Седмицa.Ru | С. Шаляпин, Е. Романенко, А. Куратов, Архимандрит Трифон (Плотников) | 20.12.2006 |
С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко
Преподобный Антоний Сийский
Cтатья из II тома «Православной энциклопедии»
Прп. Антоний Сийский, современная икона |
Андрей был 1-м ребенком в семье зажиточных крестьян Никифора и Агафии. За благообразие и добродетели, которыми святой обладал от рождения, родители любили его больше других детей. В 7 лет родители отдали его в «научение книжное», он быстро освоил грамоту и полюбил чтение святоотеческих творений. Андрей был единственным среди своих братьев и сестер, кого родители благословили учиться «иконному писанию», все же остальные занимались земледелием. После смерти родителей, когда Андрею исполнилось 25 лет, он переселился в Новгород, где поступил на службу в боярский дом и женился. Через год умерла жена, а вскоре и покровитель-боярин. В этом Андрей усмотрел предначертание своей дальнейшей судьбы.
Он вернулся в Киехту, раздал все имущество нищим и ушел странствовать. На берегу р. Кены, за 5 верст от Преображенского Кенского монастыря, Антоний Сийский остановился в лесу на ночлег, здесь ему во сне явился седой старец в белых одеждах с крестом в руках, который сказал: «Возми крест свой, гряди во след мене, иди подвизайся». Восстав от сна, Антоний пришел в Преображенский монастырь и стал просить настоятеля преподобного Пахомия Кенского принять его в обитель. Игумен сам обучал новоначального инока монашескому деланию, в 1508 г. Антоний принял постриг. Житие сообщает, что Антоний Сийский был «телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три» (РГБ. Троиц. N 694. Л. 15 об.). Он работал в поварне, рубил лес, расчищал землю под пашню, служил немощным братиям в монастырской больнице. Когда в монастыре не стало священника, игумен Пахомий благословил Антоний Сийский на священство.
В 1513 г. Антоний вместе с монахами Александром и Иоакимом удалился из монастыря на реку Емцу к Темному порогу, где поставил часовню, кельи и церковь во имя святителя Николая Чудотворца. До настоящего времени сохранилось напрестольное Евангелие из этой церкви, ранее принадлежавшее Антонию Сийскому (БАН. Арханг. N 1200). В Никольскую пустынь к Антонию Сийскому пришли еще 4 инока. Конфликт с местным населением, не желавшим соседствовать с монастырем, заставил монахов в 1520 г. переселиться дальше на северо-восток — в малонаселенные леса по реке Сие. Однажды, когда иноки молились в лесу, их увидел охотник Самуил, житель села Бросачева. Пораженный увиденным, он подошел к Антонию за благословением, а святой попросил его указать место, удобное для устроения монастыря. Самуил отвел их на берег Угловатого озера, где он слышал ранее колокольный звон и молитвенное пение. Преподобный основал монастырь в 8 верстах оттуда на полуострове Михайловского озера.
Жизнь на новом месте была полна лишений, часто монахи не имели масла, соли, хлеба — «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся». Братия хотела разойтись, но по молитвам Антония Сийского в обитель неожиданно пришел некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню на строительство монастыря. Вскоре произошло другое чудо, которое еще более убедило иноков остаться в обители. Сборщик податей Новгородского архиепископа Василий Бебрь, думая, что в новом монастыре есть некие сокровища, нанял разбойников, чтобы они ночью ограбили обитель. Когда разбойники подошли к монастырю, то увидели множество вооруженных людей, охранявших его. На разбойников напал страх, и они бежали. Наутро разбойники рассказали Василию об увиденном. Тот послал в монастырь священника близлежащего села расспросить святого, что за люди охраняли обитель. Оказалось, что в монастыре, кроме монахов, никого не было, а святой, по своему обыкновению, всю ночь молился. Пораженный чудом, Василий Бебрь пришел к Антонию Сийскому и раскаялся в своем греховном намерении.
Через несколько лет, когда число братии сильно увеличилось, Антоний Сийский отправил в Москву своих учеников Исаию и Александра, которые получили от великого князя Василия III Иоанновича жалованную грамоту на земли и угодья (РГБ. Троиц. N 694. Л. 29 об.- 30), Василий Иоаннович просил святого молиться о «чадородии» великой княгини. В обители был выстроен деревянный храм в честь Пресвятой Троицы, местный храмовый образ для которого был написан неизвестным иконописцем при помощи Антония Сийского. Житие сообщает, что сам преподобный хоть и учился в юности писать иконы, «но препросто иконописательство его бысть», недостаток мастерства он возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Святой Троицы, которую нашли посреди монастыря. После этого был построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая с трапезной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратная — во имя преподобного Сергия Радонежского. Чудесно спасенный образ Святой Троицы стал местной святыней. В житии сообщается, что у иконы получили исцеление бесноватый Василий — слуга двинского наместника кн. Дмитрия Жижинского, Силуан — слуга боярина Василия Воронцова, страдавший «падучей» болезнью, и мн. др.
В 1543 г. Антоний Сийский получил грамоту царя Иоанна Грозного, по которой двинский сотник Василий Бичурин должен был отмежевать Сийскому монастырю пожалованные леса и угодья (Грамоты коллегии экономии. Т. 1. N 97. Стб. 98−100). Через 2 года царь пожаловал монастырю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии Антония Сийского (в редакции царевича Иоанна) имеются сведения о том, что Антоний Сийский лично посещал Москву (видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной.
В годы относительного благополучия своего монастыря Антоний Сийский оставил управление им иеромонаху Феогносту и удалился для отшельнического жития за 3 версты от монастыря на остров в Дудницком озере, где поставил часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь преподобный предавался суровым аскетическим подвигам, питался только от труда рук своих: сам расчищал землю под посевы, сеял и убирал хлеб. После совершения молитвенного правила он всю ночь вручную молол хлеб, часть муки оставлял себе на пропитание, а остальное отправлял в монастырь. Чтобы усугубить подвиг, во время молотьбы преподобный раздевался по пояс и отдавал свое тело на съедение комарам. Спустя некоторое время Антоний Сийский удалился на 5 верст от прежней пустыни — на озеро Падун. Всего в пустынях близ монастыря он прожил около 2 лет. Когда Феогност оставил игуменство, Антоний Сийский вынужден был возвратиться в обитель и вновь стать ее настоятелем.
В житии рассказывается, что преподобный обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей, который хотел тайно покинуть монастырь, зашел в келью Антония Сийского. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем уберег от гибели. В другой раз, на праздник Преображения, иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Антоний Сийский благословил их идти на озеро к мысу Красный нос. Улов был так велик, что этой рыбой питались в монастыре долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой.
Незадолго до кончины Антоний Сийский составил «Духовную память» — наставление по устройству монашеского общежития (Архангельский краеведческий музей. Инв. N 3590). Книги, собранные Антонием Сийским за годы игуменства, стали основой впоследствии богатейшей библиотеки Сийского монастыря (в 1556 по отписному списку, составленному преподобным перед смертью для нового игумена Кирилла, числилось 66 книг).
Местное почитание Антония Сийского началось, по-видимому, сразу после его кончины. Общецерковная канонизация Антония Сийского состоялась на Соборе 1579 г. В кон. XVI — нач. XVII в. в монастыре была построена новая церковь в честь Святой Троицы с приделом во имя Антония Сийского. В 1652 г. Патриарх Никон по дороге на Соловки посетил Сийский монастырь, и по его указу в Киехте был построен храм во имя Антония Сийского. При сийском игумене Феодосии (Лебедеве; 1643−1652 и 1663−1688) были записаны 11 посмертных чудес Антония Сийского, свидетелем которых был игумен: исцеление диакона (1660), 2 расслабленных (1661), слепого игумена Евфимия и др. В 1672 г. в окрестностях монастыря больше месяца стояла дождливая, холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому рабочему Иоанну Тырыданову явился Антоний Сийский и повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход к Угловатому озеру, а населению монастырской округи — строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2 раза ходил крестным ходом к Угловатому озеру, где стояла часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная Феодосием в 1668 г., установилась хорошая погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с благодарственным молебном, игумен Феодосий установил совершать его ежегодно в этот день. Значительные события в жизни обители фиксировал также летописец Сийского монастыря, в котором записаны 24 чуда преподобного, случившиеся при игумена Феодосии; в частности, 15 сентября 1679 г. у гроба Антония Сийского сама собой затеплилась лампада, масло из которой излечивало тяжелые недуги.
Мощи преподобного почивали под спудом в Троицком соборе Сийского монастыря у южной стены храма рядом с приделом его имени. Над гробницей находился образ Святой Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923 г. монастырь был закрыт, мощи святого в советское время не вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский монастырь в полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В настоящее время восстанавливается Благовещенский храм и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого собора.
Источники: Устав церковный. М., 1610. Л. 448; Устав церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе // РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 39; Описание о российских святых. С. 156−157; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сент.-дек. С. 65−67; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 29−179.
