Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин21.12.2006 

Под знаком конфликта
«Карикатурная война» может иметь долгосрочную перспективу

В 2006 году Запад и исламский мир предъявили друг другу претензии. Не исключено, что эта тенденция сохранится и в наступающем году.

Не будет преувеличением сказать, что 2006 год прошел под знаком «карикатурной войны». Скандал вокруг публикации рядом европейских газет карикатур на Пророка Мухаммеда превратил проблему оскорбления чувств верующих в один из лейтмотивов межконфессиональных и межрелигиозных форумов: IX Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Порту-Алегри, июльского Саммита мировых религиозных лидеров в Москве и аналогичного сентябрьского Конгресса в Астане.

После «карикатурного скандала» повысилась чувствительность исламского мира к упрекам со стороны Запада. Отсюда бурная реакция мусульман на «регенсбургскую лекцию» Бенедикта XVI и запрет на продажу в Египте некоторых европейских газет, выступавших с критикой ислама.

В Европе «возмущение ислама» вызвало настороженность, тон критиков «недостаточной интеграции» мусульман в западное сообщество ничуть не смягчился. Показателен пример Великобритании, где уходящий год ознаменовался общественной дискуссией по поводу ношения мусульманками паранджи на работе и степени адаптации мусульманской молодежи к британским нормам и ценностям.

Оргкомитет лондонской Олимпиады-2012 отказался пересматривать сроки проведения Игр, совпадающие со священным месяцем Рамадан, а представители Англиканской Церкви выпустили ряд критических стрел в адрес правительства страны, «необоснованно фаворизирующего мусульман» в плане финансовых и социальных привилегий. К интеграции и толерантности к западным ценностям призывала мусульман и Евангелическая Церковь Германии, в частности епископ Ганновера Маргот Кессманн, признанная немецким журналом Funk Uhr «женщиной года».

«Конфликт веры и безбожного секуляризма» — так многие религиозные лидеры определяли суть «карикатурного скандала». Секуляризм в минувшем году действительно продолжал «бродить по Европе». В ФРГ, по данным последних соцопросов, около 70% молодых людей считают религиозные организации «несовременными», а в Бога как личность верит лишь треть молодежи. Победную поступь секуляризма смягчали исследования, проведенные в США. По некоторым данным, в единого Бога в Соединенных Штатах верят чуть ли не 92% граждан! Не преминул напомнить о своей религиозности и президент США Джордж Буш, наложив в августе вето на эксперименты со стволовыми клетками.

Соединенные Штаты в уходящем году по-прежнему продолжали выступать в роли арбитра соблюдения свободы совести в мире. Конгрессмены весной подвергли критике ситуацию с правами верующих в России, а Госдеп осенью внес коррективы в черный список стран — нарушителей религиозных свобод, вычеркнув из него Вьетнам, но добавив Узбекистан. Уделял внимание свободе совести и Евросоюз, с заметной периодичностью напоминавший «кандидату в ЕС» Турции о необходимости соблюдения прав религиозных меньшинств, в частности, православных.

Запад возмущенно реагировал на смертный приговор афганцу, принявшему христианство, и на насильственное обращение в ислам двух новозеландских журналистов, захваченных в плен палестинскими экстремистами. В то же время сравнительно небольшой резонанс в западных странах вызвало принятие в ряде индийских штатов законов, ограничивающих возможность перехода индусов в другую религию.

По всей видимости, долгосрочная тенденция к секуляризации Запада (и, в частности, Европы) будет сохраняться и в следующем году. В то же время уходящий год передает 2007 году качественно новую проблему: необходимость поддержания баланса в отношениях Запада и исламского мира. Успех в выполнении этой задачи будет прежде всего зависеть не от готовности сторон к диалогу, а от того, удастся ли им согласовать сами принципы этого диалога.

http://religion.ng.ru/politic/2006−12−20/4_konflikt.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru