не думая о Боге. Особенно имя Спасителя, произносимое бедными, кажется тяжелым для изнеженного слуха некоторых. Заблуждение самое постыдное! Кому же иному и должны быть посвящены наши малые благотворения, как не Тому, Кто пролил за нас всю Кровь Свою? Довольно, что мы забываем о Спасителе нашем, когда грешим: будем ли изгонять Его из нашей памяти и уст даже в то время, когда делаем добро? И что приобретает любовь к ближним, отлучаясь, по неразумию своему, от любви к Богу? Одну слабость, сухость и непостоянство. Только святая вера производит героев любви к ближним; только Моисеи и Павлы молились быть изглажденными из книги живота, дабы внесены были в нее имена братии их (Рим. 9, 1). Природа человеческая и мудрость земная никогда не производили и не произведут сего.
И куда сам собою невольно устремляется взор бедного по получении неожиданной помощи? Не к небу ли? Кто же будет столько жестокосерд, чтобы захотел остановить на своем, или чьем-либо лице, благодарный взор, ищущий лица Отца небесного? Но он будет остановлен и обратится долу, если благотворимый увидит, что благотворящий сам не расположен взирать на небо.
Таким образом, чистое сердце есть родитель, благая совесть — воспитатель и руководитель, а нелицемерная вера — утверждение и венец истинной благотворительности.