Литература: Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских ру-кописей, хранящихся в Москве в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 573; Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. C. 110−118; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989р. Кн. 3. Т. 9. Прим. 612. Стб. 136−137; Тупиков Н. М. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича. СПб., 1894; Кононов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец и церк.-ист. значение основанной им обители. СПб., 1895; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. С. 184; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300−302, 336−337; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51−55; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208; Голубинский. Канонизация святых. C. 117; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 270−276; Кукушкина М. В. Описи книг XVI—XVII вв. Библиотеки Антониево-Сийского монря // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. М.; Л., 1966. С. 130; она же. Монастырские б-ки Русского Севера. Л., 1977. С. 25−32; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 247- 248; Рыжова Е. А. «Повесть о житии Антония Сийского» и севернорус. агиография второй пол. XVI в.: АКД. СПб., 1993. С. 8−9; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 36, 44, 211; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 36−37; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 36−43; Т. 2. С. 57−58.
Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь
А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников)
(Статья из II тома «Православной энциклопедии»)
Основан в 1520 г. прп. Антонием Сийским и 7 иноками (по именам известны Исаия, Елисей, Александр и Иона), удалившимися для уединенной жизни на берег Большого Михайлова оз. близ р. Сии. По преданию, место будущей обители указал им охотник Самуил, слышавший здесь колокольный звон и пение. Спустя несколько лет, когда братия увеличилась за счет пострижеников из числа местных жителей, преподобный отправил в Москву с челобитной своих учеников Исаию и Александра, которые в 1525 г. получили от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал монастырю окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 г.- судебные и финансовые льготы. В XVI в. Антониев Сийский монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе, его земельные владения простирались «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». О первоначальном общежительном уставе Антониево Сийского монастыря свидетельствует «Духовная память» — завещание, составленное в 1556 г. перед своей кончиной прп. Антонием. Назначая своим преемником старца Кирилла, преподобный дает наставление братии: «А живите во общем житии равно духовне и телесне пищею и одеждою по заповеди святых отцов… а пития хмелевова в монастыре не держите… а нищих поите и кормите довольно и милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое».
Согласно житию прп. Антония, по получении от вел. кн. Василия III «начальной грамоты» в монастыре после 1525 г. была построена первая деревянная соборная церковь, освященная во имя Св. Троицы. Житие сообщает, что на месте этой сгоревшей церкви преподобный выстроил новый соборный храм, а также трапезную с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. ворота с надвратной церковью во имя прп. Сергия Радонежского. В писцовой книге 1587 г. упоминаются 3 деревянных монастырских храма, один из которых — Троицкий — был шатровым. В 1587/88 гг. началась подготовка к строительству каменного собора, монастырю были даны льготы — освобождение от оброка с монастырской вотчины на 5 лет, которые затем были продлены. Все строительные работы производились на царские вклады и на средства от пожалованного оброка. Такое внимание к Антониево Сийскому монастырю было следствием особого почитания прп. Антония убиенным царевичем Иоанном Иоанновичем, что не раз подчеркивалось и в более поздних царских жалованных грамотах: «Наперед сего при прежних государех… деда нашего…Ивана Васильевича… и дяди нашего… Феодора Ивановича… в жаловальных грамотах написано: пожаловали они для царевича Ивана Ивановича, потому что царевич Иван Иванович к Чудотворцу Антонию веру держал…» (льготная грамота царя Михаила Феодоровича от 14 февр. 1644 г.). Согласно тексту жалованной грамоты 1592 г., каменный храм предполагалось построить «в меру» собора московского в честь Вознесения Господня монастыря, и для его возведения в Антониево Сийский монастырь был отправлен церковный мастер Захар. Строительство собора продолжалось разными артелями до кон. июля 1606 г. (с 1593 по 1606 г. в монастыре работал мастер Василий Дуло с 30 вологодскими каменщиками), освящен 24 мая 1607 г. Внутри каменного храма погребение преподобного, находившееся до того времени под спудом деревянного шатрового собора с южной стороны алтаря, оказалось у южной стены перед приделом его имени, расположенном в дьяконнике. В 1638—1644 гг. была построена теплая шатровая Благовещенская церковь (в 1824 в ней был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца), с теплой трапезной и келарской палатами. В 1642 г. в шатре трапезной церкви освятили придел во имя св. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1652 г. возведена шатровая колокольня с храмом во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (освящена в 1661). В 1661—1669 гг. построена надвратная каменная церковь ап. Андрея Первозванного, вместо прежней деревянной, с 3 престолами — во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1687), прп. Сергия Радонежского, святых Флора и Лавра (перестроена в XVIII в.).
