Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург15.12.2006 

15 декабря — память преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних Пещерах

Святой преподобный Афанасий подвизался в Киево-Печерской Лавре. Однажды он заболел и через некоторое время скончался. На третий день, когда игумен с братией пришли для погребения преподобного, они с ужасом увидели, что он сидит живой и плачет.

Иноки стали расспрашивать его, как он ожил и что видел в загробном мире. Но преподобный повторял лишь одно слово — «спасайтесь». И только после долгих уговоров сказал: «Имейте во всем послушание к игумену, не возноситесь, кайтесь ежечасно и молитесь Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы здесь скончать свою жизнь, потому что Пресвятая Богородица и преподобные отцы непрестанно молят Бога об этом месте и о живущих здесь».

После этого святой Афанасий затворился в пещере и пробыл в ней безвыходно 12 лет, питаясь только хлебом и водой, получаемыми через оконце. Перед кончиной он повторил свои слова о послушании и покаянии, а также сказал: «Блажен, кто удостоится быть здесь положенным».

Не напрасны были знаменательные слова о покаянии отошедшего к Богу праведника. Если бы не вняли им иноки, то, возможно, не было бы отклонено страшное бедствие, угрожавшее монастырю в 1169 г., когда во взятом князем Мстиславом и отданном им на разграбление войску Киеве не было пощады никому и ничему. Уже была подожжена Печерская обитель, но Бог чудно сохранил ее от полного уничтожения.

Житие преподобного Афанасия, чудесным воскресением и увещеваниями которого Бог пробудил иноков Печерского монастыря от греховного сна, заставляет задуматься о Божественном призвании нас ко спасению.

Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Его неизреченная благость всем грешникам предоставляет благоприятные случаи и надежные средства к тому, чтобы оставить погибельный путь греха и обратиться к покаянию и исправлению своей жизни. Человеку нужно только быть внимательным к себе, не закрывать очей своих духовных от Божественных указаний. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной"(Откр. 3, 20), — говорит Господь. Многообразны и таинственны эти посещения Божии. Спасающая Его сила действует на человека так, чтобы не стеснить и не подавить его свободного самопроизволения к исправлению, чтобы его послушание призыву Божию было твердым и разумным.

Впрочем, нередко бывают случаи, когда Бог употребляет чудодейственные указания и вразумления, чтобы направить заблудшего на путь истины и добродетели. Так, гонитель Савл, будущий первоверховный апостол Павел, был обращен ко Христу необычным образом: он слышал глас Божий, был поражен необычайным светом, слепотой, а потом и чудесным прозрением. Также слепоту и чудесное прозрение Господь послал князю Владимиру, будущему просветителю Земли Русской. Как мы уже видели, чудесным воскресением ныне поминаемого преподобного Афанасия, Господь вразумил иноков Печерской обители. В этих и других подобных случаях чрезвычайная важность дела Божия требовала необыкновенных проявлений Божественной силы к упрочению успеха истины и правды Божией в людях.

Но Бог без нужды не творит чудес. Да и не помогут чудеса упорному и нераскаянному грешнику, который самодовольно и непробудно спит во грехе, никогда не приходя в осознание своего бедственного положения, не прося у Бога помощи ко спасению. Когда сам грешник начинает сознавать свою греховность, тогда спасающая благодать Божия с любовью поддерживает его и приводит ко спасению без всяких чудесных знамений, а посредством самых простых и обыкновенных случаев жизни.

В пример этому можно привести житие преподобномученицы Евдокии, из которого мы узнаем, что она долгое время проводила жизнь развратную и греховную. Однажды ночью она услышала за стеной своей комнаты умиленное чтение, сопровождаемое молитвой и сердечными вздохами. Это читал слово Божие инок Герман, остановившийся в той же гостинице, что и Евдокия. Услышанное так поразило грешницу, что она внезапно почувствовала весь ужас своего греховного жития и решила исправиться. Утром она пришла к иноку и поведала ему скорбь своей души, отягощенной грехами. Герман наставил ее во всем необходимом ко спасению, и Евдокия стала проводить жизнь в посте, молитве и воздержании, увенчав ее мученической кончиной.

