Архимандрит Елисей: «Паломники едут на Святую Землю, несмотря на угрозу терактов»
27 апреля православный мир отмечает Пасху — величайший христианский праздник. О смысле этого события, о том, как будут проходить торжества на Святой земле, «Известиям» рассказывает начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит ЕЛИСЕЙ. С ним беседовал Владимир ХАНЕЛИС. — Отец Елисей, как отмечают Пасху православные здесь, на Святой земле? — Прежде всего я хотел бы напомнить читателям «Известий» о сути, содержании этого праздника. Событие Воскресения Христова произошло две тысячи лет назад в городе, в котором мы с вами сейчас находимся — в Иерусалиме. Слово «Пасха» означает «переход», поэтому смысл праздника состоит в переходе от плена греховного, от порабощения человека грехом, от рабского ожидания смерти в новое состояние — в вечную жизнь. Своим Воскресением Христос победил смерть. Это означает победу жизни, исходящей от Творца, победу над смертью человеческой, над грехом и силой разрушения. Это событие, как я уже говорил, совершилось здесь, в Иерусалиме. Место, где лежало тело Христово, где Он восстал из мертвых, до сих пор сохраняется. Гроб Господень является основным местом, вокруг которого сосредоточена церковная православная жизнь. На Святой земле есть своя Поместная иерусалимская православная церковь. Основные богослужения этой церкви совершаются на Гробе Господнем. Главная особенность богослужебного устава в предпасхальный период здесь — то, что накануне Пасхи, в Великую субботу, каждый год на глазах сотен прихожан и паломников совершается чудо. — Можно ли рассказать об этом поподробнее? — В полдень в Великую субботу в храме Воскресения Гроба Господня гасится весь огонь: свечи, лампады… Особой восковой печатью запечатывается Кувуклия (часовня. — «Известия») Гроба Господня, вокруг нее совершается троекратный крестный ход духовенства. Затем патриарх, сняв верхнее облачение, входит внутрь Гроба Господня, совершает молитву… И на Гробе Господнем появляется священный огонь… — Насколько я знаю, много лет назад турки, владевшие Святой землей, были поражены этим чудом. Они подозревали в этом какой-то фокус, мистификацию и заставляли патриарха оставаться в одной сорочке, чтобы он не мог спрятать спички, зажигалку… — Основные облачения патриарх снимает в знак особого смирения перед таким таинством. Но действительно, тот обычай, о котором вы говорите, сохранялся долго. Юридические владельцы святого места, арабская семья, осматривали патриарха, нет ли у него с собой каких-нибудь зажигательных устройств. Огонь появляется в виде язычков пламени на крышке Гроба Господня, затем перебрасывается на приготовленную заранее вату. Патриарх зажигает от этого огня свечи, выходит и раздает огонь молящимся. В последнее время происходят случаи, когда благодатный огонь появляется не только в самом Гробе Господнем — язычки пламени возникают в других местах храма. У некоторых паломников сами собой зажигаются свечи и лампады. Это знак особой милости Божьей. Греки называют его Святым светом. Христос говорил: «Я есть свет миру». — Такое чудо происходит только на православную Пасху. Как по-вашему — почему? — При этом чуде присутствуют люди и других конфессий. Я знаю католиков, которые с благоговением принимают этот святой огонь. Приходят и мусульмане. Почему это чудо происходит именно на православную Пасху? В Иерусалиме свято сохраняются древние традиции христианства, особенно тщательно соблюдает их Православная церковь, преемница той церкви, которую здесь двадцать веков назад возглавил апостол Иаков. — Много в этом году паломников в Иерусалиме? — На Пасху паломников из России очень много — несмотря на то что в последние два-три года из-за терактов в Израиле наблюдается значительный спад паломничества. Паломнический сектор отдела внешних церковных связей Московского патриархата уже направил на Святую землю около 200 человек. Кроме этого, люди прибывают в частном порядке — через турагентства, к родственникам и т. д. Паломников из России, с Украины, из Молдавии гораздо больше, чем, например, из Греции. Русская духовная миссия организует паломничество, принимает верующих в своих паломнических домах, в Горненском монастыре, в Яффском монастыре апостола Петра и праведной Таифы. Отстроена гостиница для паломников в Вифлееме, но из-за сложного политического и военного положения в этом районе, из-за контрольно-пропускных пунктов израильской армии размещать в ней паломников пока нельзя. — Каковы отношения между русской духовной миссией и израильскими властями? — Вполне доброжелательные и порой даже ностальгические со стороны израильтян. Объясняется это тем, что значительная часть населения Израиля — выходцы из нашего отечества. Многие из них сохранили православную веру, не стали принимать иудаизм. Думаю, израильское правительство должно ценить этот остров русской культуры. Зачем пренебрегать культурой, к которой не одно столетие принадлежали сотни тысяч новых израильтян? В то же время хотелось бы, чтобы эта доброжелательность была, если можно так выразиться, не только эмоциональной и словесной. У нас большие трудности с получением виз для паломников. До сих пор, а прошел уже год, нам не выплатили материальной компенсации за ущерб, нанесенный израильскими солдатами нашей гостинице в Вифлееме. — Что бы вы хотели пожелать читателям «Известий» в святой день Пасхи? — Хочу пожелать, чтобы этот праздник послужил стимулом к светлой жизни для каждого из них. Чтобы они больше ценили минуты радости, любви, светлого состояния души. Потому что это есть признаки вечной жизни, дарованной Богом, признаки Воскресения Христова. Справка «Известий» Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Елисей (в миру Илья Ганаба) родился в 1962 году в Ленинграде. Учился там же — в Духовной академии и принял монашеский постриг. Окончил аспирантуру в Даниловом монастыре. В 1988 году был направлен в Иерусалим, где служил заместителем начальника Русской духовной миссии. Затем служил в Москве, в отделе внешних связей Русской православной церкви. Год назад снова вернулся на Святую землю.