Строившийся на протяжении 4-х царствований (Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского) 5-главый 4-столпный собор с западного притвором являет собой характерный пример использования в новгородской архитектурной традиции форм московского зодчества. Так, интерпретацию московских мотивов представляет широкий антаблемент под закомарами, филенки на стенах апсид и главное — звенья аркатурно-колончатого пояса, помещенные в пряслах западной стены четверика. Новгородское происхождение имеет конструкция перекрытия, где использованы узкие, незначительно повышенные над уровнем сводов, подпружные арки. В XVII в. с южной стороны собора была построена каменная палатка, куда в 1678 г. по благословению Новгородского митр. Корнилия перенесли мощи пустынножителей священноиноков преподобных Исаии Ручьевского и Никанора Сийского. Позже здесь были погребены игум. прп. Феодосий Сийский († 1688) и Патриарший казначей Паисий († 1695). До закрытия обители над их гробами служились панихиды. В XIX в. на этом месте в летнее время служили для паломников заказные панихиды для поминовения «их присных и знаемых». На рубеже XVII—XVIII вв. возведен 2-этажный корпус братских келий.
История Антониев Сийского монастыря тесно связана с русским великокняжескими и царскими семьями. Вел. кн. Василий III просил прп. Антония молиться о «чадородии» вел. княгини. А 1575/76 гг. царь Иоанн IV пожаловал в монастырь покров на гроб прп. Антония. В 1579 г. по просьбе сийского игум. Питирима и инока Филофея царевич Иоанн Иоаннович составил житие и канон прп. Антонию. При игум. Ионе в Антониев Сийском монастыре в 1599—1605 гг. отбывал ссылку Ф. Н. Романов (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Филарет, отец буд. царя Михаила Феодоровича), насильно постриженный в 1601 г. В 1628—1629 гг. Патриарх Филарет вложил в монастырь Владимирскую икону Божией Матери в серебряном окладе, складень с миниатюрными изображениями Божией Матери «Неопалимая Купина», шитый покров на раку прп. Антония. Ценные вклады в монастырь делали многие светские лица, напр. в 1692 г. дворянин С. Т. Римарев пожертвовал для поминовения боярина И. М. Милославского воздух с покровцами из венецианского бархата и серебряный потир (АОКМ). В 1613 г., после воцарения династии Романовых, игум. Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Благодаря высокому авторитету игум. Ионы Антониев Сийский монастырь наряду с Соловецким монастырем в XVII в. занял особое положение в Поморье, был крупнейшим церковно-административным, духовным и культурным центром Подвинья. К Антониево Сийскому монастырю были приписаны Емецкий Покровский муж. монастырь, Емецкий Ивановский жен. монастырь, Кривецкий монастырь, Лявленский жен. монастырь, Чирцева пуст. на р. Мезени. В XVII в. Антониев Сийский монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на р. Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах развивались соляной, рыболовный, морской промыслы. Обитель имела подворья в Москве, Вологде, Архангельске, а с сер. XVII в.- небольшую типографию.
Библиотека обители, начало которой положил прп. Антоний, после его кончины в 1556 г. насчитывала 66 книг. Несмотря на неоднократные пожары, к кон. XVIII в. в фондах монастыря хранились 561 рукописная и 379 печатных книг, в т. ч. пергаменное иллюминированное Евангелие-апракос (1339−1340), написанное в Москве по заказу вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты (поступило из Лявленского Успенского монастыря в 1633), Евангелие 1692 г., духовное завещание прп. Антония братии монастыря с его подписью, житие прп. Антония со 150 цветными миниатюрами работы игум. Феодосия (Лебедева; † 1688). В 1903 г. все рукописные книги монастыря (327) были переданы в Архангельское древлехранилище. К 2001 г. собрание более 300 рукописных книг из Антониев Сийского монастыря находится в БАН (С.-Петербург), неск. рукописей хранится в Гос. архиве Архангельской обл., в ГИМ.
В Антониев Сийском монастыре был создан Сийский иконописный подлинник (БАН) (см. Иконописные подлинники), содержащий ок. 600 прорисей икон. Сохранились сведения об иконописцах Антониев Сийского монастыря: прп. Антонии Сийском, настоятелях игум. Феодосии (Лебедеве) и архим. Никодиме (Мамонтове; † 1721) — составителе Сийского подлинника. В кон. XVI — нач. XVII в. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царские иконописцы Ф. Зубов и В. Кондаков. Из Антониев Сийского монастыря происходит, напр., икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» письма Ф. Зубова, сер. XVII в. (ГМЗРК), с надписью на обороте: «Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец».
