Русская линия
Труд Геннадий Ястребцов20.12.2006 

Крест под полярной звездой
Краю вечной мерзлоты люди особенно нуждаются в душевном покое и вере в светлое

Хмурый воскресный день. Мороз за тридцать, да с ветром. Но празднично одетые надымчане как ни в чем не бывало по одному, по двое, а то и семьями идут через заснеженную площадь к высокому крыльцу Свято-Никольского храма.

После церковной службы к настоятелю иерею Артемию подходит молодая женщина: «Батюшка, мы с мужем хотим дочку окрестить. Что нужно для этого?»

Отец Артемий, молодой светловолосый человек богатырского облика, подробно объясняет, что требуется для совершения таинства крещения.

— Много ли верующих в Надыме? — спрашиваю настоятеля храма.

— Много. И у нас, и по всему Ямалу. Число их растет. Край наш северный для легкой жизни неприспособлен, а вера православная укрепляет и сплачивает людей.

Отец Артемий с нескрываемой гордостью рассказывает мне о пока еще недолгой истории здешнего храма. Средства на его возведение собирали, как говорится, всем миром. Свой вклад внесли мэрия города Надыма и района, а также Надымгазпром — градообразующее предприятие.

В июне 1994 года Надым посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил фундамент храма, а в сентябре 1998 года Его Святейшество вновь побывал у надымчан и торжественно освятил уже построенный храм.

Он пока единственный в Надымском районе, хотя отнюдь не первый. Еще в XVII веке в поселении Хэ на берегу Обской губы существовала церковь, также возведенная в честь святителя Николая. В революционное лихолетье ее разрушили большевики. Туда же, в студеный край, сослали патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого.

На сибирской земле всегда были сильны традиции православия. В 1703 году митрополит Тобольский и Сибирский святитель Филофей открыл в Тобольске первую школу. При нем было выстроено 288 церквей, открыто 37 монастырей, множество приходов. Филофей просветил и крестил до сорока тысяч местных жителей…

— Отец Артемий, сами давно служите в Надыме?

— Пять лет. Родители строили БАМ, жили мы в Усть-Куте. После армии я окончил Тобольскую духовную семинарию и был направлен на пастырское служение в Надым.

— Вы, конечно, знаете о трагедии, случившейся в Тверской области, — там заживо сгорел со своей семьей, с детьми настоятель храма Святой Троицы отец Андрей…

— Безмерное горе. Скорбим вместе со всеми, кто близко к сердцу принял весть об этой беде. У нас с матушкой две дочки растут. Страшно даже представить, что с ними может случиться подобное. Неужели кто-то посмел поднять руку на человека, делавшего благое дело в российской глубинке?

— Да ведь по стране немало случаев, когда от пьяниц, наркоманов и мракобесов страдают священники, разоряются храмы, оскверняются погосты.

— Нас от этого зла Бог миловал. В других храмах Ямала, насколько знаю, тоже никогда ничего подобного не случалось.

— Что же, тут у вас нет ни хулиганов, ни наркоманов?

— Я бы погрешил против истины, если бы сказал, что их вовсе нет. Мы не на острове живем. Однако на сибирские севера люди в абсолютном большинстве приезжают не дурака валять, а трудиться в поте лица, честно зарабатывать деньги для себя и своих близких. Народ тут непростой, но в основе своей добрый, отзывчивый. А случайных и злонамеренных людей северяне быстро выводят на чистую воду.

Конечно, в семье не без урода. Сотни полторы алкоголиков и наркоманов состоят на учете в районе. С ними ведут работу административные органы. А церковь со своей стороны делает все от нее зависящее, чтобы отвратить людей, особенно молодежь, от пагубного соблазна. У нас постоянная церковная община, действует воскресная школа. Есть молодежное движение «Сибирь молодая православная», а также братство и сестричество, чьей главной задачей мы считаем дело милосердия.

Надымский район занимает огромную территорию, которую пересекает Полярный круг. Стойбища оленеводов и фактории отстоят друг от друга на десятки и сотни километров, как и объекты газодобытчиков. Не всегда люди имеют время и возможность помолиться в храме, получить пастырское благословение, исповедоваться. Выезжаем для богослужений в отдаленные поселки, совершаем и миссионерские походы. Многие коренные северяне становятся нашими прихожанами. Проводим не только духовную воспитательную работу, но и в социальном плане стараемся что-то доброе сделать. С помощью газовиков, руководителей города и Ямало-Ненецкого автономного округа собираем посылки с необходимыми предметами быта, одеждой, продуктами, медикаментами и отправляем вертолетами, вездеходами в стойбища и поселки.

— Понятно, это повседневная работа. А как проводит настоятель храма свое свободное время?

— Его очень мало. Занимаюсь воспитанием дочерей, читаю — у меня неплохая библиотека. Телевизор включаю редко — что там почерпнешь для души? А вот за компьютер сажусь, поддерживаю контакты с коллегами через интернет, переписываюсь с родными и друзьями по электронной почте. Когда удается, беру машину и еду с фотокамерой снимать северные пейзажи. Знаете, тундра удивительно прекрасна в любое время года.

— Прощаясь с Надымом, Святейший Патриарх сказал горожанам: «Я увожу отсюда впечатление доброты и согласия, которые дают хороший пример и для больших городов, где, к сожалению, люди уже разделены по политическим и иным мотивам, часто настроены зло и враждебно друг к другу…» Что думаете вы, отец Артемий, об этом?

— В нашей стране Церковь отделена от государства, но не от своего народа. Поэтому нам, священнослужителям, далеко не безразлично, что происходит в миру, за стенами храмов. Десятилетия воинствующего атеизма и бездуховности не прошли бесследно. В стране, где революционные потрясения, кровопролитные войны и репрессии унесли миллионы жизней, предстоит кропотливо и бережно восстанавливать духовное здоровье людей, беречь генетический фонд нации, решительно бороться с проявлениями тяжелых пороков, которыми поражено наше общество. Но бороться не силовым давлением, не новыми репрессиями, а добрыми поступками, духовным просвещением. Я верую и уповаю на то, что Россию спасут люди без ненависти в глазах. И каждый из нас может внести свою лепту в это благое дело, помогая окружающим жить по заповедям Христа, где мир и любовь — тысячелетние моральные устои. Как учил свою паству преподобный Серафим Саровский: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 612 202 360 103


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика