Православная газета г. Екатеринбург | 19.12.2006 |
Когда родители святителя Николая умерли, он употребил свое богатое наследство на благотворительные дела. Через несколько лет своего пастырства он собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозорливости и чудотворения: святитель предвозвестил бурю и силой молитвы укротил ее, а также воскресил упавшего с мачты матроса.
В Палестине святитель Николай решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святителю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божией воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался ликийский архиепископ. И епископам, усердно молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнейший из всех — нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.
Так, Промыслом Божиим был избран святитель Николай в архиепископы, и теперь для блага паствы он уже не скрывал свои добрые дела. Он участвовал в I Никейском соборе, пламенно изобличая ересь Ария; во время голода в Ликии предстал во сне купцу, имевшему груз хлеба, и велел везти его в Миры, оставив в залог три золотые монеты, которые тот с изумлением обнаружил утром; однажды остановил казнь трех невинно осужденных. При этом авторитет его был так велик, что никто не смел противиться, зная, что творится воля Божия. Однажды святитель спас погибающий от бури корабль. Моряки, потеряв всякую надежду, стали молиться ликийскому архиепископу, о котором много слышали, и вдруг он сам появился у руля корабля и привел его в гавань. К святителю безбоязненно шли со всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником. Он мирно почил 6 декабря 342 года. Господь сподобил его честное тело нетления, мощи святителя по сей день источают благодатное целебное миро.
Глубоко почитает и прославляет святителя Николая православный народ. И не только православные величают его и притекают к нему, но и инославные и даже иноверные. Чем же вызвал святитель такое всеобщее поклонение?
За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная. Святая Церковь, отмечая это великое благодатное свойство духовного устроения святителя, именует его «правилом веры». Это значит, что Церковь признает его веру настолько совершенной, что объявляет ее образцом для подражания своим чадам.
Святитель Николай вступил на ликийскую кафедру в период самых страшных преследований Церкви Христовой — во времена правления императора Диоклетиана. Избрание на кафедру в это время было равносильно избранию в мученики. И, действительно, вскоре святитель был схвачен и брошен в темницу, где мужественно претерпел за Христа все ужасы страданий, кроме смерти. Промысел Божий сохранил ему жизнь для предстоящих великих церковных дел.
Когда мир церковный был нарушен появлением арианской ереси, святитель и здесь явил величие своей правой веры.
Ни узы темницы, ни внешнее благополучие Церкви при святом императоре Константине не убавили ревности светильника Божия. При всей своей кротости и снисходительности, он проявил твердость и непреклонность в исповедании и защите правой веры. И именно эта ревность стала одной из причин всеобщего почитания великого святителя.
Имеем ли мы что-либо подобное? Ведь для спасения недостаточно только сказать: я верую, или: я верующий человек. «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), но всем известно, что их вера не спасает. Спасает та вера, которую имел святитель Николай — правая, православная, согласная со святым Евангелием, с учением Церкви, утвержденным святыми отцами на Вселенских и Поместных соборах. Истина — в Церкви, и «не должно искать у других истины, — учит святитель Ириней Лионский, — которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни».
Вера святителя Николая также была неразрывно связана с делами, с добродетельной, богоугодной жизнью. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Недостаточно только слушать учение Спасителя и восторгаться им. Нужно всегда и везде поступать по нему, жить по нему. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13, 17). Теперь взглянем на себя. Если смотреть чисто внешне, то можно сказать, что мы истинные христиане: ходим в храм Божий, ставим свечи, кладем поклоны, постимся, никого, вроде бы, не обокрали, не убили. Но боремся ли мы с нашими прихотями? Обуздываем ли свои пороки и страсти? Имеем ли кротость, воздержание, скромность, чистоту, честность? Видим ли в своем ближнем брата? Пусть совесть каждого сама ответит.
Святитель Николай теперь в мире горнем, в вечной славе. Но на земле он был человеком, подобным нам. И если мы хотим быть там, где он, то должны на земле поступать так, как он поступал. Он был образом кротости — и мы должны стяжать кротость. Он был учителем воздержания — и мы обязаны подражать ему. Он достиг высоты смирения, был милосерден, спешил всем на помощь, забывая о себе — и мы должны учиться всему этому. И будем молить святого угодника Божия, чтобы укрепил он нас в правой вере, помогал возрастать в добродетелях и, предстоя перед Престолом Всевышнего, молил Его о спасении душ наших.