Русская линия
Правая.Ru Заур Расулзаде15.12.2006 

Cтратегия американской политики в Центральной Азии

Истинная цель Запада не распространение демократии, а порабощение среднеазиатских народов. Поэтому Штаты даже готовы закрывать глаза на демократические принципы, лишь бы прибрать к рукам богатства региона

Многие СМИ, комментируя заявление президента Джорджа Буша во время вручения Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджана в США Яшаром Алиевым верительной грамоты, которая была распространена по каналам Государственного информационного агентства «АзерТАдж», сделали упор на поддержку хозяином Белого дома территориальной целостности Азербайджана. Публичное признание и поддержка территориальной целостности Азербайджана со стороны президента США, безусловно, является достойным особого внимания событием, хотя, скорее всего, именно эту часть своего заявления Буш расценивал как своего рода дежурную фразу, декламирующую позицию нынешней американской администрации по армяно-азербайджанскому конфликту. Между тем во время общения с новым послом Азербайджана Дж. Буш сделал более знаковые заявления, которые говорят о далеко идущих планах США в отношении Азербайджана.

Вообще-то сразу надо отметить, что по ходу церемонии, во время которой произошло вручение еще и девяти других верительных грамот, президент США уделил уж очень большое внимание Азербайджану, что само по себе является знаменательным фактором. И все же дело не в «массе», а в содержании этих заявлений. Подчеркнув большую роль Азербайджана в борьбе с терроризмом, Дж. Буш назвал нашу страну «надежным партнером» США: «Будущее Азербайджана связано с Евроатлантической общиной, и США будут поддерживать старания Азербайджана в сфере развития связей с НАТО и Евросоюзом».

Вот на что надо было сразу обратить внимание. Хозяин Белого дома, четко определил будущее место Азербайджана в военно-политической системе международной безопасности. По его словам, получается, что место Азербайджана в НАТО.

Президента США понять не так уж сложно. Сегодня на Южном Кавказе Россия и США имеют по одному «форпосту» — Армению и Грузию. А «форпост» все же не надежная и цельная «линия фронта», а нечто вроде «опорного пункта». А Азербайджан до сих пор остерегается того, что «загремит под фанфары», и поэтому все еще сомневается. Между тем, без Азербайджана невозможно создание надежной «линии фронта». Именно поэтому Дж. Бушу приходится воодушевлять официальный Баку тем, что «США будут поддерживать старания Азербайджана в сфере развития связей с НАТО и Евросоюзом», как происходит сегодня с Грузией.

Глава Белого дома даже не скрывает и того, почему США жизненно важно создание цельной «линии фронта» на границе с Россией. Как сообщает «Туран», Дж. Буш считает, что Азербайджан играет ключевую роль в энергетическом коридоре в Европу — как поставщик энергоресурсов и транзитная страна. В предстоящие годы значение этого коридора будет возрастать. США поддерживают экономические и политические реформы Азербайджана, которые призваны обеспечить долгосрочную безопасность и стабильность. То есть Западу, прежде всего США, необходимо контролировать источники энергоресурсов и пути их доставки в Европу, особенно в свете усиливающегося в последнее время «энергетического шантажа» со стороны России.

Не случайно, что Дж. Буш рассматривает необходимость урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с точки зрения обеспечения региональной безопасности, так как только в этом варианте развитие событий в странах Южного Кавказа может полностью выйти из-под влияния России.

Касаясь карабахского конфликта. Дж. Буш заявил, что эта проблема продолжает подрывать региональную безопасность на Южном Кавказе. Он призвал Азербайджан продолжать поиск мирных путей урегулирования конфликта. Дж. Буш также отметил необходимость поиска путей по установлению доверия между народами Армении и Азербайджана. При этом он выразил однозначную поддержку территориальной целостности Азербайджана. США в качестве одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжат работу с лидерами Азербайджана и Армении, чтобы как можно скорее достичь мирного разрешения конфликта.

Одним словом, уделив Азербайджану времени больше положенного протоколом, Дж. Буш в беседе с азербайджанским послом четко определил цели американской политики в отношении нашей страны и методы их достижения. Стоит отметить, что для американцев нет «миссий невыполнимых». В случае возникновения той или иной проблемы, они действуют по принципу «а кто, если не мы». Хорошо это или плохо — другой вопрос.

Однако США четко знают, что им нужно и как добиться поставленной цели. Особенно тогда, когда в Вашингтоне всерьез задумываются над планами по нанесению удара по Ирану. Кроме того на Западе рассматривают Азербайджан как пример другим странам Центральной Азии. То есть обустроив Ирак и весь Ближний Восток, Запад сейчас пытается взяться за регионы Средней и Центральной Азии, в том числе и Южный Кавказ. Конечно, когда мы говорим о «переменах» в Ираке, перед нашими глазами возникают телевизионные кадры о взрывах и террористических актах, людской трагедии. Без сомнения, в Вашингтоне все это считают воцарением демократии.

Правда, Запад, к счастью, не ко всем странам применяет «демократические технологии», опробованные в Ираке. Например, существует целый ряд государств, авторитарных лидеров которых американцы ради своих интересов превозносят в ранг величайших демократов. Так, Запад желает, чтобы страны Средней Азии брали пример в построении демократии с Азербайджана. Интересно, а какую модель демократии Азербайджан может предложить бывшим «коллегам» по Союзу?

Ведь та ситуация которая сейчас существует в Азербайджане, трудно назвать демократическим. Возникает резонный вопрос: может ли страна, где нарушаются права человека, ущемляется свобода слова, быть достойным примером для молодых демократий?

Однако тем самым Запад как бы посылает месседж таким авторитарным лидерам, как Сапармурат Ниязов, Ислам Каримов и др., мол, ведите себя как руководство Азербайджана, и мы закроем на все глаза. Кстати, об интересах США в центрально-азиатском регионе размышляет и известный американский политолог Ариэль Коэн. По его словам, американские интересы в Средней Азии укладываются в три простых слова: «безопасность», «энергия» и «демократия». Вашингтону следует сделать более действенной свою региональную политику, продолжая диверсификацию поставок энергоносителей в США, обеспечивая безопасность страны и продвижение демократических ценностей и принципов свободного рынка. Между тем бассейн Каспийского моря является важным альтернативным источником ископаемого топлива. Прогнозируемые пики производства в регионе сравнимы с уровнем производства в Ираке и Кувейте, вместе взятых. Однако для правильной оценки перспектив следует помнить, что запасы Каспийского бассейна гораздо меньше совокупных «ресурсных кладовых» членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Так, в 2015 году уровень добычи нефти на Каспии может достичь 4 млн. баррелей в день по сравнению с прогнозируемыми на тот же период 45 млн. баррелей в странах ОПЕК. Хотя дело не только в производстве.

Доступ к среднеазиатским энергоносителям затруднен в силу политических и географических факторов, включая российское влияние, ограниченный доступ к водным ресурсам за пределами Каспийского моря и слабую инфраструктуру экспорта.

Тем более что в настоящее время Россия контролирует большинство экспортных маршрутов из Средней Азии. Однако начали появляться и жизнеспособные альтернативы, в частности, построенный с помощью Запада трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Это может стать важным шагом в подрыве российской монополии на транспортировку энергоносителей. В то же время регион подвергается опасности превратиться в арену острой конкуренции со стороны государств, испытывающих энергетический голод, например Китая.

Между тем в последние годы Россия и Поднебесная налаживали активное сотрудничество, чтобы сдержать рост влияния Соединенных Штатов в Средней Азии. Можно предположить, что чем значительнее будет китайское экономическое присутствие в регионе, тем больше рычагов получит Пекин в борьбе с экономическими и стратегическими планами «дядюшки Сэма».

Еще одним препятствием является авторитаризм среднеазиатских лидеров, из-за которого, по сути дела, энергетические приоритеты Вашингтона вошли в противоречие с американскими принципами демократизации. Среди самых злостных нарушителей прав человека числятся Узбекистан и Туркменистан, сомнение вызывает и положение с демократией в ключевом среднеазиатском производителе энергии — Казахстане. Однако, по мнению А. Коэна, Вашингтон должен оказывать поддержку демократическим процессам, не заявляя открыто о необходимости смены режимов. Тот факт, что Соединенные Штаты и среднеазиатские государства расходятся по многим вопросам, не должен мешать общей работе и достижению совместных целей, в том числе развитию энергетики, борьбе с радикальным исламизмом и распространением ядерного оружия.

Вашингтону необходимо понять: для того чтобы получить уступки, нужно самому идти на уступки. Будучи великой державой и более сильным игроком, США могут даже позволить себе время от времени делать первые шаги.

По сути, Ариэль Коэн изложил стратегию американской политики в Центральной Азии. Фактически она мало отличается от той линии, которую Штаты придерживаются в Азербайджане, — закрывать глаза на демократические принципы, лишь бы прибрать к рукам богатства региона. Поэтому дифирамбы Запада по поводу развития демократии — не что иное, как блеф, рассчитанный на простачков. Истинная цель менторов из Старого Света не распространение демократии, а порабощение среднеазиатских народов посредством тех же авторитарных режимов.

Главное, чтобы последние блюли их интересы в регионе, а права человека, свободу слова, иные демократические ценности можно имитировать, как в Азербайджане.

http://www.pravaya.ru/govern/123/10 172


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика