Русская линия
Нескучный садИгумен Петр (Мещеринов)15.12.2006 

Тятя, тятя, наши сети.
Ваше слово, товарищ браузер!

Как относится к интернету Церковь? В молитве есть просьба не вводить нас во искушение, а в сети искушения на каждом шагу. О парадоксах интернета в беседе с корреспондентом журнала Анной ПАЛЬЧЕВОЙ рассуждает ведущий одного из православных форумов, руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря игумен ПЕТР (Мещеринов).

— Как вы относитесь к тому, что люди начинают молиться перед экраном компьютера? Не отваживает ли это их от храма — ведь перед монитором-то молиться проще и ходить никуда не надо…

— Молитва — это обращение сердца к Богу. Если икона, появившаяся на мониторе, дает к тому повод, то ничего плохого в этом нет. Ну, а не молиться можно и стоя в храме. Распространены, например, сейчас кассеты с записями разных молитв, Псалтири. Вставил в магнитофон, нажал кнопку — и там вычитываются утренние или вечерние молитвы. А будут ли люди при этом сами молиться — уже от них зависит. Можно рассматривать интернет как повод для молитвы. Но этот повод можно найти в любой ситуации.

Появляющееся на экране изображение иконы не освящено. Но молиться на него — раскрывать акафист и читать перед монитором, — я думаю, никто не станет. Я довольно много общаюсь с молодежью, и не замечал, чтобы большое количество людей предпочитало молитву перед монитором молитве в храме. Ведь интернет — это виртуальное пространство, там может быть только информационный отсыл к иконе.

Или возьмем интернет-рассылки с просьбами «прошу молитв». Можно собрать сотни молитвенников за себя по всему миру, но эти люди часто и не знают, за кого молятся. Однако это не интернет-проблема. На Родительскую субботу нам приносят в алтарь километровые горы записок, которые священники должны прочитать. Мы тоже не знаем тех, кто там записан. Или по радио «Радонеж» в каждой передаче слышим: «Братья и сестры, просим помолиться» — и дальше перечисляют имена. И когда слышишь, думаешь про себя: «Помоги, Господи!» Это тоже повод для молитвы. Если уж так строго подходить, тогда мы и в храмах должны молиться только за тех, кого мы знаем.

Мне кажется, что такой интернет-повод к молитве какую-то свою нишу займет, но это не будет массовым. Особенно у нас, с нашим очень сильным обрядовым восприятием Церкви. Людям всегда будет важно прийти самим в храм, приложиться к иконам в их «реальном» а не виртуальном виде, поставить свечи и написать записки.

— Молчуна в реальной жизни интернет может сделать болтливым, смиренного человека — страстным и т. д. Получается, что интернет гипертрофирует некоторые проявления в человеке или вовсе изменяет его?

— Интернет отражает жизнь. Как сказал Экклезиаст, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1, 9). Например, в современном социуме очень много блудного (вся реклама на этом строится, посмотрите, как люди одеваются, на каком уровне друг с другом общаются и т. п.), и в интернете больше половины сайтов — порнография. Специфика интернета в том, что он действует напрямую и поэтому адекватно показывает срез интересов общества. Сколько православных форумов в интернете? Десятка два, может быть; и посещаемость их невелика. Если на нашем сайте, предположим, пять участников и три гостя, а на блудном сайте — 150 участников одномоментно, а гостей — 1400, значит, такое соотношение сил в реальной жизни, и интернет это отображает.

Молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. То же самое и интернет. Это средство. Но все зависит от того, как человек им пользуется. Жизнь людей усложняется, Господь дает все более тонкие, разносторонние инструменты, которые в определенных ситуациях становятся и более опасными. Появился интернет и высветил многие особые стороны человеческой души. Это нужно воспринимать как данность. Нельзя сказать, что человек в реальной жизни настоящий, а в интернете ненастоящий, потому что виртуальная часть личности все равно часть этого человека.

В человеке заложено многое. Мне кажется, мудрость христианина именно в том, чтобы, как апостол Павел говорит, всего испытывать, хорошего держаться (см. 1 Фес. 5, 21). Как говорится в книге Сираха: «…сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена» (Сир. 37, 30−31). Все души разные, и не для каждой подходит то, что хорошо для другой. А как вредное узнать? Только на опыте — на своем или на чужом.

Да, существует интернет-зависимость. Если человек в сети застрял на всю жизнь — это плохо. Но в этом не интернет виноват. Знаете, есть и обжорство. Не будем же мы из-за того, что кто-то злоупотребляет едой, запрещать всем есть? Есть дорожно-транспортные происшествия, самолеты падают, корабли тонут. Но эта проблема не решается отказом от автомобилей, самолетов, кораблей. Так же и тут. Надо бороться с зависимостью, а не с интернетом.

— Чем, по-вашему, интернет полезен, а чем вреден для Церкви?

— Во-первых, интернет безусловно полезен в деле информирования. Часто священноначалие принимает и постановляет одно, а церковная действительность живет совершенно другой жизнью. Типичный пример — это постановление Патриарха и Синода о младостарчестве, о духовнической практике, принятое в 1998 году. Своевременное и необходимое, вызванное колоссальными проблемами церковной жизни. Но его никто не знает, люди по-прежнему ищут старцев и полустарцев — как будто голос Священноначалия не прозвучал. Постановление надо огласить соборно, довести до сведения не только клириков, но и мирян. И интернет-пространство как раз позволяет сделать это максимально просто и быстро. Во-вторых, есть интернет-общение. Хотя оно имеет явные минусы — оно менее ответственное, более страстное, потому что там гораздо меньше, чем «в реале», необходимости «включать тормоза», — но оно все равно важно. Хорошо, когда православные люди общаются хоть в интернете, на форумах. Есть ужасно ерундовые православные форумы, но они ценны тем, что позволяют видеть, чем живет церковный народ, что для людей важно, что у них в головах. В-третьих, интернет полезен еще и просто как хранилище информации. Существует масса удобных и доступных богослужебных библиотек, можно читать Библию со ссылками и комментариями.

Ну, а абсолютно вредна для Церкви греховная часть интернета, естественно.

Церковь воспринимает мир, с одной стороны, как падший, с другой — как мир Божий. Эта двойственность создает поле для евангельской деятельности. Церковь не преобразовывает внешнее, но всегда воздействует на социум и культуру изнутри. Так Церковь преобразила языческий мир. Рим пал, но исконные институты остались: государство, семья — моногамия стала нормой. Церковь всегда очень трезво подходит к человеку. Человек склонен ко греху, у него падшая природа, а если ему талдычат: «Этого не делай!» — он обязательно сделает. Запретами здесь ничего не добьешься. Гораздо продуктивнее исходить из того, что молодые люди уже и так сидят в сети, и их как-то воспитывать. Поэтому Святейший Патриарх все время подчеркивает необходимость использования интернет-технологий, чтобы были самые разнообразные и епархиальные, и приходские, и монастырские сайты.

Жизнь ставит вопросы, и Церковь должна на них реагировать. Очень важен опыт этого пятнадцатилетия, прошедшего с тех пор, как Церковь перестала зависеть от государства. Этот опыт показал, что первая реакция церковного человека, церковного сообщества на нововведения отрицательная: запретить, грех! Но потом Церковь вынуждена констатировать, что это не выход. Церковь — это же богочеловеческий организм, и Дух Святой просвещает людей, хотя и с большим трудом. Со скрипом преодолевая инерцию, Церкви приходится осознавать проблему и решать ее более конструктивно.

Интернет-пространство, конечно, никогда не заменит реальность. Но присутствие интернета в жизни расширяется, особенно для молодого поколения. Вскоре люди не смогут существовать без интернета. И задача Церкви — вести свою просветительскую работу с учетом этого факта.

Технологии, конечно, будут развиваться и дальше. Но в Церкви, особенно в богослужебной практике, традиционализм останется. Вспомните: когда появился интернет, забили тревогу, что, мол, теперь и книг не будет. Ничего подобного — и книги есть, и журналы, и ТВ. Одно другому не мешает.

Мне кажется, есть два направления в церковной деятельности. Первое — это охранительство. Когда оно выходит за рамки здравого консерватизма и становится тотальным, то оно обречено на провал. Второе направление — как это было всегда в истории — евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась… и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их. А те, кто отрицал, оказывались в расколе, в ереси.

Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=9999&article=538


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика