Приморский благовест | Протоиерей Александр Талько | 23.12.2006 |
Протоиерей Александр Талько |
— Отец Александр, в чем причина Вашего негативного отношения к таким инновациям?
— Ограниченность возможностей медицины и все большая очевидность, даже для атеистов, связи болезней с состоянием души приводят, в отрыве от православной антропологии и православного учения о спасении, к возникновению лжеучений: смеси язычества, магии, оккультизма, Божьих заповедей, лженауки и пр. Все это является одним из тревожных признаков последних времен, связанных, прежде всего, с оскудением веры.
— Вы считаете, что в основе деятельности центра «ЭНИОМ» лежит аналогичное учение?
— Одним из свидетельств масштабности наступления неоязычества есть наличие даже «научных» институтов. И «ЭНИОМ» является ярким представителем, оплотом, проводником оккультных методик через так называемую «народную медицину». Этот центр уже более 18 лет считается одним из ведущих в стране научным учреждением. Но посмотрите на содержание его деятельности. Уже в самом перечислении заложены противоречия именно с традиционной, народной медициной.
— Но центр декларирует использование христианских ценностей…
— Легаты от «народной» медицины часто используют христианские ценности для прикрытия оккультного содержания своей деятельности. Говорят о духовности, призывают идти в церковь, говорят о заповедях и пр.
Посмотрите, что предлагает эта организация для изучения на курсах. Заметьте, для всех, не обязательно для людей с медицинским образованием. Внимательно изучите объявление о приеме на курсы, и любому здравомыслящему человеку все станет ясно.
— Отец Александр, если верить этому объявлению — поучившись у специалистов Центра, можно стать, если не сверхчеловеком, то личностью весьма универсальной…
— Если верить. Я специально выделил некоторые термины — все выделенное относится к оккультизму. Ну какое отношение к традиционной народной медицине имеет, скажем, восточная школа Рейки, или энергоинформатика? И заметьте, все, относящееся к оккультизму, разбросано в тексте, где есть вполне пристойные направления, такие, как здоровье мужчин и женщин, нравственное воспитание детей. В самой подаче информации уже есть форма лукавства.
— Но ведь среди специалистов, проводящих обучение, — доктора медицинских наук, профессора, — эти люди на самом деле имеют фундаментальные медицинские знания.
— Дело не в образовании, а в подходе. Например, Кузьменко Ольга Петровна — одна из активных деятелей Центра, тоже имеет ряд титулов: врач-рефлексотерапевт, хирург, нейрохирург, академик РАН
Основным принципом лечения, которое она проповедует, является стремление «завести» модуль каждого меридиана в коридор нормы (N). Что это значит? Далеко не каждый, даже профессор медицины сможет ответить на этот вопрос. И все это преподается как новаторство. Используется и упоминание 10 заповедей в лекции «10 заповедей глазами врача». Если это заповеди Кузьменко, то нужно на это указывать. Если это заповеди Божии, то очевидна несовместимость их использования в оккультной деятельности.
Ложь состоит в том, что грешное смешивается с праведным. Оккультизм, магия, гадания всегда были мерзостью перед Богом. Связывать заповеди Божьи с мерзостью, выдавая за одно и то же — это кощунство. Сегодняшние тенденции неоязычества представляют большую опасность для духовного и физического здоровья людей. Для людей в белых халатах совмещение оккультных практик является преступлением перед Богом и людьми.
— Отец Александр, в православном учении есть оценка такой деятельности?
— Православное понимание страданий, здоровья и роли медицины в жизни человека отображено в социальной концепции Русской Православной Церкви:
«Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: „Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа“ (Фес. 5. 23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию — болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой.
Вместе с тем, необходимо отличать исцеляющую силу благодати Святого Духа, подаваемой по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в церковных таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий. Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. По слову святого Иоанна Златоуста, „кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости“. Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53. 4).
Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Исходя из своего многовекового опыта, Церковь предупреждает и об опасности внедрения под прикрытием „альтернативной медицины“ оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил».
— Отец Александр, что Вы посоветуете людям, которые по тем или иным причинам заинтересуются методами диагностики «ЭНИОМ» и их лечения?
— Прежде всего нужно проявлять рассудительность и благоразумность. Не прельщаться видом истины, помня, что сам сатана может принимать вид света и вид ангелов, проверять слышимое — насколько оно соответствует канонам православного учения и понятиям научности, знать тех, кто учит (что это за люди, кого они представляют, какая у них вера), помнить об оскудении веры в наши дни:
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». (2-е Тимофею 4:2−4)
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». (К Колоссянам 2:8).
из объявления дочернего предприятия «ЭНИОМ-Калуга», размещенного в интернете:
«Мгновенный жесткий гипноз. Техника кодирования от алкоголя, табакокурения, ожирения. Энергетическое воздействие, психотренинг, телепатия. Здоровье мужчин. Здоровье женщин. Нравственное воспитание детей. Парапсихология. Рейки: восточная школа. (деструктивный культ, ред.) Раскрытие экстрасенсорных способностей. Нетрадиционные методы диагностики и биокоррекции заболеваний человека. Лечебно-омолаживающая, косметологическая система. Харизма голоса. Телефонные продажи. Как выбрать верный тон».
http://vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/s_interviews/?ID=761