Пусть послужит нам этот спасительный пример в руководство и ободрение при нашем раскаянии перед Богом. В дни Рождественского поста особенно своевременно посмотреть нам на себя, испытать свою совесть, проверить поступки, чтобы искренно и бесповоротно вступить на путь истинного обращения к Богу. Это самоиспытание возбудит в нас желание и намерение исправиться, а достаточно малейшей искры такого стремления, чтобы Божественная любовь сделала наше спасение достижимым.

Пора тебе уж пробудиться,
О, бедная душа моя!
Должна ты скоро возвратиться,
Конец приходит бытия…
Ты спишь в забвении, безпечно,
Ты спишь в несчастной суете!
А время льется скоротечно,
И мы идем к своей чреде…
Возстань, опомнись, хоть мгновенье
На ложе мрачное взгляни,
Почувствуй стыд и униженье
И сон греховный отжени!
Господь давно к тебе взывает,
Его ты светом озарись;
Смотри, Он длани простирает.
Душа, душа моя, проснись!..

Как Господь зовет грешников к покаянию

В сороковых годах XIX столетия во многих губерниях России настал страшный голод. Люди умирали тысячами. В одном большом селении Орловской губернии жил богатый крестьянин Иван Миронов по прозвищу Кремень. Жена его умерла, детей не было. Зато много было у Миронова всякого добра и денег. Но сердце его было жестоко и немилосердно. Когда наступил голод, все пребывали в великой печали, лишь один Миронов был весел и доволен: его запасы хлеба продавались по неимоверным ценам.

Однажды, перед самым Рождеством пришли к богачу крестьянин с женой. Они едва держались на ногах и умоляли Миронова дать им хотя бы кусок хлеба, потому что они не ели уже несколько дней. Но он отказал им и прогнал. Смиренно поклонившись, несчастные ушли. А через несколько дней, придя в храм, Миронов увидел два гроба, а в них тех самых мужа и жену, которых он прогнал.

Долго стоял богач у гроба этих людей. Вспоминал их просьбы, смиренный вид. И вдруг как стрелой пронзила его сердце мысль: «Ты виновник их смерти!». В первый раз в жизни он ощутил укор совести и заплакал. Смерть смиренных страдальцев была истинным благодеянием для жестокого сердца Миронова. Он духовно прозрел и с ужасом увидел себя в зеркале своей совести. И чем больше он над этим размышлял, тем больше открывались очи его души. С каждым днем сердце его тяготело более и более к милосердию, часто можно было видеть его скорбящим.

Однажды крестьяне села собрались на сходку, чтобы обсудить свое тяжелое положение и решить, где купить хлеба. Вдруг все увидели идущего вдали Миронова. Некоторые стали с ожесточением ругать его. Богач же, подойдя к людям, снял шапку, опустился на колени и сказал: «Православные! Я много виноват перед Богом и вами, и перед многими. Простите меня, Господа ради, не помяните зла моего, и прошу: простите и не забывайте меня, грешного, в своих молитвах».

Долго плакал раскаявшийся грешник перед окаменевшими от изумления людьми. Потом он подал бывшему на сходке священнику кожаную сумку и сказал: «Здесь все, что у меня есть. Третью часть употребите на Божий храм, прочие деньги отдайте нуждающимся и голодающим. Все хлебные запасы мои пусть будут достоянием всего села и других окрестных сел». После этого, подписав необходимые бумаги и еще раз попросив у всех прощения, Миронов удалился и больше его никто не видел. Только через тридцать лет односельчане узнали, что бывший богач ушел на Афонскую гору и там подвизался в великих подвигах.

http://orthodox.etel.ru/2002/45/k15afanas.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru