Русская линия
Приморский благовестПротоиерей Александр Талько23.12.2006 

«Коммерсанты» от народной медицины

Протоиерей Александр Талько
Протоиерей Александр Талько
Проблема сохранения здоровья сегодня, пожалуй, самая актуальная. Мы более подвержены заболеваниям, чем даже наши родители, не говоря о бабушках и дедушках. О возросшей потребности людей в лечении говорит и огромное количество аптек, новых учреждений, декларирующих свою принадлежность к медицине, учений, авторы которых утверждают, что они нашли совершенно новый путь к оздоровлению, как минимум, человечества. Все это, мягко говоря, попахивает конъюнктурностью. Открывшиеся возможности зарабатывать деньги за счет людских недугов привлекают в область целительства людей, порой далеких от медицины, а иногда и просто авантюристов. Недавно во Владивостоке состоялась презентация всероссийского научно-исследовательского центра традиционной народной медицины «ЭНИОМ». О том, что несет нам этот центр, мы беседуем с протоиереем Александром ТАЛЬКО, членом епархиального совета Владивостокской епархии, настоятелем храма св. Иоанна Кронштадтского, председателем общества православных врачей города Владивостока.

— Отец Александр, в чем причина Вашего негативного отношения к таким инновациям?

— Ограниченность возможностей медицины и все большая очевидность, даже для атеистов, связи болезней с состоянием души приводят, в отрыве от православной антропологии и православного учения о спасении, к возникновению лжеучений: смеси язычества, магии, оккультизма, Божьих заповедей, лженауки и пр. Все это является одним из тревожных признаков последних времен, связанных, прежде всего, с оскудением веры.

— Вы считаете, что в основе деятельности центра «ЭНИОМ» лежит аналогичное учение?

— Одним из свидетельств масштабности наступления неоязычества есть наличие даже «научных» институтов. И «ЭНИОМ» является ярким представителем, оплотом, проводником оккультных методик через так называемую «народную медицину». Этот центр уже более 18 лет считается одним из ведущих в стране научным учреждением. Но посмотрите на содержание его деятельности. Уже в самом перечислении заложены противоречия именно с традиционной, народной медициной.

— Но центр декларирует использование христианских ценностей…

— Легаты от «народной» медицины часто используют христианские ценности для прикрытия оккультного содержания своей деятельности. Говорят о духовности, призывают идти в церковь, говорят о заповедях и пр.

Посмотрите, что предлагает эта организация для изучения на курсах. Заметьте, для всех, не обязательно для людей с медицинским образованием. Внимательно изучите объявление о приеме на курсы, и любому здравомыслящему человеку все станет ясно.

— Отец Александр, если верить этому объявлению — поучившись у специалистов Центра, можно стать, если не сверхчеловеком, то личностью весьма универсальной…

— Если верить. Я специально выделил некоторые термины — все выделенное относится к оккультизму. Ну какое отношение к традиционной народной медицине имеет, скажем, восточная школа Рейки, или энергоинформатика? И заметьте, все, относящееся к оккультизму, разбросано в тексте, где есть вполне пристойные направления, такие, как здоровье мужчин и женщин, нравственное воспитание детей. В самой подаче информации уже есть форма лукавства.

— Но ведь среди специалистов, проводящих обучение, — доктора медицинских наук, профессора, — эти люди на самом деле имеют фундаментальные медицинские знания.

— Дело не в образовании, а в подходе. Например, Кузьменко Ольга Петровна — одна из активных деятелей Центра, тоже имеет ряд титулов: врач-рефлексотерапевт, хирург, нейрохирург, академик РАН

Основным принципом лечения, которое она проповедует, является стремление «завести» модуль каждого меридиана в коридор нормы (N). Что это значит? Далеко не каждый, даже профессор медицины сможет ответить на этот вопрос. И все это преподается как новаторство. Используется и упоминание 10 заповедей в лекции «10 заповедей глазами врача». Если это заповеди Кузьменко, то нужно на это указывать. Если это заповеди Божии, то очевидна несовместимость их использования в оккультной деятельности.

Ложь состоит в том, что грешное смешивается с праведным. Оккультизм, магия, гадания всегда были мерзостью перед Богом. Связывать заповеди Божьи с мерзостью, выдавая за одно и то же — это кощунство. Сегодняшние тенденции неоязычества представляют большую опасность для духовного и физического здоровья людей. Для людей в белых халатах совмещение оккультных практик является преступлением перед Богом и людьми.

— Отец Александр, в православном учении есть оценка такой деятельности?

— Православное понимание страданий, здоровья и роли медицины в жизни человека отображено в социальной концепции Русской Православной Церкви:

«Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: „Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа“ (Фес. 5. 23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию — болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой.

Вместе с тем, необходимо отличать исцеляющую силу благодати Святого Духа, подаваемой по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в церковных таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий. Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. По слову святого Иоанна Златоуста, „кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости“. Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53. 4).

Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Исходя из своего многовекового опыта, Церковь предупреждает и об опасности внедрения под прикрытием „альтернативной медицины“ оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил».

— Отец Александр, что Вы посоветуете людям, которые по тем или иным причинам заинтересуются методами диагностики «ЭНИОМ» и их лечения?

— Прежде всего нужно проявлять рассудительность и благоразумность. Не прельщаться видом истины, помня, что сам сатана может принимать вид света и вид ангелов, проверять слышимое — насколько оно соответствует канонам православного учения и понятиям научности, знать тех, кто учит (что это за люди, кого они представляют, какая у них вера), помнить об оскудении веры в наши дни:

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». (2-е Тимофею 4:2−4)

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». (К Колоссянам 2:8).

из объявления дочернего предприятия «ЭНИОМ-Калуга», размещенного в интернете:

«Мгновенный жесткий гипноз. Техника кодирования от алкоголя, табакокурения, ожирения. Энергетическое воздействие, психотренинг, телепатия. Здоровье мужчин. Здоровье женщин. Нравственное воспитание детей. Парапсихология. Рейки: восточная школа. (деструктивный культ, ред.) Раскрытие экстрасенсорных способностей. Нетрадиционные методы диагностики и биокоррекции заболеваний человека. Лечебно-омолаживающая, косметологическая система. Харизма голоса. Телефонные продажи. Как выбрать верный тон».

http://vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/s_interviews/?ID=761


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru