Радонеж | Валерий Рыжаков | 18.12.2006 |
Снимался в фильмах:
Мишка, Серега и я (1961) Где ты теперь, Максим? (1964) Я Вас любил… (1967) Новенькая (1968) Возвращение «Святого Луки» (1970) Тревога (1972) Включите северное сияние (1972) Юнга северного флота (1973) Юркины рассветы (1974) Садись рядом, Мишка! (1977) На новом месте (1978) Вкус хлеба (1979) Ларец Марии Медичи (1980) Синдикат-2 (1981) Захват (1982) Приказ: перейти границу (1982) Парашютисты (1985) Досье человека в «Мерседесе» (1986) Перед рассветом (1989) и др.
Актера Валерия Рыжакова, исчезнувшего из поля зрения зрителей и почитателей его таланта лет пятнадцать назад, я неожиданно увидел поющим на клиросе в московском храме Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. После службы я попросил его рассказать читателям «Православного миссионера» о себе, о том, как он пришел в Церковь Христову, о его внутреннем духовном преображении.
— Все началось с того, что я и несколько моих коллег решили создать гильдию актеров кино. Сочиняли уставы, заключали договоры — было трудно, но интересно. А потом вдруг возникла острая необходимость зарабатывать деньги. К этому меня, в частности, подтолкнуло бедственное положение выдающегося артиста Леонида Оболенского — звезды еще немого кино, человека княжеского достоинства, много лет несправедливо гонимого. Ему понадобилась инвалидная коляска, которая в то время стоила немалых денег, и нам пришлось сбрасываться, чтобы помочь.
Именно тогда я и решил попробовать организовать собственное производство. Несмотря на то, что меня и моих товарищей знали и приглашали сниматься в кино, мы оставили свою работу и начали осваивать совершенно новое для нас издательское дело. С самого начала я уже знал, что буду делать. Мы издавали книги и брошюры для православного читателя. Божией милостью удалось сделать несколько значительных вещей, например, возобновить выпуск копеечных книг и брошюр, которыми жила дореволюционная Россия, благодаря трудам известнейшего в то время книгоиздателя-просветителя Ивана Дмитриевича Сытина. Копеечные издания представляли собой, доступные небогатым людям неразрезанные листы с акафистами, молитвами. В то же время мы выпускали и дорогие книги в твердом переплете, подарочные издания. Дело пошло хорошо, и скоро я стал одним из российских миллионеров-предпринимателей. Но это продолжалось недолго, наступил очередной политический, затем экономический, кризисы. Наверное, можно было бы удержаться на плаву, но в этот момент Бог послал мне человека, который перевернул в моем сознании — все! Я понял, что если Господь зовет меня войти в эту Реку, то не нужно долго размышлять, а нужно смело вступать в Нее.
Конечно, решение начать другую жизнь пришло ко мне не вдруг, как это может показаться. Я всегда с большим уважением относился к Церкви и церковной жизни. Моя бабушка водила меня в храм на причастие, и это в то время, когда многие храмы были закрыты, а о Вере говорили преимущественно в пренебрежительном тоне, с насмешкой. То есть постепенно, очень медленно, я бы сказал, неосознанно во мне зрело желание стать православным христианином. Недавно спросил одного священника: «Батюшка, почему верующий человек исповедуется, причащается, но спустя время снова начинает грешить? Куда все девается?!» Он ответил замечательно! «Это никуда не может уйти, это отлагается в глубинах сердца. Проходит время, может быть, годы и десятилетия, и наступает наконец момент, когда благодать эта расцветает пышным цветом»
Однажды меня подвели к одному монаху и сказали: «Отче, исповедуй этого человека от начала». Он исповедовал меня полтора часа, вывернул всего наизнанку, и после такой исповеди я уже просто не мог вернуться в прежние нестройные ряды. Два раза предлагали постричь меня в монахи, но каждый раз что-то не давало мне сделать этот шаг. То вдруг работа наваливалась так, что не продохнуть, то появлялся страх за маму, которую я не мог оставить одну и очень боялся того, что она меня не поймет. Сейчас мамы уже нет, она умерла, и я прошу вас, помолитесь за рабу Божию Елену.
Монахом я не стал. Значит это не мой путь? Бог весть. Тогда мне сказали — ищи храм поближе к дому. До этого я молился в храмах, в которых служат наши иерархи. И вдруг — «поближе к дому». Чтобы это значило?
И тут в Троице-Голенищеве открывается этот старинный чудный храм, и я прирос к нему всем сердцем, всей душой. Какое-то время еще продолжал заниматься своим делом, но мысли мои были не о работе, а о храме. Какие могут быть проекты, если сегодня Церковь празднует день памяти преподобного Серафима Саровского, а завтра — пророка Илии, а послезавтра — пророка Иезекиля, а на следующий день после этого — равноапостольной Марии Магдалины?! И так круглый год! И я стал просить отца настоятеля протоирея Сергия Правдолюбова принять меня, грешного, в братию.
Сначала я плотничал, затем столярничал, потом пономарил, начал петь на клиросе. И по истечении некоторого времени неожиданно открываю в себе: мне нечего в этой жизни противопоставить тому чуду, которое меня здесь, в Церкви Христовой, окружает. Больше того, мне даже страшно представить себе, что я могу хотя бы на мгновение оказаться не просто вне Церкви, а вне этой церковной ограды. И даже сейчас я содрогаюсь от мысли о том, как я жил без Причастия? Люди учатся, работают, разрабатывают какие-то проекты, копят на строительство дома, покупают квартиры, дачи, машины. Думают, что они живут. А они не ЖИВУТ! Потому что настоящая ЖИЗНЬ может быть только в Боге. Я никого не хочу обидеть. Но сегодня всю человеческую деятельность вне Бога я воспринимаю именно так и никак иначе.
Конечно, это совсем не значит, что все должны идти работать в храмы. Нет! Макарий Великий сказал: «Аз есмь грешный человек, и я имею задание от Бога». Все мы имеем задание от Бога. Каждый — свое. И царь, и князь, и домохозяйка. Каждый человек, где бы и кем бы он не работал, должен трудиться во Славу Божию. Когда я издавал православные книжки, то искренне думал тем самим приобщить к Вере как можно большее число людей. Но то были другие времена. А сейчас все храмы открыты! Идите в храмы, потому что именно в храмах должно слышать Благую Весть.
Самый высочайший дар — это Вера. И ею нужно так дорожить! А все остальное абсолютно неважно. Сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), а остальное приложится.
Я бесконечно благодарен Богу за то, что он принял меня — самого грешного из всех людей. Я не кокетничаю. Я — недостойнейший! Мне говорят, проси Бога о том-то и о том-то, Но я не дерзаю просить у Бога ничего, кроме одного — чтобы Он не гнал меня, самого грешного, от Себя. Без лучей Его любви, чудеснейшим образом проявляющейся каждый день, без Его бесконечного милосердия ко мне, которое я постоянно чувствую я не смогу жить — физически не смогу.
Я точно знаю, что Бог есть Жизнь. И тех радостей, которые ждут человека, уверившего в Господа, еще здесь, на земле, — их не перечислить! Каждый день превращается в праздник. Спаси Господи!
Протоиерей Александр Новопашин,
Москва, 2006 год