В XVIII в., с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. По штату 1764 г. Антониев Сийский монастырь был отнесен к необщежительным 2-го класса, с содержанием от казны 1000 р. В XIX в. настоятели Антониев Сийского монастыря назначались на должность ректоров Архангельской ДС, занимались миссионерской деятельностью: архим. Вениамин (Смирнов) проповедовал среди ненцев в Архангельской губ.
В 1920 г. на территории Антониев Сийского монастыря братия организовала трудовую коммуну, в Благовещенской церкви местные власти открыли детскую колонию. Постановлением Емецкого уездисполкома от 12 июня 1923 г. и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 г. монастырь был закрыт. В зданиях обители располагались последовательно сельская трудовая коммуна, колхоз, Дом отдыха работников лесной промышленности, Дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания были разобраны или разрушились по ветхости (2-этажный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью свт. Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). В 70-х — нач. 90-х гг. XX в. в обители располагался летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, дача Архангельского облисполкома.
Решением Священного Синода РПЦ от 30 марта 1992 г. Антониев Сийский монастырь был возрожден, 15 июня 1992 г. настоятелем утвержден игум. (с 2000 архим.) Трифон (Плотников). Случившийся в авг. 1992 г. пожар уничтожил кровлю Благовещенской церковь, трапезной палаты и ризницы. В это тяжелое время (23 авг. 1992) монастырь посетил Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
К 2001 г. в Антониев Сийском монастыре восстанавливались Благовещенский храм, в котором совершаются богослужения, и храм прп. Сергия Радонежского, готовилось восстановление Троицкого собора, в котором с 1994 г. ежедневно читается акафист прп. Антонию Сийскому; на монастырском погосте строилась Успенская часовня. Антониев Сийский монастырь окормляет несколько приходов Архангельской епархии, в которых нет священников. Братия Антониев Сийского монастыря участвовала в церковно-археологических экспедициях к местам, где ранее существовали Кожеозерский (1997) и Красногорский (1998) монастыри. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки; отремонтирована ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж; действуют пекарня, механическая, столярная и др. мастерские. Создаются монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В Архангельске и с. Холмогоры открыты подворья монастыря. К 2001 г. в обители было 20 чел. братии (архимандрит, 3 иеромонаха, иеродиакон, диакон, 3 монаха, инок, 10 послушников), ок. 60 трудников.
Архив: РГАДА. Ф. 1196. (1659−1918 гг., 2950 ед. хр.); СПб ФИРИ РАН. Ф. 5. (1490−1800 гг., 8507 ед. хр.); ГААО. Ф. 286. Оп. 1. Д. 1016; Ф. 352. Оп. 1. Д. 301.
История: Акты Сийского монастыря. Архангельск, 1913. Вып. 1: Грамоты Патриарха Филарета (1619−1633 гг.); Вкладные книги Антониево-Сийского монастыря 1576−1649 (7084−7202) гг. // ЧОИДР. 1917. Кн. 2. С. 1−104; Описание Рукописного отдела БАН СССР. Л., 1989. Т. 8. Вып. 1: Рукописи Архангельского собрания.
Литература: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3−122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Старые синодики Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии Холмогорского уезда / Е. Н. // Арханг. ЕВ. 1896. N 1. С. 9−17; N 2. С. 29−37; N 3. С. 66−74; Никодим [Кононов], иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития… СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского монастыря 1598 года и летописные заметки // Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373−384; Перовский В. Антониево-Сийский монастырь // Краткое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75−204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском монастыре (к 300-летию соборного храма) // Арханг. ЕВ. 1907. N 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59−65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому монастырю XVI—XVII вв. // ИА. 1953. Вып. 8. С. 180−197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI—XVII вв. библиотеки Антониево-Сийского монастыря // БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122−142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского монастыря // АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276−283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому монастырю 1578 и 1593 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207−236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917−1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154−187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского монастыря 1745 года как исторический источник // Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50−79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский монастырь // Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85−93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит // Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель // Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407−439; Залесский А. М. Малые Соловки // Держава. 1997. N 2(9). С. 72−74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу // Вера (Эском). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. N 301. С. 10−11; Два крыла // Там же. Вып. 3. N 303. С. 11−13; Сизов М. С сийских подлинников // Там же. 1998. Вып. 20. N 322. С. 8.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39 553&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)