Логос, молодежная православная газета | Священник Роман Матюков | 18.12.2006 |
«Правильная Исповедь» — это неправильно
«Батюшка, а как правильно исповедоваться»? Этот вопрос можно услышать не только от людей, ничего не знающих о православной вере, но нередко и от прихожан, которые ходят в храм и исповедуются уже с десяток лет.Прежде всего хотелось бы слово «правильно» поставить в кавычки, потому что словосочетание «правильная Исповедь» создаёт иллюзию, что существует некий шаблон для покаяния. Думаю, лучше всего объяснить, как «правильно» исповедоваться, можно апофатически, т. е. через объяснение того, как этого делать НЕ нужно. Но сначала скажем немного о сути этого Таинства.
«Удобно же вы, верующие, устроились: нагрешишь, нагрешишь, а потом — покаешься, и можно дальше грешить!» Такое мне приходилось слышать не раз и не два. А вот другое распространённое мнение: «Я могу и дома покаяться, зачем мне ещё к попу идти, он сам грешный».
К сожалению, для большинства людей (даже воцерковлённых) Исповедь — это когда грехи прощают, и больше ничего. Но дело в том, что православное богословие понимает грех не как преступление, которое требует амнистии, а как заболевание, которое нужно лечить. Любой грех, любая страсть — это болезнь, которая терзает человека, мучает его, мешает жить счастливо и полноценно, хотя сам «больной» часто не может понять причину своих страданий. А теперь представьте: человек с язвой желудка после долгих мучений и попыток самолечения наконец-то приходит к врачу и говорит: «Доктор, желудок болит, помогите, погибаю». А доктор ему в ответ: «Ну ладно, иди домой, я на тебя не сержусь за то, что ты язву заработал». Бред? Но точно так же будет выглядеть ситуация, когда на Исповедь придёт, например, запойный пьяница и скажет: «Господи, я из-за этого пьянства окаянного всё потерял: работу, семью, квартиру, облик человеческий, помоги мне, у меня у самого не хватает сил бросить». А священник ему скажет: «Ну, иди, Бог тебя простил».
Суть Исповеди как раз в том, что в этом Таинстве грехи не просто прощаются, а ВРАЧУЮТСЯ. Каяться можно (и нужно!) и дома, но исцеление даётся только в Таинстве церковном. Церковь — это больница, а Христос — Врач. Потому Господь и говорит в Евангелии: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Вот только человеку бывает очень трудно признаться даже самому себе в том, что он болен грехом и нуждается в исцелении.
Как часто вместо того, чтобы честно себе сказать: «Да, это я САМ (а вовсе не „стерва“ тёща) развалил семью», «Это из-за МОЕГО пьянства, а не из-за плохого начальника я потерял работу», «Детей такими ленивыми и равнодушными воспитал тоже именно я — собственным примером», человек предпочитает говорить: «Мне не везёт в жизни», «Меня кто-то сглазил, порчу навёл», «На мне проклятие», «Меня никто не понимает, не ценит и не любит» и т. д. Причём очень быстро находится тот, кто «сглазил», «проклял», «наколдовал"… Искать виноватых ведь намного легче, чем менять характер, привычки, отказываться от своих «слабостей», в общем, лечиться от греха.
О типичных ошибках на Исповеди
90% исповедей начинаются со слов: «Батюшка, простите, согрешил (а)…» Может, это и не грубая ошибка, но всё-таки слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, ведь и грешны мы перед Господом, а не перед батюшкой. И грехи на Исповеди отпускает Господь ЧЕРЕЗ священника, а не сам священнослужитель. Да, священник слышит и слушает исповедь, если необходимо, может что-то уточнить, что-то посоветовать, но всё же он лишь свидетель (как на свадьбе). Если же вы хотите что-то спросить или о чём-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша Исповедь будет произнесена.Другая беда, с которой часто приходится сталкиваться, — пустословие. Исповедь должна быть содержательной и благоговейной, ведь мы обращаемся к Самому Христу. Пустая болтовня во время Таинства говорит о том, что человек либо плохо готов к Исповеди, либо пытается скрыть самое главное, не решаясь о нём сказать. И это означает, что человек исповедуется священнику, а не Богу.
Ещё одна распространённая ошибка случается, когда люди начинают исповедоваться в чужих грехах: «Прости, Господи, я раздражалась, потому что у меня муж пьёт, работать не хочет…», — далее следует (коротенько, минут на сорок) рассказ о плохом муже. Исповедоваться надо в СВОИХ грехах, не оправдывая себя и не сваливая вину на людей и обстоятельства, ведь они — лишь орудия в руках любящего Бога, Который пытается через них открыть нам самих себя. Одна из важнейших целей духовной жизни — познать себя и через это смириться.
Нередко постоянные прихожане сокрушаются: «Я раньше намного лучше была, а теперь с каждым годом всё хуже и хуже». Приходится объяснять, что в Православии «растут вниз», и дело не в том, что грехов больше стало, а в том, что мы постепенно избавляемся от иллюзий насчёт самих себя. Как часто можно услышать признания: «Я не гордая», «Я не завистливый», «Ох, ну уж жадности во мне совсем нет», и бывает необходимо много лет регулярной молитвы, постов и исповедей, чтобы человек понял однажды, как глубоко все эти годы заблуждался. Есть такая карусель — «Колесо обозрения», чем выше поднимаешься, тем больше видно и тем страшнее. Так вот, духовная жизнь напоминает такую карусель — с каждым годом всё страшнее от того, что в себе видишь. Это нормальный путь духовного развития. А вот если человек ощущает, что становится всё более праведным, надо бить тревогу. Скорее всего, духовная жизнь такого «христианина» свелась к исполнению внешних норм и предписаний, которые без видения своих грехов превращаются в лицемерие и фарисейство.
Каждый из нас — абсолютно уникальная и неповторимая личность, поэтому и исповедь каждого человека тоже, в какой-то мере, уникальна, неповторима. Главное — иметь сокрушение о своих грехах и желание поменять жизнь, а «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Иерей Роман МАТЮКОВ, храм новомучеников и исповедников Российских, г. Алдан
http://gazetalogos.narod.ru/numbers/18/18−10.html