Древнейшая духовная жемчужина России, ее воистину Северный Афон, за века немало претерпевший от бурь истории, получил наконец надежную поддержку. Патриарший попечительский совет по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря объединил многих его почитателей и благотворителей. Следи за внутренним, и внешнее устроится История монашеского острова тесно переплетена с судьбой России. Большая часть архива в лихолетья погибла, однако есть свидетельства о существовании на Валааме монастыря еще за три десятка лет до Крещения Руси. Неспокойно жилось там уединенным молитвенникам: местоположение обители пришлось на границу владений Великого Новгорода со Швецией. Позже не обошла валаамских иноков благосклонность русских царей. Испытали они и последствия екатерининской секуляризации (обмирщения). Радостен был расцвет монастыря в конце XVIII века, на Валааме вводится строгий устав и практика старчества, когда послушников и иноков передают под руководство опытных монахов. «Следи за внутренним, и внешнее устроится» — это незыблемое правило духовной жизни не замедлило дать зримые плоды. К середине XIX века обитель расцветает: строятся храмы и скиты, дороги и мосты, открываются различные мастерские, организуется детский приют… Фермерство и садоводство позволяют монастырю обеспечивать себя всем необходимым и продавать излишки продукции. И это на покрытых мхом скалах! Удивлялись паломники и гости, когда им подносили груши, вишню, малину, виноград и арбузы. Храмы, скиты, часовни расписывали свои иконописцы. В здешней иконописной школе обучались иноки Валаама и других северных монастырей. Современники уважительно величали ее «валаамской академией художеств». С середины 1880-х годов руководил ею иеромонах Алипий. Иван Шмелев назвал его «первостатейным художником и иконописцем», а Василий Немирович-Данченко, брат знаменитого режиссера, — «валаамским Рафаэлем». Злая воля, время и непогода 1917 год отрезал северную обитель от России. Валаам отошел к Финляндии. Братия петербургского и московского подворий оказалась в эпицентре борьбы с «опиумом для народа». Да и самому монастырю пришлось несладко: много было случаев резни русских финнами, хулиганство, мародерство. Благодаря поддержке финского фельдмаршала Карла Густава Маннергейма, когда-то служившего начальником гвардии в Царском Селе, Валаам был сохранен. Насельников там оставалось немного. Управляться с огромным хозяйством было все труднее. В марте 1940 года по настоянию финского правительства из-за начавшихся военных действий с великой скорбью расстались валаамцы с родной обителью. С собой везли все, что могли спасти от будущего разорения. Летом в восточной части Финляндии был основан Ново-Валаамский монастырь. Для острова-монастыря начались страшные годы. В июле 1940 года здесь обосновываются школа боцманов и рота юнг. В нижнем храме величественного Преображенского собора был устроен клуб, монументальная живопись замалевана краской. В верхнем храме юнги упражнялись в стрельбе по иконам, выцарапывали глаза святым. 22 июня 1941 года, вернувшись из похода на шлюпах, они узнали о начале Великой Отечественной войны. Их отправили на Ленинградский фронт, где почти все они вскоре погибли. Около четырех лет на монашеском острове царили тишина и безлюдье. Лишь несколько раз наведывались сюда из Финляндии валаамские иноки, чтобы собрать оскверненные иконы, навести порядок в библиотеке, спасти и увезти еще хоть что-то. Война близилась к концу, и на рубеже 1944−1945 годов на Валааме был создан колхоз. А через год здесь организовали интернат для инвалидов войны. Сюда — подальше от глаз народа-победителя — свозили человеческие обрубки: людей без рук, без ног, страшно изувеченных или обгоревших. В 1965 году придумали устроить на острове природный заказник. И тут же в районе Воскресенского скита открыли турбазу. Туристы оказались людьми любознательными, охочими до беспризорного антиквариата, а заодно и до самовыражения в виде подлых граффити и осквернения того, что не могли унести. Лишь в 1979 году здесь был организован историко-архитектурный и природный музей-заповедник. А в 80-х началась реставрация храмов. До боли медленно залечивались раны, нанесенные Валааму, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «злой человеческой волей, временем и непогодой». В декабре 1989 года на многострадальный остров вновь пришли монахи. На их плечи легли тяготы не только по восстановлению храмов обители, но и заботы о потомках тех самых инвалидов войны. И не однажды на московском и питерском подворьях объявлялся сбор помощи мирянам, живущим на Валааме: сюда везли лекарства, консервы, юбки, шапки, пальто. Монахи несут послушания на ферме, конюшне, огородах, полях, в мастерских, возрождающихся садах. Ловят рыбу и пекут хлеб. У монастыря есть свои начальник пристани и гостиничный, которые, как в былые времена, первыми принимают на себя заботы о приезжающих сюда тысячах паломников. На острове оборудована современная телефонная станция… Обитель славы Патриарший Попечительский совет по восстановлению монастыря возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а председателем Правления Совета стал игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий. В состав Попечительского совета входят виднейшие политики и предприниматели — Георгий Полтавченко, Герман Греф, Евгений Примаков, советник Председателя Госдумы, председателя благотворительного общества «Друзья Валаама» Александр Котелкин. Прошлой весной Попечительский совет принял программу по восстановлению Северного Афона. А летом в день преподобных Сергия и Германа, прибыв на Валаам в качестве паломников, его члены получили подробный отчет о выполненных за это время работах. Но, главное, своими глазами увидели состояние валаамских храмов и скитов. Тогда же был освящен храм во имя Валаамской иконы Божией Матери и заложен камень нового Свято-Владимирского скита. Недавно в храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета. Святейший Патриарх Алексий II констатировал: «Этот год был наиболее плодотворным за все годы возрождения Валаама». Наконец воссоздаются иконостас, монументальная живопись алтаря. Реставрируются другие храмы и скиты обители, отремонтирована монастырская гостиница, куплен теплоход «Святитель Николай». Не бывает ничего случайного В 1938—1939 годах Алеша Ридигер дважды побывал на Валааме. Библиотекарь обители о. Иувиан писал мальчику: «Вы для нас — точно свои родные по духу». В 1997 году Святейший Патриарх Алексий II всецерковно прославил Валаамскую икону Божией Матери. На вопрос корреспондента «Парламентской газеты», может ли он сравнить дух той, прежней обители и нынешнего, возрождающегося Валаама, Святейший Патриарх ответил: — Тот Валаам имел вековые традиции духовной жизни, и его старцы, убеленные сединами и увенчанные жизненным опытом, во всей полноте отвечали вопрошающим на их вопросы. Нынешний Валаам еще молод. Но монахи, пришедшие сюда из других обителей России, принесли с собой духовный опыт и умножают его. Валаам суров, и здесь не любят рассказывать о чудесах. Главное — поднимается обитель на Ладожском озере, крепнет ее духовная сила. Постепенно возвращается внешнее великолепие монастыря. И помощь Патриаршего Попечительского совета по восстановлению этой древнейшей духовной святыни неоценима.