Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси21.12.2006 

Профессор на Папском престоле
Консерватизм и дипломатические промахи наместника святого Петра

В уходящем году Папа Римский Бенедикт XVI еще раз подтвердил, что является скорее богословом, чем пастырем. С одной стороны, его первая энциклика «Deus caritas est» («Бог есть любовь»), увидевшая свет в январе 2006 г., была с энтузиазмом принята как в церковных кругах, так и среди светских интеллектуалов. С другой стороны, во время сентябрьской лекции об отношениях веры и разума в Университете Регенсбурга он не смог найти «золотую середину» между богословским рассуждением и требованиями дипломатической корректности.

Приведенная им цитата из средневекового текста, содержащая критику концепции джихада, была воспринята в исламском мире как личное мнение Понтифика. Итогом стало обострение отношений между Католической Церковью и мусульманами, и Ватикан вынужден был посвятить всю осень прояснению своей позиции.

В сентябре в Белграде возобновила свою работу смешанная комиссия по православно-католическому богословскому диалогу. В то же время каких-то существенных сдвигов в деле сближения Католической и Православных Церквей не произошло. Совместное заявление Бенедикта XVI и Константинопольского Патриарха Варфоломея I, сделанное во время ноябрьского визита Папы в Турцию, скорее, затрагивало такие общие для католиков и православных вопросы, как осуждение секуляризма и нигилизма, чем предлагала конкретную программу сближения. Отношения между Ватиканом и Русской Православной Церковью (РПЦ) также, по сути, не сдвинулись с места. РПЦ продолжает обвинять католиков в «прозелитизме», а отказ Папы от титула «Патриарх Запада» воспринимает как демонстрацию нежелания Рима ограничить свою юрисдикцию исключительно западными странами.

По целому ряду других вопросов Католическая Церковь не отступала от своих традиционных консервативных позиций. Приоритетное значение для Ватикана сохраняли проблемы семьи, брака и биоэтики. Во многом внимание к этим вопросам подхлестнул приход к власти в Италии левоцентристской коалиции Романо Проди и принятие ряда законов, идущих вразрез с учением Католической Церкви. Бенедикт XVI подтвердил свое сопротивление официальному признанию так называемых «фактических пар», т. е. пар, не освятивших свой брак в церкви. При этом в равной степени достойными осуждения Папа признал как разнополые, так и однополые союзы такого рода. Не менее твердой было сопротивление Католической Церкви искусственному оплодотворению и проведению генетических экспериментов, связанных с гибелью человеческих зародышей.

Еще раз всплыла на поверхность проблема целибата, то есть безбрачия католического духовенства. В середине ноября Бенедикт XVI созвал в Ватикане межведомственное совещание, посвященное, в частности, делу африканского архиепископа Эммануэля Милинго, основавшего в США Церковь для женатых священников, лишенных сана за нарушение обета безбрачия. Созванное Понтификом совещание вновь декларировало, что безбрачие — древнейший институт Католической Церкви, поэтому отменять его не следует.

Впрочем, в ноябре западные СМИ, казалось, «нащупали» противоречия внутри Римской курии в отношении проблемы целибата. Бразильский кардинал Клаудио Хуммес, архиепископ города Сан-Паулу, назначенный в начале ноября префектом Конгрегации по делам духовенства вместо ушедшего на покой кардинала Дарио Кастрильона Ойоса, в интервью газете «O Estado de Sao Paolo» заявил, что «безбрачие — это дисциплинарное правило, а не догма Церкви». «Несомненно, — сказал Хуммес, — что большинство апостолов были женаты. В наш век Церковь должна обращать внимание на эти вещи. Она должна продвигаться вперед вместе с историей».

Эти слова кардинала были расценены СМИ как призыв к пересмотру канонического права в отношении целибата. Однако по прибытии в Ватикан 4 декабря Хуммес поспешил дезавуировать такого рода обобщения, сделанные прессой. «Нормы целибата очень древние, — сказал он. — Они основаны на крепкой традиции и имеют под собой серьезные основания. Следовательно, Церковь не планирует их пересматривать».

Таким образом, консерватизм, как и при Папе Иоанне Павле II, продолжает выступать в качестве знамени, под которым действует Ватикан. В 2006 г. признаки «либерализации» социальной позиции Католической Церкви оказывались преимущественно газетными «утками».

http://religion.ng.ru/politic/2006−12−20/4_papa.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru