Радонеж | Иеромонах Макарий (Маркиш) | 22.12.2006 |
* * *
С юных лет запомнились строчки:Двадцать первый век! Двадцать первый век!
Вот идет по крыше электронный человек…
Тем, кто почти полвека тому назад пел эту песенку, «электронный человек» представлялся неким Големом, гомункулусом, плодом буйного воображения входивших тогда в моду писателей-фантастов… Давайте признаем свою ошибку: мы дожили до желанного Двадцать Первого, и вот — электронный человек стал живой реальностью, не только повседневной и привычной, но и угрожающей нашей культуре, нации, самому нашему бытию как образа Божия.
Нажал на кнопочку, и человек родился,
нажал другую — в ресторане очутился,
нажал на третью — и он идет домой,
жена встречает дома с электронной кочергой.
Задумается над этим экспресс-пророчеством, микро-пейзажем ХХI века: что в нем реально? что фантастично? что сегодня входит, врывается в жизнь, «бешено, как электричка»? что тихо исчезает, сходит со сцены? — Кнопочки заполонили наш мир, в ресторанах недостатка нет и не предвидится, растущий спрос на кочергу (электронную или простую), подобно другим предметам фешенебельного интерьера, вполне удовлетворяется через магазины с ярко освещенным витринами и агентами охраны у входа; а вот жена, как и муж, уходят в небытие, уступая место «партнерам» и другим формам отношений с нерусскими наименованиями.
Надо признать, что простая песенка эта обладает недюжинным прогностическим зарядом, «энергией», как выразились бы более продвинутые мыслители. Вспомним финал:
Свиней держать мы будем в Белом Доме,
(найдись такая строка где-нибудь у Нострадамуса, тотчас же увидели бы здесь пророчество об эпохе Билла Клинтона с его похождениями)
невест иметь мы будем в Вашингтоне,
и через море, через Тихий океан,
любить их будем по электропроводам.
Можно ли было точней указать на Интернет, «глобальную паутину», посредством которой столь успешно развиваются сегодня всевозможные предприятия, от проституции до бракопосредничества?… Только любви как не бывало.
* * *
Вот такой своеобразный пейзаж открывается нам из прошлого в настоящем. Кнопочный мир, электронные люди. На взгляд многих — безотрадный пейзаж. Но мы с вами не имеем права на безотрадность, и если приглядеться получше к сегодняшнему дню, обнаружим отраду и утешение, непредвиденные и непредсказанные никакими пророчествами.Недавно мне пришлось говорить с одной интеллигентной девушкой; с явным отвращением она держала в руках сотовый телефон, который ей подарили, и пела все ту же песню про кнопочный, электронный мир, как он портит нас и уничтожает в нас образ Божий. Я возразил ей тогда, что свободы нашей электроника у нас не отнимает, а скорее прибавляет, и что от нас зависит, как мы станем ею пользоваться… И вот, через три месяца я повстречал ее снова: надо было полюбоваться, с какой ловкостью ее пальцы бегали по зловредным кнопкам — и с какой радостью восприняла она возможность общения с далекими друзьями, родными и молитвенниками.
Не приходится больше агитировать и за Интернет. Еще в прошлом году слышны были сетования, что у нас нет общедоступной национальной православной газеты, которая стала бы рупором Священного Синода для миллионов верующих. А сегодня похоже, что эту роль с большей эффективностью и меньшими затратами буде исполнять Интернет: стоит лишь создать серию рассылок новостей из единого центра и призвать всех сознательных верующих подписаться на них, в соответствии со своими интересами.
Поможет это, как ни странно, и тем, кто предпочитает видеть беса в сотовом телефоне, компьютере, пластиковой карточке или штриховом коде: поможет прежде всего тем, что противопоставит «мельнице слухов» здравый и ясный голос Церкви, который быстро достигнет каждого прихода.
* * *
Итак, заглядывая в прошлое, не надо абсолютизировать пророчеств о будущем. «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем», — как заметил в этой связи св. апостол. Не будем вслед за Нобелевским лауреатом в негодовании топать ногой, дескать, «Пускай художник-паразит другой пейзаж изобразит!» Ведь христианство, по замечанию о. Серафима (Роуза) — супер-реалистическая религия. Увидев и поняв, где мы были правы, а где ошиблись в своих пророчествах, мы трезво оценим пейзаж настоящего дня и выберем верный путь.